Русская линия

 

Русский дом, №10. Оглавление


ПОКА ЗВОНИТ ЗВОНАРЬ
А.И. Реутский

Началась эта история десять лет назад, когда Виктор Григорьевич Шариков в очередной раз приехал в родное село Остров навестить родственников. Местный батюшка, узнав, что Шариков работает на "оборонке", попросил помочь с колоколами для храма. А чего же не помочь, подумал Шариков, дело-то доброе, и, вернувшись в Москву, принялся изучать литературу по колокольному искусству.
Оказалось, что история колоколов уходит в бронзовый век, в 4-1-е тысячелетие до нашей эры. Поначалу колокола и колокольчики были литыми, коваными, клепаными, небольших размеров и причудливой формы, а бронзовые в форме тюльпанов появились впервые в итальянской провинции Кампана. Согласно преданию епископ г. Нолы святой Павлин прилег в поле отдохнуть, и во сне ему явились ангелы с полевыми колокольчиками, от которых исходили чудесные звуки. Потрясенный сном, епископ приказал отлить колокола именно такой формы. В официальную церковную службу колокола были введены в 604-606 гг. папой римским Сабинианом, а в русских монастырях до XV века колокольный звон вообще не предусматривался, поскольку ассоциировался с католическим Западом; на Руси, как и в Византии, использовались била - доски из дерева, камня или из металла, по которым ударяли специальной колотушкой. Противником колоколов был преподобный Сергий Радонежский, поэтому первые колокола в Свято-Троицком монастыре появились спустя 30 лет после его кончины…
Завершив теоретическую подготовку, Шариков побывал на пяти московских, воронежском и ленинградском заводах, в экспериментальных металловедческих лабораториях, исследуя причины "старения" и разрушения колоколов, способы ремонта и повышения износоустойчивости. На поиск самого звонкого металла для бил ушел год. При этом выяснилось, что серебро вовсе не добавляет колоколам "звонкости" и оптимальный состав колокольной бронзы все тот же - 20 процентов олова и 80 меди.
Православный звон в Преображенской церкви села Остров мгновенно всколыхнул всю округу. И вот уже батюшки из соседних сел потянулись с просьбами в семью Шариковых. А тут грянула шоковая терапия по-гайдаровски! Академический институт, в котором трудился Виктор Григорьевич, резко сократил штаты. И бывший эксперт аэрокосмической промышленности создает колокольный центр, главная задача которого не торговать колоколами, а готовить звонарей для православных храмов. Первыми преподавателями и ближайшими соратниками стали иерей Новодевичьего монастыря Владимир (Наумов), бывший старший звонарь кафедрального собора в Елохове, Павел Маркелов и Артем Чеботарев - старшие звонари Покровского собора и храма св. Николая в Хамовниках. На искалеченной колокольне приютившего центр храма они оборудовали настоящие звонницы из бил и колоколов, специально обработанных для повышения износоустойчивости.
Обучают в Колокольном центре не только москвичей. Храмы Ярославля и Владимира, Саратова и Якутска, Ташкента, Алма-Аты и Керчи присылают своих послушников. Возвращаясь домой, они становятся "кристалликами", вокруг которых вырастают свои учебные центры. Помогают аудио- и видеокассеты, учебные пособия, выпущенные центром по минимальным расценкам. Обучение платное, но три месяца подготовки стоят не дороже частных уроков английского языка. Если у студента совсем нет денег, ему предлагают потрудиться на восстановлении храма, и это считается оплатой обучения. Принимают на курсы всех желающих, единственное условие - быть православным и иметь благословение духовника.
Казалось бы, вот она, золотая жила! Штампуй кадры для страны, торгуй колоколами и билами, благо заводы-литейщики дают хорошие скидки, обогащайся! Но для православного русского человека смысл жизни не в наживе, а в стяжании Божьей благодати. Заработанные центром деньги - будь то прибыль от торговли колокольной "утварью" или концертные выступления - идут на реставрацию приютившего центр храма св. Николая в Заяицком. Один придел уже восстановлен, прошла первая служба. В учебных классах самая скромная мебель, в звоннице подтекает потолок, но о Московском колокольном центре знают, обращаются за помощью из кремлевской мастерской, если требуется ремонт курантов, приглашают в Болгарию и Грецию обучать местных звонарей. Одна из программ колокольного центра - паспортизация колоколов. Драма в том, что сегодня в сельских храмах колокола воруют, разбивают и как драгметаллы продают в страны ближнего зарубежья. Бывает, милиция поймает вора, но ни батюшка, ни звонарь по внешнему виду не могут опознать колокол. "Вот мы и обратились ко всем храмам, - говорит Шариков, - записать звучание колоколов. Звук каждого колокола уникален, у каждого своя индивидуальная спектрограмма, это почти как "отпечатки пальцев". Создадим картотеку и поможем в опознании, заодно и предупредим о не видимых глазу трещинах. Программа поможет лучше настроить звонницу, учитывая акустические свойства колоколов и бил, определить их возраст. Собрав всю информацию, можно будет ответить, почему одни колокола колются, а другие нет. Эти обертонально богаты, а эти звучат неважно, и дать оценку работы каждого литейного завода".
Еще Шариков мечтает открыть музей колокольного искусства. Он мог бы стать "точкой" экскурсионного маршрута для зарубежных гостей, но лоска пока не хватает, хотя предложения от турфирм были. Зато ребята из воскресных школ и православных гимназий слушают лекции центра, открыв рот, а если еще на билах разрешат позвонить, восторгу нет предела.
На первый курс набрали 10 человек. В программе - основы православного звона и музыкальной акустики, история колокольного искусства, установка звонниц и меры безопасности. "Звонить на колокольне - боговдохновенное дело, тут особое значение имеет психологическая подготовка. Прийти в храм нужно заранее, - рассказывает Виктор Григорьевич, - получить благословение настоятеля и не спеша, с молитвой подняться на колокольню, недаром туда ведет такая крутая лестница. Помните, в молитвослове, "пусть твои мысли оставят все земное… а чувства придут в тишину…" И тогда, из этой тишины, родится православный звон, и твоя молитва отльется в бронзу…"
Пока звонит звонарь - Русь святая живет.