|
КАКОВ ПАСТЫРЬ - ТАКОВО И
ОБЩЕСТВО
Г. Г. Васина
В духовном сердце России, в Троице-Сергиевой
Лавре, состоялись очередные
духовно-просветительные чтения.
Ожидалось, что в них примет участие 700
священнослужителей, педагогов, журналистов,
военнослужащих, ведущих своих воспитанников к
вере Христовой. В Духовную академию приехало
более тысячи участников чтений со всей России и
из-за рубежа. Ведь сама Глинская пустынь,
построенная на землях Курской губернии, после
непонятного разбазаривания исконных земель
оказалась на Украине, в Сумской области. Одна из
проблем, поднимаемых на чтениях, была такой: как
соединить если не геополитически, то хотя бы
духовно наше разорванное славянское и
православное пространство?
Но, конечно, чаще всего на Глинских чтениях
звучало, осеняя участников, имя отца Иоанна
(Маслова) - выдающегося старца ХХ века.
Однажды на старом кладбище Сергиева Посада
собравшиеся как обычно около утопающей в цветах
могилы магистра богословия схиархимандрита
Иоанна (а сюда вот уже восемь лет в любую погоду в
будни и праздники едет все больше людей) духовные
чада старца увидели, как по дорожке между
оградами быстро приближается священник с двумя
маленькими девочками. Оказалось, отец Валентин
приехал с дочерьми из-под Домбая, где он служит.
Когда-то он учился в семинарии у отца Иоанна
(Маслова) и, как он вспоминает, "очень боялся
его". Прошли годы. В жизни молодого иерея
начались сложности. Он долго и безуспешно
пытался найти себе духовного руководителя. Но
все это время перед ним стоял только "яркий
образ этого старца". В конце концов о. Валентин
собрал деньги и приехал сюда, на старое
кладбище... С тех пор в жизни все устроилось. Здесь
же он всегда получает "умиление, утешение и
успокоение".
Святейший Патриарх Московский и всея Русь
Алексий II так сказал о спасительной роли
священнического служения: "Только от усердия
пастырей зависит, какая жизнь будет у нас на
Руси". Слова Предстоятеля Русской
Православной Церкви перекликаются с фразой,
сказанной в восьмидесятых годах "выдающимся
глинским подвижником ХХ века" (как назвал его
Святейший Патриарх Алексий II) схиархимандритом
Иоанном (Масловым): "От пастыря зависит
благополучие общества".
В нынешнем году исполнилось тридцать лет с
момента окончания о. Иоанном Московской Духовной
академии. Еще во время учебы здесь он стал
духовником ее преподавателей и студентов и
оставался им на протяжении четверти века. Уже
тогда в этом необыкновенно красивом, смиренном,
скором на веселое ласковое слово монахе
окружающие чувствовали необыкновенные силу и
власть. Его очень любили и трепетали перед ним.
Ведь старцем называл о. Иоанна, молодого инока
Глинской пустыни, еще его духовник, "печальник
душ человеческих", схиархимандрит Андроник
(Лукаш).
Сын погибшего фронтовика, Иван Маслов, остался
в многодетной семье за старшего, за кормильца. С 10
лет умел шить, прясть, пахать, готовить. В 1951 году
Ивана призвали в армию. Служил он отлично, был
лучшим стрелком и сам признавался: "Я не думал
быть монахом, хотел стать военным. Да вот Господь
привел. Господь привел его в соседний Глинский
монастырь, основанный еще в XVI веке.
Двадцатидвухлетний Иван Маслов пришел сюда в 1954
году, а через два года (невиданно быстро для
строгого монастыря) был пострижен в монашество. В
1961 году после очередного закрытия обители
молодой монах по благословению старцев приехал в
Троице-Сергиеву Лавру... И вот уже о. Иоанн -
преподаватель семинарии, доцент академии,
ризничий академического храма.
Последний старец Глинской пустыни был
редкостным педагогом. И преподавая сложнейшие
дисциплины - пастырское богословие и литургику,
так строил занятия и увлекал студентов, что
"настроение после урока было таким же, как
после праздничной всенощной", пишет иеромонах
Сергий (Данков). О том же вспоминает и архиепископ
Истринский Арсений: "Занятия у о. Иоанна - самое
веселое в академии".
Старец буквально "выстраивал" судьбы своих
духовных чад. Не случайно его племянник и
духовный сын академик Н.В. Маслов говорит: "Он
многим из нас определил нашу жизнь вперед, чуть
ли не до конца ее. Это большое счастье".
Николай Васильевич, кандидат богословия,
заместитель председателя Комитета по населенным
пунктам Европейской экономической комиссии ООН,
успевший сделать (под продолжающимся и ныне
благодатным руководством старца) столько,
сколько иным не удается за всю жизнь, никогда
раньше не думал о политическом поприще. И лишь по
настоянию духовного отца (ведь находясь на
высоком посту, можно помочь большему количеству
людей) в конце восьмидесятых пошел на выборы
одновременно и в районный, и в Моссовет.
Программа, с которой он победил на них, была
написана вместе с наставником-богословом.
А в 1992 году по благословению о. Иоанна была
создана Партия народного согласия. "Если в
душе и сердце христианина ярко горит пламень
патриотизма, он сам найдет пути для проявления
любви к Отечеству", - сказано им. "Будь свечой
горящей" - тоже его слова.
Нам оставлены его многочисленные лекции и
статьи, книги и труды, написанные так, что их
взахлеб читают подростки и черпают мудрость из
духовных сокровищниц взрослые: "Преподобный
Амвросий Оптинский и его эпистолярное
наследие", "Святитель Тихон Задонский и его
учение о спасении", "Симфония по творениям
святителя Тихона задонского"; "Глинская
пустынь. История обители и ее
духовно-просветительная деятельность в XVI-XX
веках", "Глинский патерик"... (Ниже мы
приводим несколько высказываний - духовных
наставлений великого старца, - Ред.)
Те, кто знал его, утверждают: "Рядом с ним
каждый чувствовал - жизнь будущего века
действительно существует. Более того, она
реальнее, чем здешняя". Один из моих знакомых
после рассказа об отце Иоанне, услышав, что
продукты в его доме лежа на солнце неделями не
портились, вдруг неожиданно для себя воскликнул:
"Значит, он соль земли был, раз не портились!"
Врач санатория, расположенного в сорока
километрах от Сергиева Посада, вовсе не знакомая
с духовными чадами о. Иоанна, перечислив его
нынешнюю помощь своим знакомым и близким,
заключила: "Отец Иоанн - самый скорый
помощник".
На кладбище к старцу едут уже не только отдельные
люди, но и целые паломнические группы. В одной из
таких групп оказался китаец, плохо понимавший
по-русски, но когда ему объяснили, почему надо
приложиться к кресту на могиле о. Иоанна, он долго
в восхищении твердил: "Боль- нет! Нет - боль!"
...Монах-ученый навсегда вошел в историю Церкви.
Он известен в Америке и Франции, Австрии и
Германии, Африке и Австралии, Польше и Болгарии,
на Афоне и в Иерусалиме. Человек, благодатно
сочетавший в себе два таланта - старчество и
богословие, часто повторявший: "Слушаться надо
пламенно", - сам пламенно служил миру.
+ + +
Слово, которым владеет человек, есть особый, неоценимый дар Божий, посредством которого мы выражаем мысли о Боге, о человеке, о мире, видимом и невидимом.
+ + +
Священнослужитель должен быть истинным патриотом своей Родины... и в этом же духе воспитывать своих прихожан.