|
Русская изба
А. П. Рогов
Все хорошо знают, что русские испокон веков
жили в избах.
Но знаете ли вы, что только в центральной и
северной Руси этих самых изб было около трехсот
типов? Более трехсот! Четырехстенки - то есть
простейший бревенчатый сруб, где бревна без
всяких гвоздей связаны между собой так, что ни
двинуть, ни шелохнуть и после конопачения мхом
или паклей щелочки для мураша не сыщется. Если
внутри такой сруб перегораживается бревенчатой
стенкой - это пятистенок. А если двумя -
шестистенок. Да еще ставили между ними переборки
из досок, и комнат, или по-старинному горниц,
получалось по три, четыре, пять. Из бревен
потоньше к срубам прирубали сени, приделывали
разные чуланы и кладовые, крыльца, балконы, а
иногда ставили отдельно дворы-сараи для скотины
и прочие хозяйственные постройки.
На Рязанщине избы были невеликие: в четыре, пять,
шесть окон и с высокими кровлями. На Владимирщине
и в тверских землях - в два этажа, но жилой только
верхний, в нижних размещались хозяйственные
помещения или летние неотапливаемые комнаты. А
севернее, в Прионежье, в Карелии, на Северной
Двине, на Пинеге и в Мезени избы большие-большие,
в два и три этажа, и все жилые, хозяйственные и
другие помещения слиты под единой огромной
крышей. Там бывало и по восемь горниц. Зимы долгие
и суровые - вот все и прятали под одну крышу: и
скотину, и утварь, и все запасы для себя, для
животных и птиц.
И какую избу ни возьми, - хоть на севере, хоть на
Вологодчине, где угодно, - все обязательно очень
нарядные. Ненарядных строений на Руси, считай,
почти что не было, и все убранство жилищ, обиход и
утварь были такими же. Неукрашенной на Руси могла
стоять изба лишь у каких-нибудь немощных или
убогих, у кого не доставало сил, чтобы нарядить
избу. Так и говорили - нарядить.
И, обратите внимание, как называли отдельные
части изб. Фасад - лицом. Обрамление окон -
наличниками, украшающими лицо. Доску,
прикрывающую соединение или переход сруба во
фронтон, - лобной доской. А сам фронтон - челом.
Наряд же вокруг него - очельем. Украшения углов -
причелинами. То есть избу очеловечивали, считали
живой. И как живую и наряжали деревянной резьбой,
иногда сплошной, как говорится, с головы до пят.
Причем в старину прорезную, сквозную резьбу не
очень-то любили-жаловали, ее было мало, в основном
резьба была так называемая глухая - объемная,
глубокая, которую делали долотами, стамесками и
резцами - и в которой в причудливые растительные
орнаменты включались фигурки разных животных,
птиц, людей. Все это при разных погодах играло
по-разному каждой своей линией и углублением,
каждой формой и деталью, жило особой
завораживающей жизнью, и такая изба, конечно же,
властно манила к себе, звала: "Заходи! Мы гостям
завсегда рады! Погляди, как у нас и внутри-то
хорошо и отрадно!"
Русский человек всегда понимал жизнь как
дарованную Богом радость. А значит, и все, что
сделано своими руками, тоже, считал он, должно
радовать, помогать жить, и дома, жилища, конечно, в
наипервейшую очередь. Потому-то ныне спокойно
берут любой дом и помещают в музей под открытым
небом - и все считают его подлинным шедевром.
А ведь создавали-то эти шедевры никакие не
великие зодчие и декораторы, а обыкновенные
мужики-землепашцы, крестьяне и посадские.
Страна-то наша лесная, прежде центр и север
лесами покрыты были сплошь, и весь жизненный
обиход тоже был, конечно, деревянным, и каждый
малец, а уж парнишка и подавно, учились держать в
руках топоры да струги, долота да стамески, умели
и сруб любой срубить, связать, поставить, и сани и
телеги сладить, и дуги гнуть, и посуду точить или
резать, или лапти плести, или корзины. Где
лодочники были отличные, где мебельщики,
прялочные мастера, где зыбки детские делали, а
где лучше других ставили избы. Да не один мастер,
в одиночку такое дело не осилишь, работали или
семьями в пять-шесть человек, или артелями. Одним
словом, домостроительство было у нас искусством
воистину общенародным и повсеместным и, пожалуй,
даже самым-самым главным.
И терема наши неповторимые выросли из тех же
бревенчатых срубов, или клетей по-старинному, и
возводили их те же крестьянские артели и семьи. И
церкви, часовни и колокольни деревянные они же
строили, положив в основу все тот же сруб. Тут от
плотников требовалось уже не просто мастерство,
а великое мастерство, так как шатер - это тоже
сруб, но восьмигранный и из коротких жердей,
постепенно сужающихся кверху. И мало того, что
все подобные причудливые конструкции должны
быть красивы и соразмерны друг другу, в них во
всех ведь тоже не было ни гвоздя, даже в куполах,
подобных луковицам, и они должны были стоять
века. И стояли.
Русские плотники были великими мастерами и
великими зодчими.
И потому-то русские деревянные церкви и
колокольни не похожи ни на что на свете и столь
причудливо сказочны и легки и так неудержимо
устремлены в небо. Они же Дома Божьи, они
связывают землю с небом - людей с Богом, и обязаны
стоять на холмах в центрах сел или на крутоярах
над излучинами рек так, чтобы их было видно за
много-много верст, украшая все окрест, чтобы
белый свет и жизнь казались людям еще прекрасней
и радостней и они, крестясь, возносили бы хвалу
Господу Богу..