Русская линия

 

Русский дом, №10. Оглавление


Русь православная

ОБИТЕЛЬ САВВЫ КРЫПЕЦКОГО
Т.В. Вересова

rh10_k.jpg (10228 bytes) В торошинские болота мы много лет ходили за клюквой - воды было много, но зато ягода была крупной и сладкой. Моя институтская подруга, родившаяся и выросшая в Торошине, преподавала в местной школе. А ее отец служил в лесничестве - он всегда вовремя подсказывал нам земляничные поляны, "плантации" черники, просеки малины и брусники и островки скрывшихся в воде кочек рубиновой журавинки. Собирая клюкву, постоянно вспоминали близость порушенной временем и политикой обители, в которой в самом начале ХУII века скрывался лжецарь, - это, пожалуй, все, что мы тогда знали об этой святыне. Отсутствие дороги мешало подойти к ней - ждали зимы, но так и не собрались...

О Крыпецком монастыре ("крыпа" - по-польски "лодка, рыбачий челнок"; в псковском наречии исстари много польских слов) помнила всегда и потому, что он - историческая частичка моего родного края. И однажды, готовя телепередачу о забытых памятниках Отечества отнюдь не местной значимости, завернула в село Крыпецкое, полагая, что теперь-то обязательно до него доберусь. Но нас вновь разделяло непроходимое и непроезжее клюквенное болото...
Первым летописцем обители стал Преосвященный Евгений (Болховитинов), архиепископ Псковский и Изборский, позднее - митрополит Киевский (похоронен в Софийском соборе). В своем "Описании шести псковских монастырей" он писал: "Крыпецкий Иоанно-Богословский третьего класса мужской монастырь (...) по древним грамотам писан во Псковской земле, во Псковском уезде, в Бедьской Засаде, в Торошенской губе. Крыпецким назван по урочищу и месту своему древле Крыпцы именовавшемуся, а Иоанно-Богословским по соборному храму. (...) Основатель одного был Преподобный Савва, около половины XV века пришедший в Россию из чужих стран, как сказано в жизнеописании его, и почитается происхождением из Сербской страны, или от Святой Афонской горы... (...) Преподобный Савва скончался и погребен близ монастырской Иоанна-Богословской церкви, а через шестьдесят лет по кончине его в 1547г., при игумене Феоктисте, когда вместо первоначальной церкви начато основание каменной, обретены были 23 апреля мощи его, которые в том же году Московским собором, по чудесам, бывшим от них, и по известию о богоугодном житии его, призваны святыми..."
По синодику церковному, грамотам и указам Евгений Алексеевич Болховитинов отыскал имена настоятелей Крыпецкого монастыря. Кроме преподобного Саввы и блаженного монаха Корнилия, святыми объявлены и другие насельники обители. Среди них было и много подвижников. Наиболее известные и почитаемые и сейчас - преподобный Нил Столобенский (1484-1555), который в 1528 г. поселился в пещере на озере Селигер, где после его смерти была основана Богоявленская Нилова пустынь (Тверская епархия), возвращенная ныне Церкви; Преподобный Никандр-пустыножитель, псковский чудотворец (1507-1582; его мощи обретены 29 июня 1687 г.). Иеромонах Варлаам считается одним из значительных духовных писателей середины XVI века. Среди насельников монастыря был и известный исторический деятель - инок Антоний, в миру Афанасий Лаврентьевич Ордын-Нащокин (1605-1680), живший в эпоху царя Алексея Михайловича, создатель регулярной русской почты, знаменитый дипломат и экономист, опыт которого не худо бы использовать и в нынешнее время. Воеводствуя во Пскове, Ордын-Нащокин ввел городское самоуправление, беспошлинную торговлю с иностранцами широко использовал по отношению к отечественным производителям и торговцам. Для улучшения внешних сношений он много сделал и позднее: завел газеты-куранты, установил заграничный денежный курс на Россию. Видимо, земная слава одолела его, и в 1672 г. он удалился в Крыпецкий монастырь, принимал участие в его строительстве...
... 4 марта 1918 г. началось порушение обители: красноармейцы надругались над иконой на реке - "в лице преп. Саввы с правой стороны в трех местах прокололи штыками или саблей", повредили престол и разломали подроконник Успенской церкви... Все земли, все хозяйство и имущество отобрало государство, а в 1923 г. монастырь закрыли. Довершили его завершение военные пожары и время...
В 1990 г. монастырь возвращен Церкви, в следующем году сюда пришел монах-строитель Дамаскин. Руины колокольни и собора Св. Иоанна Богослова стояли в грудах камней и мусора, и трава - выше человеческого роста. "Упал я в эту траву, поплакал... Встал, походил... Посмотрел... - отец Дамаскин глубоко вздыхает, - и, конечно, не то, что голос... - такое чувство души и сердца, что ТЕБЕ это надо все делать... К этому времени я так стосковался и сострадался уже по обители! И вот Господь, видно, мне это дал: бери, делай и живи!.." Два года еще по праздникам о. Дамаскин служил в одном из приходов Пытпловского района (12 лет он прожил в Псково-Печерском монастыре, 8 лет скитался по приходам епархии), а сюда приезжал работать. Дороги не было - останавливался в деревне за 6 километров от монастырского пустыря. Привозили кое-какой стройматериал, а потом пешком, в резиновых сапогах - по колено в грязи, таскали все сюда на себе. "Год, считай, помогали одни женщины: строили, убирали, молебны служили. Построили маленькую хижинку... Стал обращаться в различные организации - сколько походил, сколько сапог истер?! Дорогу сделали при прежнем губернаторе. И свет провели. За 1994-1995 годы восстановили купол, нижний придел преподобного Саввы Крыпецкого, основателя монастыря. И четверик крыши покрыли. Епархией нам был пожертвован "Урал". "ГАЗ-66" - первая машина, которую тогда за 800 рублей мы купили у армейцев... Сколотили быстренько трапезную, потом - скотный двор... У нас лошадь, 4 коровки и 4 телочки, курочки - вот и все хозяйство. И два гектара земли уже обработали. Трудиться приезжают женщины - за коровками ухаживают, хлеб пекут... Строим все сами - братии 15 человек, и трудников около 10. Так вот с Божией помощью и живем. Ждем помощников - всегда молимся: бывает, и муки не на что купить, и бензину... У нас 10-15 человек остановится может - приезжайте! У нас ведь и озеро святое, и грязи целебные... Будет все хорошо в стране - и к нам приезжать будут. Хочется, чтобы был мир на Земле. Чтоб не было такого, что творится сейчас в Югославии, - нас это очень тревожит. Не дай Бог, чтобы это коснулось России...
Неведомую дорогу на Крыпецкий монастырь мы нашли с третьего заказа. И, как много-много лет назад, в святое это место я отправилась со своими учениками - правда, теперь уже бывшими (на сей раз уже они позаботились о транспорте. Теперь уже наша клюквенное болото осталось по другую сторону леса, дороги к монастырю...

На снимках автора - игумен Дамаскин и его обитель

Почтовый адрес Крыпецкого монастыря: 181170, Псковская обл.,
п/о Торошино, с. Крыпецкое

Банковские реквизиты:
Псковский банк СБ РФ, г. Псков
р\с 407038 10951010100093
корр. сч. № 30 101810300000000602
БИК № 045805602 ИНН 6000000072
код ОКОНХ 96130, код ОКПО 02810364