|
ФРЕГАТ ФЕДЕРАЛИЗМА НА РИФАХ
ФЕОДАЛИЗМА
Ю. Н.Голубчиков
Главным событием последнего десятилетия для
всего мира стал распад СССР. К концу 1990 года на
территории Российской Федерации возникло
несколько суверенных государств, которые
заявили о выходе из России или о праве на выход и
о введении собственного гражданства. Особенно
жестко эти положения зафиксированы в
конституциях Тувы, Татарстана и Башкортостана.
Нигде в мире такого нет, чтобы часть государства,
заявила о своем конституционном праве на
независимость, ни в ФРГ, ни в Канаде, ни в
конфедеративной Швейцарии, только у нас.
Предпосылки дальнейшей дезинтеграции России
программируются в Конституции 1993 года Согласно
статье 9, из 89 территорий России 22 субъекта - так
называемые национальные образования наделены
правами собственности на свои природные ресурсы,
тогда как в остальных 67 краях и областях - это
федеральная собственность. Таким образом,
субъекты РФ поставлены Конституцией в неравные
правовые условия, что создает предпосылки для
борьбы субъектов за свои права и привилегии.
Новая редакция Закона РФ "О недрах",
принятая в июле 1994 года, оставила право
собственности на недра за государством, но
субъекты Федерации продолжают эксплуатировать
недра по своему усмотрению, ссылаясь на
главенство верховного закона. Богатые сырьем
регионы России все более расширяют свои властные
и финансовые полномочия, требуют прямого
включения в разделение труда. Преобладание
сырьевых отраслей в экономике России становится
основой спекуляции общенародным достоянием,
коррупции и сепаратизма. Теперь уже не только
республики, но все субъекты РФ стремятся обрести
независимость от центра, в то же время претендуя
на его дотации. Страна распалась на 89
полусуверенных территорий с многочисленными
административно-управленческими аппаратами.
В случаях с Татарстаном, Башкортостаном и
Якутией, согласно договорам о разграничении
полномочий, большая часть федеральных налоговых
доходов зачисляется в их бюджеты с одновременной
передачей им расходов на образование,
строительство и управление. В результате эти
республики, располагающие значительным
экспортным потенциалом, бесконтрольно
используют федеральные средства, перечисляя в
центр незначительные налоги.
В 1997 году после выборов губернаторов во главе
субъектов федераций встали выдвиженцы местных
мафий, кланов и региональных элит, и с 1998 года
пошла цепная реакция: налоговые отчисления
регионов перестали поступать в федеральный
бюджет. Конституция не предусматривает
вмешательства федеральных институтов в дела
субъектов РФ. В результате граждане и
демократические институты регионов оказались
полностью беззащитны перед произволом местной
власти.
В советское время гонимые уповали на защиту
Москвы. Теперь законных возможностей нет, вся
жизнь, все имущество и благополучие человека в
руках регионального феодала. Внешне все выглядит
благопристойно. "Князьков-феодалов"
выбирают всенародно. Но без помощи мафиозных
кланов нельзя и подумать о выдвижении
кандидатуры на выборы. Независимая пресса
целиком зависит от финансового хозяина. В
регионах России идут бурные процессы
становления корпоративных
авторитарно-олигархических полугосударств. Все
провалы их лидеры списывают на "происки
Москвы". Если региональный лидер не видит для
себя перспективы в Москве, то она ему не указ.
В результате обвальной стихийной
децентрализации в демократической России
утвердилось несколько десятков авторитарных
государств, искать которые на изданных
политических картах - занятие тщетное, об их
границах картография ничего пока не ведает.
Некоторые из полусуверенных новообразований в
свою очередь подвергаются дезинтеграционным
процессам. Известны попытки выхода Таймырского
автономного округа с Норильском из-под опеки
Красноярска, а Ямало-Ненецкого и
Ханты-Мансийского автономных округов отделиться
от Тюмени. На крайнем востоке страны всплывает
тень Дальневосточной республики. Возник из
прошлого фантом сибирского сепаратизма,
концепция которого имеет глубокие исторические
корни. Еще ссыльные декабристы грезили о
создании Соединенных Штатов Сибири. Об отделении
от русского народа "сибиряков" говорил
демократ А. Герцен. Над идеей независимой
"сибирской нации" бились Афанасий Щапов,
Николай Ядринцев, Григорий Потанин. Их
последователи действуют по отработанной на
Украине программе отрыва "окраинной великой
культуры" от узурпировавшей ее Московии. В
различных формах заявляли о себе Енисейская,
Поморская и Уральская республики, а также
Балтийская республика на основе Калининградской
области.
Разжигается местечковый патриотизм в пику
общерусскому. Легко можно получить зарубежный
грант на обособление этнического типа казака,
помора, сибиряка, волгаря. В свое время такие
гранты раздавались на обоснование отделения от
русского народа украинцев и белорусов.
Закономерным итогом феодализации станет
колонизация страны - под предлогом нейтрализации
ее ядерных арсеналов. Озабоченные поисками
источников благосостояния, россияне не
усматривают особой беды в разрушении
государства. "Живут же маленькие
Нидерланды!" - восклицают они. Многие не прочь
быть кем-нибудь завоеванными в надежде припасть
к супермаркетам "цивилизованных стран".
Территориальная целостность России - главная
линия фронта противоборствующих сил 1990-х годов.
"Огромная сплошная территория, добытая кровью
и страданиями нашей истории, должна нами
охраняться как общечеловеческое достижение,
делающее более доступным, более исполнимым
наступление единой мировой организации
человечества", - писал мыслитель-энциклопедист
В.И. Вернадский. Сегодня все больше тех, кто
задумывается об этом.
Геополитическое мышление связывает возможности
государства с расширением и перераспределением
пространства. Пространство - это тоже
национальное богатство, природный ресурс
высочайшей ценности, вместилище всех других
ресурсов. Заполнение его идет чрезвычайно
быстро, как и загрязнение. Поиск экологически
благоприятной и богатой ресурсами среды
становится важнейшим занятием экономистов,
политиков и ученых. Огромная и незаселенная
Россия, нерадивая и бесхозяйственная, вводит в
соблазн потенциальных хозяев "нашего дома -
космического корабля Земля" поставить вопрос
об ограничении прав государств, неспособных
распорядиться выпавшими на их долю природными
богатствами и пространствами.
Отсутствие геостратегического и
геополитического мышления у советского
руководства во многом послужило причиной
крушения СССР в холодном противостоянии двух
сверхдержав. Действия российского руководства
на протяжении 1990-х годов также не
свидетельствуют о понимании геополитической
природы дезинтеграционных процессов в стране.