|
НАМ БЫ ПОСПЕТЬ ЗА НИМ!
Борис Покровский. Попытка портрета
Н. А. Сергеева
Чтобы завязать с Покровским творческую беседу,
протекции не нужно, он не делает различий между
людьми со званиями и просто студентами - были бы
интересные идеи, льющие воду на мельницу
оперного дела.
Почти телеграфный стиль наиболее приемлем для
него. Это естественно, потому что каждая минута
направлена на творчество - видимо, поэтому, а не
только благодаря таланту, за его плечами около
двухсот спектаклей, пять книг, огромное
количество статей, несколько поколений
воспитанных им артистов музыкального театра и
режиссеров. Потрясающая работоспособность.
Кстати, он приучал к самостоятельной работе и
своих студентов. Когда я узнала, что Покровский
согласился быть моим дипломным руководителем, - я
с восторгом бежала на первую встречу с ним. Он
холодно спросил: "Какие вопросы?" Вопросов у
меня не было, я что-то пролепетала. Тогда он
сказал: "Когда будут вопросы, притом такие, на
которые вы не найдете ответа в книгах, - тогда
приходите".
Стремительность поведения всегда отличала и
отличает Покровского - ни одной минуты,
потраченной зря. Бывало, дописываешь фразу его
блестящей лекции, пересыпанной юмором и таким
блестками ума и таланта, что студенты взрываются
аплодисментами, поднимешь голову, а его уже нет.
Уже заводит машину, куда-то едет.
Не экономические реформы, считает Покровский,
главное для улучшения нашей жизни, а - воспитание
в обществе уважения к каждому человеку,
почитание человека, личности. Это убеждение он
унаследовал от своих предков, прежде всего от
деда - служителя церкви, епископа, от своей
замечательной матушки, которую горячо любил.
Почитать человека для Покровского означает быть
рядом, когда необходимо помочь. Скажу с
благодарностью, что он пришел все-таки на мой
кандидатский экзамен - без него он не мог
состояться, - хотя накануне только что приехал из
другого города, почти не спал, а на следующий день
должен был лететь в Нью-Йорк с труппой Большого
театра. Я внутренне настроилась на
ультрастремительный шквал вопросов, нервозность
обстановки - ничего этого не было. Более того, он
никуда не торопился! Я в первый раз увидела его
необыкновенно спокойным и безмятежным. Стоит ли
объяснять, как мне стало легко и уютно, как
просветлела моя память.
Борис Александрович щедро раздает свои
блистательные идеи направо и налево - только
подберите, поймите, усвойте! Достаточно
вспомнить его выступления на Международном
симпозиуме камерных театров или ежедневные
пятичасовые беседы-лекции на семинаре,
посвященном К. Станиславскому. Меньше всего он
стремится к материальным благам, равнодушен к
званиям, наградам, которых у него предостаточно.
Он становится застенчивым, не похожим на себя,
когда много внимания уделяют его персоне. На его
юбилее меня поразила робость, с какой он шел по
проходу Большого театра, - точно хотел спрятаться
от всех.
Он все может забыть, отбросить во имя
осуществления своей идеи. Поэтому без сожаления -
будучи на вершине славы в Большом театре! - зимой
1971 года каждый день покидал его шикарный подъезд,
сворачивал во двор, где Театр оперетты хранит
свои декларации, и спускался в подвал, держась за
железные прутья. Там он ставил оперу "Нос"
Шостаковича с артистами нового Камерного театра,
тогда еще не имевшего помещения. Его не пугали
никакие физические трудности.
Камерный музыкальный театр репетировал в клубе
Мосэнерго, где труппа могла работать только по
ночам, а ведь тогда Покровскому уже было 60 лет. Да
и сейчас в свои 86 он репетирует по девять часов в
сутки.
Борис Александрович всегда твердо отстаивает
свои творческие и человеческие принципы, он
никогда не лавирует, говорит правду в глаза, не
заискивая перед вышестоящими. Естественно,
поэтому у него много врагов, готовых затоптать
его творческие достижения. Покровский не раз
переживал серьезные конфликты и с мастерами
оперной сцены и с Большим театром, где проработал
около 40 лет. Тем не менее он всегда готов забыть
обиду, оценить достоинства творческих
противников и высказать восхищение ими. Еще со
времен постановки Снегурочки в 1954 году у
Покровского сложились конфликтные отношения с
Евгением Светлановым, но какую блестящую речь
произнес он на юбилее дирижера, назвав его
подлинным патриотом России, потому что он здесь,
варится вместе с нами в этом ужасном котле. Сам
Борис Александрович мог бы уехать из России
давным-давно и много раз. Еще в 60-х годах, когда он
ставил спектакли в Софии, болгары предлагали
остаться у них навсегда, предоставив в его
собственность замок, сад и озеро с лебедями. Он
предложил передать замок ветеранам сцены.
Фактически изгнанный из Большого театра людьми,
не понимавшими его идей, он тем не менее принял
приглашение поставить "Младу"
Римского-Корсакова, "Орлеанскую деву", затем
"Евгения Онегина", "Хованщину" -забыл
жестокие обиды, принесшие немалый ущерб его
здоровью, и блистательно осуществил эти
постановки.
Борис Александрович терпеливо переживает
"долгострой" нового здания Камерного театра
(а ведь у него на памяти почтительное внимание и
роскошные условия, созданные во время гастролей
в других странах, восторг публики и критиков.
Чтобы театру было удобно, японцы, например,
возвели копию подвала на Соколе в вестибюле
одного из небоскребов! Покровский не предается
унынию несмотря ни на что. Пережив инсульт, он и
сейчас полон жажды работать. Работать на радость
людям, которых он безмерно любит и почитает со
всеми их недостатками.
Нам бы поспеть за ним!