|
АФОН И КОНЕЦ СВЕТА
Эсхатологический очерк
Сумерки застали нас у подножья Святой
Горы врасплох. Стучимся в ворота одной кельи -
тишина, никто не открывает. В другой - то же самое.
Вдруг откуда-то сверху, из зарослей, по-русски:
"Кто такие?" - Паломники из Москвы. И после небольшой паузы: "Поднимайтесь сюда". |
Так мы оказываемся в сложенной из
плоских камней, не скрепленных раствором, келье
русского отшельника игумена Венедикта. Впрочем,
старца нет дома. Нас принимает его послушник отец
Кукша.
- А мы уж совсем было собрались прилечь на
полянке...
Наш собеседник покачивает головой: "Здесь,
особенно на Каруле, за стенами келий лучше не
ночевать".
- Змеи?
Отец Кукша смотрит на нас пристально и серьезно.
Похоже, взвешивает, как мы отреагируем на
услышанное. Наконец отвечает: "Бесы... Здесь
ведь как: становишься на молитву, а вокруг кельи
стук копыт. Вроде мул скачет кругами. А какой тут
мул: с одной стороны пропасть, с другой - скала.
Пугают... Порой над ухом рыкнет так, что волосы
дыбом встанут. Однажды без видимой причины в
сердце вошел неописуемый ужас. Тут же упали нары.
По полу заметались полчища крыс. А я стою и
Иисусову молитву вспомнить не могу. Буквально по
букве высвечиваю ее в сердце. Наконец осилил до
конца, и страх отступил.
Недавно в соседней келье у нас священник один
ночевал, тоже паломник. Он, похоже, счел, что я тут
от одиночества мышиного писка пугаюсь. А наутро
пришел - весь синий.
Ночью, говорит, кто-то схватил за руки - за ноги и
пытается выволочь из кельи. А что значит
выволочь: в двух шагах за дверью - пропасть!
Ничего не видно, хоть глаз выколи. Перекреститься
священник не может, так крепко держат. В конце
концов все же сотворил крестное знамение,
включил фонарик - никого...
А старцы бесов гоняют. Да и как врагам не боятся
таких, как наш сосед отец Стефан! Ему сама
Богородица являлась. Когда-то власти хотели
выселить его. За то, что он занял участок
карульской земли, не заплатив денег. Тогда Матерь
Божия встала на пути изумленных полицейских".
Про отца Стефана мы слышали и раньше, в нашем
Пантелеимоновом монастыре. Некоторые считают,
что у него дар прозорливости. Во всяком случае,
когда у старца был наш монах отец Софроний, тот
вдруг нарисовал ему какую-то карту и дорогу.
Потом написал: "120 километров". Вскоре монаха
увезли в Салоники на операцию.
"Впрочем, заговорились мы, - говорит отец Кукша.
- Тесно у нас. Двоим в ту самую келью идти надо. И,
обращаясь ко мне: а вы ляжете тут, у входа. Видите,
дверь я запираю. Ночью, если кто войдет, вы
помните: дверь заперта. Надо успеть
перекреститься. Тут заходят ночью".
Свет погас. Где-то заскреблись мыши. Читаю
Иисусову молитву...
Среди тревожного зыбкого сна слышу человеческие
шаги за дверью. Может, кто-то из наших? По узкой
тропинке над обрывом в такой темноте пройти без
фонарика невозможно. Я приподнимаю голову: света
не видно. А шаги слышны. Рука крестится, пока
снова не охватывает сон. Все это повторяется еще
два раза. Рассвет встречаю с облегчением.
Через несколько дней один из моих попутчиков,
ночевавших в соседней келье, человек уже
немолодой, серьезный, сказал: "А знаешь, что со
мной той ночью было? Проснулся, а рядом со мной -
жена. Она умерла полтора года назад. Я чувствую
тепло ее тела, ее плоть. Во мне просыпается такое
чувство, как тогда, когда она была жива. Она манит
меня. Я наклоняюсь к ней и целую ее... И тут же
видение исчезает".
+ + +
"В первые дни на Каруле я боялся бесов.
Хотел уйти отсюда. А потом думаю: это мой дом,
пусть они уходят. Креста они не выносят. Я как-то
ночью смотрю: штук сорок спускается по дороге.
Ничего, думаю, подойдите поближе. А потом -
крестным знамением их. Они бегут, злобствуют,
грозят. Кричат так: вы, монахи, хотите наши места
занять"...
Мы у сербского отшельника схиархимандрита
Стефана. На Афоне он полвека. На Каруле, в
одиночестве своей кельи, - сорок лет.
О старце говорят разное. Одни, что впал в
прелесть, слишком много говорит, постоянно в
беспокойном движении. Другие называют его
юродивым. А какой покой от юродивых? Впрочем, не
нам судить.
Встретил он нас действительно необычно: в
мирской одежде сбежал по тропинке навстречу.
Что-то напевает, посвистывает. Издали кажется
стройным юношей. Вот только борода и длинные
волосы, превратившиеся в настоящий войлок.
Мы познакомились. "Георгий? - переспрашивает
старец. - Это хорошо, святые мученики по молитве
приходят на помощь раньше всех".
Он приглашает нас к себе. С пристани, если задрать
голову, его келья видна, но самим ее найти было бы
невозможно. Наш хозяин раздвигает густые кусты.
За ними - едва заметная каменистая тропинка.
Крутая! Местами надо подтягиваться, держась за
веревку. Наконец мы в его владениях.
Основой кельи является пещера, в которой два
небольших озерца. У входа в пещеру старец
десятилетиями и строил свои лабиринты. Здесь
храм, небольшая гостиница для паломников,
многочисленные хозяйственные постройки.
Отшельник говорит быстро, на смеси русского и
сербского, но понятно практически все.
"Землю на огород носил издали. Пять тысяч раз
ходить пришлось! А камни - снизу поднимал, от
пристани. По ночам таскал. Прохладно, луна светит,
хорошо! Я сильный был. Не лечился никогда".
Старец стоит рядом с крестом, на котором
написано: "1922. Схиархимандрит Стефан".
Могилу себе уже подготовил.
Хозяин на минуту оставляет нас и возвращается в
облачении. В его одеянии - одна необычная деталь.
На вязаной шапочке - значок четников, сербских
партизан-монархистов времен второй мировой. Отец
Стефан командовал таким отрядом.
"Меня и расстреливали, - рассказывает он о
своей жизни. - Поставили к стенке, и с нескольких
метров двое из автомата. Никак попасть не могут. Я
бросился бежать. Пули вокруг тела свистят, одежду
прожигают. Так и ушел. Без единой царапины".
Мы оказываемся в комнатке с видом на море. Она вся
в иконах. Много и фотографий. Их оставляют,
присылают этому необычному монаху паломники,
благодарные за духовную помощь. На одном снимке -
сам отец Стефан. Что-то пишет, а рядом - голуби.
"Птички любят, когда я пишу", - говорит
келиот.
Тут же - множество книг. Карульский старец
известен своими богословскими трудами. Он пишет
их на греческом, английском, немецком языках.
"Сейчас готовлю книгу о Конце Света, - говорит
отец Стефан. - Люди боятся двух зол - болезни и
войны. А их надо использовать во благо. Недавно,
после урагана, когда я таскал поваленные деревья,
заболело вдруг сердце. Голова горячая. Я говорю:
"Слава тебе, Господи!" И все прошло. И за
болезнь, и за смерть - за все благодарить надо.
А война? Вот Америка всегда завидовала
громадности России. В начале века американские
масоны дали денег Японии для войны с Россией. Во
время сражений многие видели, как ангелы
забирали души погибших христиан на небо. Во время
Второй мировой войны, когда воевали безбожники,
подобного не было. Исповедуйся, причащайся и
ничего не бойся. Исповедь - это ключ от Царствия
Небесного.
Запомнили вы или нет, я вам сказал все. Будет
война или нет - знаете, - что делать.
А Америка, кстати, скоро рухнет. Пропадет страшно,
начисто. Американцы будут бежать, стараться
спастись в России и Сербии. Так будет".
Наш хозяин направился приготовить неприхотливый
обед: "У меня любят останавливаться. Я
богатый".
В отличие от большинства монахов старец разрешил
сделать фотоснимки. Только с условием - чтобы
видны были посаженные им цветы.
С каким послушанием он исполнял все наши просьбы,
отвечал на вопросы! Вспоминается и острый взгляд
его. Казалось, что про каждого из нас он знает. А
разговаривал с нами, как с детьми. Неожиданно
запел: "Ты, товарищ мой, не попомни зла..."
Запел невероятно высоким дискантом. Потом
сказал: "Раньше у меня был хороший мужской
голос, потом я его лишился. Пою детским".
На прощание карульский схимник подарил нам по
иконке Божией Матери Троеручица.
+ + +
От карульской пристани и начинается подъем на
Святую Гору. Кругом огромные кактусы. Их головки
с семенами, покрытые мириадами мельчайших
иголок, съедобны. По вкусу немного напоминают
хурму. На Каруле, которую всегда называли суровой
и голодной, кактусы - подспорье в питании аскетов,
рацион которых веками состоял из оливок и
сухарей. Раньше из своих "ласточкиных гнезд"
отшельники на длинных веревках спускали корзины,
и проплывавшие мимо рыбаки оставляли припасы.
Такой подъем и получил название "каруля".
Крутая каменистая тропа обильно унавожена
мулами. На них погонщики-албанцы возят наверх
камень и продовольствие. Впрочем, албанцы
появились здесь недавно. Раньше и камни, и землю
носили монахи. Иной раз смотришь на какую-то
остроконечную вершину, куда, кажется, и
забраться-то невозможно, а на ней - калива.
Бесчисленные развалины построек, выложенные
камнем террасы мы встречали в наших путешествиях
по Афону постоянно. А находящиеся в запустении
пятиэтажные, сложенные из огромных монолитов
здания нашего Пантелеимонова монастыря! В его
старой мастерской, где стоит оборудование начала
века, - множество кожаных ремней от грыжи. Тяжелы
иноческие послушания! Весь Афон вымощен камнем
монашеских трудов. И это - лишь видимый образ
молитв.
Молитвы вознеслись к Небу, камни остались на
земле.
...Выше Карули начинается Катунакия. Добравшись
сюда под палящим солнцем, мы остановились,
обливаясь потом. Из кельи навстречу вышел
молодой монах. Обычное афонское приветствие:
"Эвлогите (Благословите)". Наш собеседник
отвечает: "О Кириос (Господь благословит)".
Мы показываем наверх и произносим одно из
немногих знакомых нам греческих слов: "Атос
(Афон)". Но, оказывается, монах немного говорит
по-русски. Тут же появляется традиционный набор
для паломников - стопка вкуснейшего ликера (в
нашем монастыре подают анисовую), рахат-лукум и
стакан холодной воды, которая сейчас ценнее
всего.
Наш новый собеседник, отец Василий, - грузин.
Шестилетним ребенком его вывезли из Казахстана.
Последние несколько лет - на Афоне. Мы оказались в
келье, где подвизаются иконописцы. Их называют
"климеосы" по имени старца, основавшего эту
обитель. Рядом с нами за столом - нынешний
настоятель, отец Хризостом.
Отец Василий показывает мастерские. В ходе
разговора выясняется, что именно здесь была
написана знаменитая Иверская Монреальская
икона. И именно отсюда вместе с Иосифом Муньосом
Кортесом она начала свой путь по миру. Буквально
за пять дней до нашего прибытия точная копия
чудотворного образа, исчезнувшего после
убийства брата Иосифа, была отправлена отсюда в
Америку. Ее заказал Дом Иконы, созданный друзьями
и соратниками покойного Муньоса Кортеса. Как и
первую икону, ее написал отец Хризостом.
Братья, подвизающиеся в Катунакии, - зилоты,
непримиримые. Об этом феномене - разговор особый.
(Окончание следует)
Фото Георгия Назаренко