|
Сознание и массовая психология
ОБРАЗЫ БУДУЩЕГО
Андрей АНДРЕЕВ
В периоды спокойного, эволюционного
развития годы пролетают незаметно. Ну, скажем,
многим ли отличался Советский Союз 1971 года от
Советского Союза 1978 года? Разве что изменилась
цифра на кумачовых плакатах - вместо "решений
XXIV съезда КПСС" стали писать "решения XXV
съезда". А так, в целом, все то же самое: Леонид
Ильич посетил.., хлопководы перевыполнили..,
металлурги добились.., в ГУМе "выбросили"
партию итальянских сапог. А ныне - резкий слом!
С 1991 года наше время течет по-другому. Кажется,
прошла целая жизнь, и всех нас вдруг перенесли в
другую страну. Каким стало общество за эти годы?
Не в плане экономики и социально-экономических
отношений (об этом по понятным причинам и
говорить-то не хочется), а в плане самочувствия и
самосознания народа?
Чтобы ответить на эти вопросы, воспользуемся
данными Российского независимого института
социальных и национальных проблем.
Структурно российское общество предстает перед
нами сегодня как общество со смещенными вниз
статусными позициями. Статусный балл, который
проставили себе сами россияне (опрос лета 1998
года) составил в среднем 3,5 по десятибалльной
шкале: чуть выше нижней трети воображаемой
социальной лестницы.
Границей, отделяющей относительную
удовлетворенность своим положением от
социальной ущемленности, по представлениям
россиян, сегодня является доход 130-140 долларов на
человека в месяц. Летом 1998 года выше этого порога
находилось около 20 процентов населения, из них
каждый двадцатый считал себя состоятельным
человеком. К низшим слоям однозначно причисляла
себя примерно 1/3 россиян. После финансового
кризиса численность "низшего слоя" возросла
до 2/3, а число тех, кто относительно удовлетворен
своим материальным положением, сократилось не
менее чем в 3-4 раза.
Как же менялись социальные позиции и социальные
статусы россиян на протяжении последних лет?
Судя по данным ряда исследований, 55 процентов
признали себя проигравшими в результате реформ,
а 7,8 процента - выигравшими. Разумеется, в этих
оценках учитывались и нематериальные, в том
числе идеологические факторы (общая открытость
общества, свобода слова и политической
деятельности, возможность путешествовать по
миру и т.п.). Экономические тяготы заставили
многих россиян существовать в режиме
индивидуального выживания. Это привело к разрыву
социальных связей, сокращению сферы общения,
возросшей атомизации общества.
Но россияне ныне демонстрируют достаточно
высокую степень единства в оценке отечественной
истории, в трактовке функций и задач государства,
в отношении к власти и государственным
институтам. Практически для всех
социально-демографических групп характерна
высокая степень отчуждения от нынешнего
положения дел в стране. Предметом
общенациональной гордости являются в первую
очередь события советской эпохи: победа в
Великой Отечественной войне (свыше 80 процентов
опрошенных), послевоенное восстановление страны
(70 процентов), достижения космонавтики (около 60
процентов). В то же время личные права и свободы
называют в качестве предмета гордости лишь 4-5
процентов опрошенных. Хотя многие согласны, что
сегодня в России открылась возможность стать
богатым человеком, большинство россиян
воспринимает сегодняшний этап истории страны
сквозь призму других категорий, таких как
коррупция, бездуховность, неуверенность в своем
будущем. Из всех общественных институтов
наибольшим уровнем доверия в обществе
пользуются те, которые символизируют нацию в ее
исторической традиции - Русская Православная
Церковь и армия. В целом последователями
Православия считают себя около 55 процентов
россиян.
Как известно, советская социалистическая Россия
преобразовывалась в рыночную и
"демократическую" методами "шоковой
терапии". Чаще всего это понятие употребляют
применительно к экономике. Однако по сути дела
оно в не меньшей степени относится к духовной
сфере. При деятельном участии
"реформаторов" гайдаровского призыва
российское общество было подвергнуто
сверхмощному облучению со стороны Запада. На
всех диапазонах информационного потока:
американская рок-музыка, американские
"звезды", французские колготки, немецкие
прокладки и опять что-то американское - стандарты
мужественности и женственности, критерии успеха,
формальное уравнивание исторических религий с
квазирелигиозными тоталитарными сектами.
Сочетание массированной пропагандистской
обработки с демонстрацией "новых шансов"
(как действительных, так и "иллюзорных"),
безусловно, оказало заметное воздействие на
сознание и массовую психологию - в особенности на
тех, кто вступал в жизнь в первые годы
"реформ". Однако важно, что несовпадение
оценок, перепады минимумов и максимумов не
перешли той грани, за которой начинается
конфликт поколений и разрыв преемственности
между ними. В частности, несмотря на навязываемый
ведущими СМИ, особенно телевидением, культ
потребительства, молодежь осталась верна
основополагающему для русской ментальности
приоритету духовного над материальным (скажем,
интересная работа и возможность самореализации
для нее в общем и целом важнее заработка и т.п.).
Исходя из этого, можно достаточно уверенно
констатировать провал попытки вырастить
"поколение Пепси", полностью
ориентированное на западные стандарты.
Более того, можно утверждать, что, сохраняя
традиционную для себя этнокультурную
терпимость, русские в последнее время стали
мыслить "более национально". Так,
большинство опрошенных считали бы нежелательным
избрание Президентом России человека нерусской
национальности. Культурно-исторические
особенности российской цивилизации и
государственности стали восприниматься
населением как безусловная ценность. На вопрос,
подходит ли нашей стране западная система
ценностей, ныне отрицательно отвечают до 2/3
опрашиваемых. Еще большее число россиян считает,
что государство должно не просто
"функционировать", как на Западе, но и
задавать определенные общенациональные цели,
своего рода "образы будущего".
Прагматическая западная установка, что надо
"просто жить", приемлема лишь для 1,9 процента
российских граждан.
В свое время кризис командного социализма
расколол страну на два непримиримых лагеря,
противостояние которых заставляет вспомнить
знаменитые слова британского премьера Дизраэли
о "двух нациях" в одной нации. Однако в
середине 90-х годов вектор массовых настроений
сменился на противоположный. Люди разных
убеждений одинаково почувствовали себя
обманутыми и ограбленными. Совместно пережитый
негативный опыт усилил общее чувство Родины,
вызвав к жизни процесс реконсолидации. В
обществе формируются соответствующие этому
социальные запросы, в первую очередь запрос на
"новый патриотизм" и социально
ориентированное государство. Этот сдвиг в
настроениях, эти общественные ожидания вряд ли
можно удовлетворить одними только простыми
"кадровыми перестановками". Судя по всему,
Россия вновь стоит на пороге глубоких перемен.