|
Письмо-ответ
Здравствуйте, уважаемый Александр Николаевич!
Я - постоянный и благодарный зритель Вашей
программы "Русский Дом" и читатель журнала.
Однако не могу не спросить Вас: разве не бывает
людей, высоко духовных и нравственных, не
исповедующих никакой религии? Разве Вам не
знакомы настоящие, в Вашем понимании, люди, жизнь
и устремления которых не определяются религией?
Мне кажется несправедливым и принципиально
неверным стремление связывать будущее нашей
страны только с православной верой. Не одно
поколение советских людей бескорыстным трудом и
способностью отдать жизнь за Родину доказало,
что у него есть вера в общественные идеалы. Мне и
моим друзьям представляется, что было бы
непоправимой ошибкой вычеркивать наших отцов и
дедов из истории. Ведь у них есть внуки и
правнуки. Очень многие из них не идут и, быть
может, никогда не пойдут в Церковь.
Россия - их Отчизна.
Если они не нужны Русскому Дому, то кому они
нужны?!
С уважением,
Владимир Васильевич ТИХОНОВ
Мы попросили ответить на это письмо священника
Владимира Переслегина.
"Разве не бывает людей, высоко духовных и
нравственных, не исповедующих никакой религии?
Разве Вам не знакомы настоящие в Вашем понимании
люди, жизнь и устремления которых не
определяются религией?" - Такой вопрос
приходилось слышать от многих атеистов, искренне
любящих Родину, не продавших честь и совесть в
эпоху торжества современного разврата и
людоедства. За этим вопросом страшная боль:
неужели я не являюсь нравственным существом,
Человеком, неужели Россия - не моя Родина оттого,
что у меня нет веры? Наше время греха как нормы,
когда жить, оставаясь Человеком, -
вышеестественный подвиг, выносит таких людей на
самый водораздел Жизни и смерти, Правды и лжи. От
ответа на этот вопрос сейчас может зависеть
судьба человека.
Да, духовность и нравственность - понятия чисто
религиозные, и вне религии они теряют свой смысл.
Люди, не имеющие веры в Бога, могут тем не менее
пользоваться духовностью и нравственностью,
которую сформулировала предыдущая культура,
основанная на религии. Именно это произошло с
поколением русских людей, увы, оторванных от
сердцевины русской христианской культуры -
Православия, но при этом воспринявших в своем
воспитании как положительные ориентиры такие
понятия христианской культуры, как патриотизм,
любовь к детям, традиционная семья; такие
добродетели, как честь, целомудрие, скромность,
нестяжательность, способность принести себя в
жертву ради блага других; такое, наконец,
краеугольное понятие как личность - единственная
и бесценная, независимо от возраста, интеллекта,
социального положения. Все это воспитывалось и
прививалось с конца 30-х годов и особенно в
Великую Отечественную войну советским юношам и
девушкам совершенно вопреки атеизму.
Ленин, Троцкий и Сталин просто не смогли, не
осилили мировую революцию. Окровавленная,
оскверненная Россия осталась Россией. Без
храмов, но с христианской семьей вместо
"коммуны" Чернышевского и Арманд, без Креста
на груди, но с боязнью потерять стыд и
девственность до брака вместо "долой стыд"
воинствующих безбожников.
На какой-то очень большой глубине культура
России оставалась христианской, вопреки
расцерковлению общества. Только этим можно
объяснить массовое стремление к подвигу,
массовый героизм наших отцов и дедов, их
самоотречение во имя ближних и Родины. Эти
качества по происхождению своему чисто
христианские. Ни языческой, ни
материалистической, ни оккультно-теософской
системе восприятия мира они абсолютно не
соответствуют.
Дарвинист, например, не будет жертвовать собою, а,
наоборот, съест слабейшего. Это - "естественный
отбор", безнравственный только с христианской
точки зрения. Для идейного марксиста попы,
кулаки, казаки - классовые враги, и,
следовательно, их уничтожение оправданно; для
нациста олигофрен - не человек и подлежит
уничтожению. Во всех этих теориях общее -
отвержение Бога-Личности, поклонение
"богу"-материи. О том, что Россия
инстинктивно отторгала эти учения, не признав их
на практике, как раз и говорит ее история в ХХ
веке, особенно в Великой Отечественной войне.
Люди не задавались вопросом: свята ли Родина,
свята ли жизнь ближнего, а поступали так, что из
этих поступков явствовало: свята! Но если бы те же
люди, сознательно и до конца пересмотрев
христианские идеалы, воспитанные в них родной
культурой (тем же Пушкиным), отказались от Родины
в угоду III Интернационалу, либо III рейху (ведь не
классовая же борьба бросала ребят под фашистские
танки!), был бы тот результат, который мы видим
сейчас и до которого вопреки всей официальной
атеистической пропаганде очень далеко было
нашим отцам и дедам. А именно: делай то, что тебе
хочется. Бери от жизни максимум. Живи без боли.
Т.е. человек - скот. И это - религия материализма.
Теперь, если посмотреть на настоящих Людей,
уважаемых Вами, придется признать, что наши отцы
и деды наши были все-таки религиозны. Они верили в
высокие идеалы, хотя их идеология совершенно не
соответствовала этим идеалам. Но они были людьми
и сражались за это право, не щадя своей жизни. Это
тоже признак религиозного сознания: способность
умереть за идеал. В этом смысле Ленин и другие
большевики эксплуатировали христианские
качества народа, сбитого с толку предателями
Веры, Царя и Отечества. Народ не смог в одночасье
переступить через себя - свой генотип, если
хотите, сформированный Святой Русью.
Поэтому только святою Русью мы - вместе с Вами, я
уверен! - хотим видеть нашу Родину. Всмотритесь в
себя, и Вы, надеюсь, подтвердите: никакой другой
Вам не хочется, так как Русь не Святая (языческая,
торгующая собственными дочерьми, пушниной и
медом, либо "демократическая",
интегрированная в цивилизацию
высокоорганизованных скотов-потребителей) - это
не Россия. "Кому будет нужна такая Россия?" -
можем мы воскликнуть вместе с Константином
Леонтьевым.
Священник Владимир ПЕРЕСЛЕГИН