РУССКАЯ ЛИНИЯ    
Православное информационное агентство
web-сервер www.rusk.ru

 

Русский дом, №9. Оглавление


Предосенние размышления
Андрей Николаевич СЕРЕБРЯКОВ

"Мы разметали, развеяли по ветру державное наследие предков, политое не нашей кровью, оплаченное не нашей скорбью, оплаканное не нашими слезами. Мы отдали Россию на попрание алчному честолюбию и грязной похоти, забыв и отрекшись в большинстве своем от многовековых народных святынь. Мы, и никто другой, допустили весь тот позор и срам, что творится ныне на Руси"
Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн

Чем умнее человек, тем меньше он, особенно если его расспрашиваешь с глазу на глаз, согласен со своей фракцией. Но на людях, чтобы не уронить свою касту, он должен поддакивать вожакам. (Стендаль. Собр. соч., М. 1959, т. 11, стр. 202)

Лето в России, как, впрочем, и зима, не время для действия и страстей, а период неторопливых размышлений, раздумий, поиск причин и следствий. На лето приходится большинство общественных ошибок. Например, государственный праздник "новой России", день объявления ее независимости. Явный абсурд, нечто совершенно неприличное в стране, государственность которой исчисляется как минимум 15-20 веками. Или выборы первого в ее истории президента, состоявшиеся в 1991 году - событие, которого будут стыдиться потомки. И геростратовски знаменитый указ № 1400. Он был лишь озвучен 21 сентября, а задуман, написан, подготовлен к исполнению гораздо раньше. Если верить генералу Коржакову - как раз летом.
Автору хотелось бы предложить читателям поразмышлять о судьбе страны, а значит, и судьбе всех настоящих и будущих поколений. Через год - очередные всеобщие парламентские выборы, в 2000-м - президентские. Конечно, если в политическом положении страны за этот период не произойдет нечто необычное, государственными законами не предусмотренное. Но дело не только в том, кого мы выбираем, но и в том, что мы выбираем. Какую стратегию развития? Какие политические цели и задачи? Как и где, в каких условиях мы хотим жить?

Социально-экономические изменения

Главный тезис: за последние десять лет в социально-экономических отношениях изменилось практически все. В стране произошел переворот. Возникли принципиально новые отношения собственности. Вместо государственной она стала частной. Если еще 10 лет назад все национальное богатство принадлежало обществу в целом и прибыль от нее эксплуатации являлась общенациональным достоянием, которое использовалось на общественные потребности, то теперь прибыль остается в частных руках новых собственников. Не менее 90 процентов вполне трудоспособных людей из совладельцев-собственников превратились в лучшем случае в наемных работников, единственным источником существования которых является пресловутая зарплата. Правда, на практике благодаря неорганизованности лиц наемного труда ее могут не выплачивать, что не может не порождать массовую нищету. Об уровне зарплаты можно не говорить - даже номинально она унизительно мала. Но так как государство в качестве представителя собственника, каковым является нация в целом, лишилось большей части средств производства, исчезли и доходы в казну от их эксплуатации. Государственная казна пополняется в основном за счет налогов, фискальных платежей да распродажи той части имущества, которое еще не подверглось приватизации.
Раз речь идет об имущественных отношениях, резонно задать "шкурный" вопрос: кто оказался в выигрыше от революции отношений собственности? Государственный бюджет много лет хронически дефицитен. Денег не хватает никому и ни на что. Официальные доходы основной массы населения ничтожно малы: по сравнению с предшествующим периодом они в сопоставимом виде сократились в три-четыре раза. Львиная доля имущества и финансовых средств сосредоточилась у примерно одного процента населения, сконцентрировалась в руках лиц, возглавляющих финансово-коммерческие организации. Блаженствует небольшое количество банков (не более нескольких десятков) и торгово-посреднических корпораций. Их владельцы, фамилии которых на слуху, уже долларовые миллиардеры, причем они стали ими, ничего не создав.
Спросим себя, а какие богатства сосредоточены в стране, о чем, собственно, идет речь? Согласно недавно опубликованным данным национальное богатство в пределах РФ исчисляется примерно в сумме 320-380 трлн. долларов, из которых природно-ресурсные факторы составляют 80-85 процентов. Совокупного национального богатства в расчете на одного жителя приходится примерно 2,5 млн. долл. В рублевом эквиваленте оно распределяется примерно так: лесные угодья - свыше 200 квадрлн. руб., пашни и другие сельхозугодья - 5, основные фонды - 17, "потребительское богатство домохозяйств" - 9, материальные оборотные средства и запасы - 3 квадрлн. руб. Бесспорная собственность за рубежом - 70 млрд. долл. (см. Интерфакс-АИФ, 1998, № 23)
Таким образом, до приватизации мы были не безнадежные нищие, как это было когда-то в Германии и Италии, а что ни на есть настоящие миллионеры. И что самое удивительное, экспроприация имущества нации состоялась не в результате насилия или обмана. Население России в 1990-1993 годах, не иначе как в состоянии помрачения, добровольно отказалось от этого богатства и за себя, и за всех своих потомков, предоставив его безвозмездно алчным и наглым беспринципным хащникам.
Значительная часть общества теперь склонна обрушивать громы и молнии на "господ положения" от "А" до "Я" - авенов, березовских, вяхиревых, гусинских, потаниных, смоленских, фридманов, ходорковских, чубайсов и др. Тех, кто составляет финансовую директорию РФ, кто определяет поведение и г-на Ельцина, и "его правительства", и "не его парламента". Все, что ни делается в России, диктуется в значительной степени ими и ими же санкционируется.
Кроме того, поскольку финансовые магнаты, за единичным исключением, евреи, то для России, конечно же, они безусловные иностранцы и иноверцы. А это не может не вносить дополнительный стимул для обывательского "Россия в руках жидов!". Во всех бедах страны, трагическое положение которой очевидно, виноваты именно они. Что же касается русских - то это "обманутые вкладчики", наивные и доверчивые ваучероносцы. Подумайте. Ну разве подобные взгляды не глупость и пошлость? Упомянутые выше дельцы и воротилы не с неба свалились, не вышли из пены морской. Они возникли не вопреки, а с согласия и по прямому волеизъявлению "дорогих россиян".
Вспомните куплеты, популярные в апреле 1993 года, - "да-да-нет-да". Второе "да", получившее поддержку десятков миллионов голосов, это и есть зачатие и рождение современных финансовых и фондовых собственников. А перед этим было единодушное "да" введению должности "президента" в РСФСР, предназначавшееся специально для г-на Ельцина. Затем "да" ему же во время президентских выборов в 1991 и 1996 годах. А между ними - "да" государственному перевороту осенью 1993 года и "да" Конституции, унизительный смысл которой должен быть ясен для любого, кто хотя бы раз удосужился ее почитать.
Так что евреи (кавказцы, масоны, мондиалисты и т.п.) здесь совершенно ни при чем. Все перечисленные "да" - всего лишь повторение легендарной версии "Повести временных лет", описавшей призвание "варягов" на Русь. "Придите и владейте нами", так как мы сами собой управлять не в состоянии. В VII веке "варягами" стали варвары-скандинавы, в XVIII - провинциально-захудалые немцы, в XX - местечковые евреи. В принципе, кого бы ни получали в начальники, никакой разницы между ними нет, наоборот даже - полное уподобление. Различие в методах - скандинавы были сильнее, немцы грамотнее, евреи - изворотливее русских. А хитрость, как известно, второй ум. Так что говорить об обмане, коварстве, мошенничестве тех, кто завладел богатствами России, избавив от этого бремени коренное население, по сути несправедливо.
Что же получается? Одобрив "реформы Ельцина", проголосовав за его самодурно-самоуправное, фактически монархическое правление, каждый "россиянин" лишился доли в национальном богатстве на сумму 2,5 млн. долларов (в том числе реального, экономически активного имущества не менее чем на 500 тыс.) и, само собой разумеется, процентов на капитал, которые составляют не менее 20 тыс. долларов в год. Теперь и материальное достояние, и вновь создаваемая с его помощью стоимость достается не нации в целом и, следовательно, каждому члену этого сообщества, а одним только "новым собственникам". Именно за их материальное счастье и свободу, как оказалось, и боролся великий и могучий русский народ.
Общественно-политические изменения

Очень многие из наших сограждан все еще думают, что выборы остались такой же игрой, какими они были для них многие десятилетия до 1989 года. Флаги на улицах, бравурная музыка по радио, буфеты на участках для голосования, один кандидат на одно место от "нерушимого блока. Ситуация вовсе не была лишена своеобразной логики. Она имела смысл, если бы КПСС на самом деле являлась политической организацией всего "советского общества". Но, как мы хорошо знаем, ничего подробного не было и в помине. Отсюда - "диктатура партаппарата" под видом диктатуры пролетариата, на этой почве - лицемерие и цинизм во всех слоях общества и, наконец, в течение последних трех десятилетий его разложение и крушение. Но крах общественных институтов ошибочно принимать за крушение нации, государства, русской истории. Все эти институты - средство, нация и государство - цель.
С 1989 года выборы из игры в демократию превратились в ее предпосылку. В тот год, теперь уже порядком опошленный "воспоминаниями и измышлениями", высший орган власти в стране избирался по-настоящему. Большая часть депутатов Съезда народных депутатов СССР, за исключением трети, сформированной так называемыми общественными организациями, прошли через альтернативные процедуры голосований по мажоритарным округам. И что же? Новый съезд оказался лучше, авторитетнее, мудрее предыдущих составов Верховного Совета, машин для "одобрямса"? Ничего подобного.
Вопрос, который требует размышления, состоит в том, чтобы определить, в чем состояла причина этого. Общественное мнение склонно винить во всех грехах депутатский корпус: так называемую межрегиональную депутатскую группу (каждое движение которой было провокацией или предательством), депутатов от Прибалтики, пропитанных ненавистью ко всему русскому, "красную сотку", состоящую из высшей номенклатуры Политбюро. Огромное количество самодовольных эгоистов, слышавших лишь самих себя. Иных уж нет, а те - далече. Вот только политическая организация, которую беспочвенно называли Советским Союзом, прекратила свое существование. Ее "упразднили" не карманные депутаты-назначенцы, не марионетки, а депутаты, избранные на подлинных, настоящих выборах. Сопротивлялись единицы.
Но где первопричина происшедшего? В депутатах, в аппарате КПСС, в Горбачеве, ничтожестве, всплывшем на вершину власти? Ее надо искать в самом обществе, в природе и характере тех, кто имел право голосовать. Это общество вполне сознательно, имея возможность выбирать, предоставило им право куражиться и экспериментировать с властью, страной, миллионами своих соотечественников. И они этим пользовались в свое удовольствие, до тех пор, пока их не разогнали...
Весной 1990 года ситуация повторилась. Избранная на таких же свободных, вполне альтернативных выборах, во власти оказалась еще более оголтелая публика, первым делом бросившаяся превращать "союзные республики" в "суверенные государства". Наиболее ничтожная, злобно-опереточная тусовка оказалась в составе Съезда народных депутатов РСФСР, кстати, состоящего на 80 процентов из членов КПСС. Его первым грехопадением стало избрание г-на Ельцина своим председателем, провозглашение независимости Российской республики от СССР (то есть той же России), введение "российского" президентского поста. Сейчас страна пожинает плоды этих и множества других безответственных, бездарных, погромных решений.
Но кто их принимал? Тираны и идиоты, захватившие власть, или диктаторы, запугавшие всех? Ничего подобного. Большая часть депутатов ничем не отличалась от населения. Они жили, воспитывались, учились, чувствовали как все. Значит, разрушить, разнести в клочья, разграбить и раскулачить Россию так или иначе мечтало большинство. Это была их мания, их греза. И она выразилась в "демократическом" избрании себе подобных, которые, словно маньяки, принялись за грязную работу разрушителей, которая не удавалась самым лютым ее врагам.
Многие чувствуют себя к происходящему непричастными. Кто не голосовал, не выбирал, словом, отсиживался. Непростительное мальчишество, инфантилизм. Как раз равнодушие граждан к судьбе своей страны играет главнейшую роль. А равнодушных лишь на территории РФ оказалось более 30 миллионов человек. Но как вели себя те, кто не отсиживался? Население менее всего руководствовалось общенациональными интересами. Его двигали корпоративные, эгоистические страсти. Верхи, вместо консолидации и единства, продемонстрировали межклановую грызню, что было принято в качестве правил политической игры простонародьем, так называемым электоратом. Отсюда и результаты голосований.
За политику безоговорочной сдачи страны космополитическому спекулятивному капиталу проголосовало 10 млн. За воскрешение безнадежно ушедшего большевистского прошлого отдали свои голоса целых 3 млн. Буржуазно-капиталистические программы поддержали почти 15 млн., а социализм, как огня боящийся нарушить лимит на революции, 15,5 млн. Социал-патриотизм поддержали более 5,5 млн., национал-патриотизм - 16,6 млн. человек.
Что же удивляться бессилию нижней палаты, нелепости принимаемых ею законов, разноголосицы, исходящей от ее лидеров. Дума управляема и убеждаема не сама по себе. Шутовской ее сделало само общество, оттого парламент РФ - его подобие, слепок, буквальное отражение. И измениться Госдума сможет лишь после того, как изменится само общество, когда оно осознает, что наличие балаганных (диванных, кабинетных) партий с нелепыми названиями и тем более голосование за них не способно превратить аполитичное население в политически консолидированное общество.
Не больше дальновидности и здравого смысла было проявлено электоратом при выборах губернаторов. Их результат сводится к созданию обособленных удельных территорий, дальнейшему распаду страны. Нечто подобное породили выборы трудовыми коллективами руководителей предприятий, дезорганизовавшие хозяйственно-экономический потенциал.
Дело, конечно же, не сводится к победе случайных, неавторитетных деятелей. Как раз большая часть избранных состоит из ярких личностей, способных, опытных администраторов. Проблема заключена в другом. Жители провинций, избирая губернаторов или местных депутатов, меньше всего обращают внимание на их политические убеждения, идеологическую ориентацию. Неполитичностью выборов стали даже бравировать. Чуть ли не все СМИ, финансируемые "клубом плутократов", старательно внушали своей пастве, что политика сводится к демагогической болтовне и поэтому надо выбирать тех, кто не имеет к ней никакого отношения. Разумеется, все это чушь. Члены клуба как раз купаются в политике, живут в ней, за ее счет.
Результат налицо. Все уровни и виды власти старательно доламывает экономическую, политическую и государственную целостность России. Их главная забота, насколько можно судить по многим решениям, по тому, что доносят до внимания общества большинство средств информации, состоит в том, чтобы приумножать "региональный суверенитет" за счет уменьшения общенационального.
За кого с большим наслаждением голосует избиратель на местах? За тех, кто убедительнее доказывает, что он-то наверняка отгородится от России "китайской стеной" и не будет отдавать "Москве" собираемые налоги, что будет заботиться лишь о делах области, края, "республики", наплевав на все остальное. Выборы, вместо того чтобы политически развивать общество, низводят его до примитивного уровня. И тогда на высших должностях оказываются не патриоты, а сепаратисты, не люди высокой культуры и широкого кругозора, а махровые узколобые провинциалы, не русские политики, а оголтелые русофобы. Чьи голоса превращают никому не ведомых людей с наклонностями, описываемыми статьями Уголовного кодекса, в государственных деятелей? Этот "подвиг" на совести общества, безответственность которого не поддается объяснению.

Национально-государственные изменения

Когда после скоротечной франко-прусской войны, быть может, первого в новейшей истории блицкрига, Германия в 1871 году аннексировала две французские провинции - Эльзас и Лотарингию, французы более сорока лет воспитывали в себе потребность в реванше. Поколения французов жили с чувством неотвратимого отмщения за несправедливость и унижение, которым немцы подвергли Францию. Их нисколько не смущало, что утрата исконно французских, на их взгляд, территорий страны была оформлена соответствующим "мирным" договором. В священный характер договоров могут верить только наивные люди. В действительности договор - временное перемирие перед очередным раундом борьбы, а состояние так называемого мира есть не что иное, как промежуток между двумя войнами. Отнюдь не случайно именно французы на протяжении всех четырех лет первой мировой войны несли на своих плечах основное бремя Западного фронта. Они воевали, свято веря в правое дело. В конце концов французы добились своего, хотя последняя точка в борьбе двух великих наций была поставлена не в Версале, а в Потсдаме.
В свою очередь немцы, униженные, ограбленные и раздробленные на сотни государственных образований Вестфальским миром 1648 года, низведшим само понятие Германия к чистой этнографии, более 220 лет стремились к воссоединению. Там, где это было возможно, слияние достигалось династическими браками, коммерческими сделками, но чаще всего нужный немцам результат обеспечивали два аргумента - железо и кровь. Нетрудно понять, отчего немцы чтут Фридриха Великого, Вильгельма I, Бисмарка и других политиков, превративших Германию из географического в политическое понятие. И сейчас элементарная справедливость должна с пониманием отнестись к той целеустремленности, с какой политическая элита ФРГ добилась, воспользовавшись политическим кризисом в России, аншлюса Восточной Германии.
Пример Франции и Германии вовсе не исключение. Скорее эти нации Европы показывают общую тенденцию, которую без труда можно обнаружить и на других континентах - Китай, Индия, Япония в Азии, Испания, Италия, Великобритания в той же Европе, США в Новом Свете. Когда обстоятельства ставили под вопрос территориальное или национальное единство, а этого не удалось избежать никому, нация подтверждала свою жизненную силу настойчивым стремлением к воссоединению. И каждый раз преодоление кризиса обеспечивалось, помимо таких факторов, как религия, идеология, культура, экономика, еще и непоколебимой волей национальной элиты, которую не могли остановить на пути воссоединения никакие препятствия, в том числе необходимость решения проблемы силовыми, вооруженными методами. В конце концов в человеческом сообществе и в далеком прошлом, и теперь действует универсальное правило, согласно которому уважения заслуживает только сила. Пусть ненавидят, только бы боялись.
Сейчас Россия политически раздроблена. Это вовсе не значит, что ее больше нет, что она исчезла, превратившись, подобно средневековой Германии, в беспредметное понятие. Но разве есть основание делать вид, что в 1991-1996 годах в стране не произошло ничего особенного? Если со стороны посмотреть на повседневную, обыденную жизнь, можно подумать, что отсутствуют причины для подобной постановки вопроса. Группировки, представленные во власти существующим режимом, распад России трактуют как выдающееся, долгожданное, прогрессивное событие. День мятежа, удачно закончившегося для его организаторов, кощунственно провозглашен национальным праздником. В преамбуле Основного Закона содержатся высокопарные фразы, в которых именем несуществующего "многонационального народа" отрекаются от всей предшествующей многотысячелетней русской истории. Электронная и печатная пресса, финансируемая "клубом плутократов" и правительством, изо дня в день вышучивает и оплевывает Россию, русскую культуру, историю, православную религию, ее праведников и героев. Несколько сотен негодяев, очутившихся в кабинетах министерств, телекомпаний, газет (исключения редки как летний снег) не перестают куражиться над страной. Спрашивается, могли бы они так себя вести, если бы не были уверены, что с их "библейским хамством" солидарно большинство, населяющее "эту страну"? Ведь оно выбрало во власть тех, кто их назначил.
Когда появляются утверждения, что телевидение развращает и обманывает "народ", когда произносятся филиппики против владельца НТВ, распорядившегося пустить в эфир кощунственный антихристианский фильм, то мы имеем дело с заблуждением. ТВ в той же мере воспитывает (развращает) общество, в какой общество диктует свои взгляды ТВ. Телевидение оказывается не только учителем, но и учеником. Если в обществе господствуют отношения наживы, корысти, лихвы, телевидение не может не быть балаганом, где демонстрируется товар, который потребляется невзыскательной толпой. Она требует сальных "удовольствий", и ей они предоставляются с доставкой на дом.
Если массовое сознание как в 1991 году, так и теперь абсолютно равнодушно к насильственному, противоестественному расчленению страны, если ни в общественно-политической элите, ни в слое предпринимателей, ни в среде профессиональных военных, ни в молодом поколении нет даже искры возмущения оттого, что именно распад и расчленение превращают великое в прошлом государство в жалкое полуколониальное, презираемое "пространство", то разве можно избежать всех, с неизбежностью следующих последствий?
Надо ли протестовать против политики режима, если он на каждых выборах пользуется достаточной политической поддержкой? Надо ли негодовать в связи с разгулом бандитизма, грабежа, коррупции, если оправдывается гораздо более тяжкое преступление? Надо ли возмущаться внезапно наступившей нищетой и бесправием, если безропотным смирением или повальным ликованием сопровождалось похищение основной ценности, которая есть у человека, - его Отечества? Допустимо ли подавлять вооруженный мятеж одной из провинций, если точно так же тремя годами раньше действовали политики, утвердившиеся во власти?
Если не путать местами причины и следствия, то разве не ясно, что все беды и несчастья, обрушившиеся на Россию, - следствие разложения общенациональной элиты и общегосударственной власти. И именно это обстоятельство, как ни странно, менее всего задевает сознание населения, как ни в чем не бывало требующего или ждущего от власти "хлеба и зрелищ" и проявляющего недовольство лишь тогда, когда средств существования и удовольствий становится все меньше и меньше. Отсутствие зарплаты выводит на улицы и рельсы миллионы, отсутствие государства не волнует никого.

Духовно-нравственные изменения

Не менее серьезный переворот произошел и в наиболее сложной сфере человеческого бытия - массовом сознании, мировоззрении, этике и даже эстетике русского общества. Марксизм-ленинизм, внедрявшийся в его сознание на протяжении жизни четырех поколений средствами государственного авторитета, утратил какое-либо значимое влияние. Когда-то считалось аксиомой, что любая теория проверяется и подтверждается практикой. Принудительное насаждение "коммунизма" опровергло, посрамило теорию, доказав ее непригодность к этому месту и этому времени. Воинственный, официальный атеизм отвергнут. Последнее десятилетие реабилитировало православную веру как неотъемлемую принадлежность духовной жизни. Одно из наиболее сильных заблуждений - интернационализм - обернулся своей кривляющейся, человеконенавистнической противоположностью: шовинизмом мелких этносов и официальным космополитизмом.
Кризис общественного сознания повлек духовный хаос, и русские, сбросив марксистскую догматику, обрели не долгожданную духовную свободу, а мировоззренческую пустоту. В чем она проявляется ярче всего? В искусстве. Трудно представить более никчемный, бесцветный период его развития, чем последние десять-пятнадцать лет. Творческая несостоятельность, животные инстинкты, отсутствие воображения - вот скорбный диагноз практически всех его сфер. Потерпев постыдные поражения в эстетических жанрах, искусство ничего не добилось и в жанрах политических. Серость проникла в законотворчество. Смелость, смелость и еще раз смелость, в которой нуждается общество в переломные моменты своего развития, чего так ему не хватает, была отвергнута. Ее заменили ироничное равнодушие и изнурительная скука.
Но дело даже не в этом. Настоящая проблема кроется в отсутствии национальной солидарности, которая не появилась даже после очевидного политического распада власти и расчленения страны. Как ни в чем не бывало существуют десятки фракций, представляющих "коммунизм" и "либерализм", у которых находятся многочисленные сторонники. Одни поклоняются абстрактным "рынку" и "человеку", другие не менее абстрактным "плану" и "обществу". Первые молятся на опусы Фридмана и Хайека, вторые - на откровения Маркса и Ленина. Мекка одних - виртуальная Америка, других - выдуманный Советский Союз. Либералы лицемерно поклоняются мифическим "общечеловеческим ценностям", коммунисты - столь же мифическим "пролетарским".
Кто и что оказывается жертвой этого противостояния, совершенно неуместного в современных условиях? Это Россия как страна и как государство. Ее фундаментальные, непреходящие ценности. Русские национальные интересы. Русский дом и русский мир. Но для бесконечно грызущихся фракций и сект, высокопарно называющих себя партиями и движениями, все эти категории безразличны. Они живут схоластическими диспутами, бесплодной игрой воображения. Их радуют мелкие страсти. Что же касается достижений, то они сводятся к изобретению оскорбительных ярлыков: "жидо-масоны" применительно к одним, "красно-коричневые" "коммуно-фашисты" к другим. И хотя в действительности противостояние "левых" и "правых" - театр, их сторонники, искренно верящие в искренность происходящего, превращаются в непримиримых врагов. Кто выигрывает в этой ситуации всеобщей вражды? Как всегда - одни только равнодушные циники и своекорыстные пошляки. Материальные дивиденды достаются также противникам, недоброжелателям России. Они не без удовольствия подливают масло в огонь братской междоусобицы...

+   +   +

Цель написанного - в постановке некоторых вопросов, весьма важных для России. Казалось бы, разве так трудно понять, что до тех пор, пока духовный, мировоззренческий, идеологический хаос не будет изжит в русском национальном сознании или по крайней мере в сознании современной национальной элиты, а деятельность общества не приобретет осмысленного, организованного начала, воля русской нации останется парализованной? Оказывается, очень трудно.
Если бы было иначе, "нынешние поколения советских людей" (которых чуть было не убедили в реальности наступающего общественного строя с принципом: "каждому - по потребностям") не оказались бы, словно пушкинская жадная старуха у разбитого корыта, новоявленными "россиянами", попавшими в лишенную какой-либо перспективы геополитическую ситуацию XVI века. Ведь четыре столетия русской истории, без какого-либо сожаления, бросаются коту под хвост.
Трудно отказаться и от бесконечных, не имеющих смысла споров "тупоконечников" и "остроконечников", которые давным-давно уже были осмеяны Свифтом. Правда, он имел в виду англичан. Гордым "бриттам" тогда удалось преодолеть опасную тенденцию раскола и превратить Англию в самую мощную державу XIX столетия, "над которой никогда не заходило солнце".
Русские ничуть не хуже, точнее говоря, не глупее, англичан. Обладая огромным ресурсным, производственно-интеллектуальным, культурным потенциалом, и главное, православной верой, они в состоянии сделать Россию супердержавой XXI века.