РУССКАЯ ЛИНИЯ |
|
СЛОВО О РУССКОЙ ШКОЛЕ
Владимир Сергеевич Горячев
Нации и народы, переживающие в своем развитии
трагические и судьбоносные периоды, неизбежно
обращаются мыслью к самым глубинным основам
своего национального бытия: к истории своего
становления, к ценностям и традициям
национальной культуры, к истокам и особенностям
национального характера, пытаясь осмыслить свое
место в мировой истории и современном мире. От
этого зависит судьба нации, ибо на основе такого
осмысления вырабатывается программа ее движения
в будущее. Одно из главных мест в этом осмыслении
занимают проблемы народного образования - той
сферы общественной жизни, где воспроизводится
нация, где передается от поколения к поколению
социально-культурный опыт, накопленный народом
за века и тысячелетия его исторического
развития.
Сегодня Россия и ее народ переживают именно
такой трагический и судьбоносный период своей
истории. И все чаще начинаем мы задумываться над
больными для нас вопросами. Почему так произошло,
что великая держава - Советский Союз, которая
созидалась семь десятилетий, оказалась
разрушенной в короткий исторический срок? Почему
так случилось, что великий народ - русский народ,
выдержавший в ХХ веке тяжелейшие испытания,
народ-труженик и воин, любивший Россию
жертвенной любовью, победивший в величайшей
войне, вдруг оказался неспособным защитить свою
державу, свой строй, свою власть? В чем причины
краха СССР?
Проводя историческую аналогию с крахом царской
России в феврале 1917 года, некоторые русские
историки и педагоги приходят к выводу: одной из
глубинных причин разрушения Советского Союза,
как и дореволюционной России, была его система
образования, некогда лучшая в мире, но за
последние сорок лет ставшая в результате
бесконечных "реформ" и экспериментов по
сути дела антинациональной.
Телепрограмма "Русский Дом", посвятившая
значительную часть своего эфирного времени
вопросам народного образования, вызвала очень
много откликов. Главный редактор "Русского
Дома" встретился с ее участником - русским
учителем, научным сотрудником Межрегионального
фонда "Русская Школа" Владимиром
Сергеевичем Горячевым, чтобы продолжить
разговор о проблемах народного образования,
состоявшийся в эфире. Предлагаем нашим читателям
запись их беседы.
+ + +
Александр Николаевич Крутов: Я хотел бы начать
нашу беседу со слов великого русского педагога
К.Д.Ушинского: "Дело воспитания такое важное и
такое святое, именно святое. Здесь сеются семена
благоденствия или несчастья миллионов
соотечественников, здесь раскрывается завеса
будущего нашей Родины". Владимир Сергеевич,
что происходит в нашем народном образовании, в
нашей российской школе? И можно ли сегодня 83%
российских школ назвать русскими, если иметь в
виду, что 83% населения России составляют русские
люди?
Владимир Сергеевич Горячев: Вы привели
замечательные слова Ушинского, очень точные и
емкие. Именно от состояния системы народного
образования и воспитания в решающей степени
зависит наше будущее. Либо это будущее великой,
независимой и процветающей державы, либо это
будущее страны-колонии с народом, живущим в
резервации, хотя и на своей родной земле. И сказал
эти слова наш национальный гений в связи с
проблемой, которую считал главной: как сделать
наше образование истинно народным, т.е.
национальным, КАК СДЕЛАТЬ РУССКИЕ ШКОЛЫ
РУССКИМИ? Одна из его лучших статей так и
называется. К сожалению, большинство нынешних
российских школ русскими назвать нельзя. Это
космополитические, а зачастую и антирусские
школы. Ибо все те ценности и идеалы, которые
составляют ядро русской национальной культуры,
изгнаны из этих школ и заменены
"общечеловеческими", т.е. западными, прежде
всего американскими ценностями. А история и
культура России в них поливаются грязью,
фальсифицируются и извращаются.
Что происходит сегодня в нашем народном
образовании? Происходит катастрофа, последствия
которой для страны и для народа могут быть самыми
трагическими. Наше, некогда лучшее в мире,
народное образование сегодня растеряло все свои
преимущества: приоритетный характер
финансирования, единство и общедоступность
школы, построенной на принципе социальной
справедливости, ясную и высокую цель - воспитание
Личности гражданина-патриота, национальную
составляющую в содержании и технологиях
образовательного процесса. Сегодня в наши школы
и детские сады внедряются зарубежные, в основном
западные образовательные модели и технологии.
Сегодня в школах пышным цветом цветет
безудержное экспериментаторство над детьми, за
результаты которого никто не несет
ответственности. Сегодня наша нищая не только в
материальном, но и в духовном смысле школа
перестала выполнять свои функции - быть главным
социальным институтом, обеспечивающим единство
общества и прочность государства. Школа идейно
дезорганизована и беспомощна перед лицом
современной жизни. Она не знает, что ей делать:
каких людей воспитывать, чему, для чего и как
учить? Больше того, она работает на дальнейшее
разрушение страны, подрывая не только
духовно-нравственное, но и физическое, и
психическое здоровье учащихся. Сегодня только 5%
выпускников школ являются практически
здоровыми, остальные же 95% страдают
заболеваниями различной тяжести, в том числе и
нервно-психическими.
Именно за годы "радикальной реформы" школы
резко снизился статус таких понятий, как
духовность и патриотизм. В результате по уровню
уважения к своей стране, ее истории и культуре
нынешняя российская молодежь уверенно занимает
нижние места при сравнительных социологических
исследованиях в разных странах. Повторяется
ситуация начала ХХ века. Чем она кончилась для
Российской империи, напоминать, я думаю, не нужно.
А.К.: В чем, по вашему мнению, причины такого
положения вещей?
В.Г.: Этих причин две: антинародная,
антинациональная политика нынешнего режима, с
одной стороны, и пассивность педагогов и
родителей, помогающих этому режиму своим
непротивлением, - с другой.
Сегодня надо прямо и честно сказать: народное
образование России сознательно, целенаправленно
и безжалостно уничтожается. Уничтожается для
того, чтобы на его месте создать другое
образование - антинародное. Когда говоришь об
этом, то люди не верят. У "реформаторов"
школы, дескать, не было злого умысла, они, мол,
хотели как лучше, а получилось как всегда. Но
давайте обратимся к тексту инициатора
"радикальной реформы" школы - Э.Днепрова. Вот
что пишет он в своей книге "Четвертая школьная
реформа в России", изданной Фондом Сороса в 1994
году в качестве учебного пособия для учителей:
"Школа должна быть построена по чертежам
общеевропейского, общемирового дома",
"школа должна стать инструментом изменения
менталитета общества". Ключевые задачи
реформы образования он определяет так: "смена
системы ценностей", формирование "рыночной
культуры и рыночного сознания". Образование,
по его мнению, должно стать "одним из главных
источников новой социальной идеологии, ... новой
культурной матрицы, которая будет определять тип
личности, тип народа". Короче, это будет
звучать так: духовный геноцид нации. Ведь
"менталитет" - это исторически сложившийся
способ мышления, образ мироощущения народа и
способ его жизнетворчества, коренящийся в
многовековых традициях национальной культуры.
Вот где истоки нынешнего разгрома народного
образования: реформаторы хотят штамповать людей
и целые народы, словно банкноты, по изобретенной
ими новой "культурной" матрице.
А теперь поставим вопрос: что, учителя всего
этого не знали? Не читали днепровской книжки, а
также его статей и публичных выступлений, где все
эти русофобские цели сформулированы столь
цинично и откровенно? Но даже если и не читали, то
все равно не могли не видеть, что делают со школой
Днепров и его команда. Так почему же они
допустили разгром школы? Ведь это их руками и
языками проводили "реформаторы" свою
иезуитскую политику. Именно благодаря их
попустительству, неумению вникнуть в существо
творящегося беззакония, их неспособности
самоорганизоваться и поставить активный заслон
разрушению проникают в наши школы программы
"полового воспитания",
нейролингвистического программирования,
педагогические системы, основанные на
оккультной философии, как, например,
вальдорфская педагогика антропософа Рудольфа
Штайнера и т.п.
То же самое можно сказать и о родителях, не
вставших на защиту народной школы, оказавшихся
равнодушными к будущему своих детей. Сегодня
большинство родителей по сути дела устранились
от воспитания собственных детей, передоверив их
школе, СМИ, ТВ, улице, молодежным тусовкам,
сомнительным образователям, подобным депутату
Московской Думы Евгению Балашову или Венди
Арнольд из США. А в результате дети оказались
брошенными на произвол судьбы.
А.К.: Сегодня у нас возрождаются такие типы
учебных заведений дореволюционной России, как
гимназии и лицеи. Многие энтузиасты их
возрождения считают это идеалами русской
национальной школы. Так ли это? И можно ли
сказать, что российская дореволюционная школа
была истинно русской?
В.Г.: Российская дореволюционная школа русской не
была. Это отмечали многие наши мыслители и
педагоги: Ломоносов, Пушкин, Гоголь, Пирогов,
Достоевский, Ушинский. Очень точно сказал об этом
Василий Розанов незадолго до революции, назвав
российскую школу беспочвенной: "У нас нет
совсем мечты своей родины... У греков есть она.
Была у римлян. У евреев есть. У француза - "chere
France", у англичан - "старая Англия". У немцев
- "наш старый Фриц". Только у прошедшего
русскую гимназию и университет - "проклятая
Россия"... У нас слово "отечество" узнается
одновременно со словом "проклятие"
("Уединенное", 1912). В результате учебные
заведения России в основной массе своей
выпускали не патриотов своего Отечества, а
космополитически настроенную интеллигенцию, не
знающую и не понимающую России, ее культуры,
жизни ее народа и стремящуюся переделать ее на
основе западных ценностей. Почему так случилось?
Потому что российские гимназии и лицеи имели
своими прообразами западные модели. Например,
знаменитый Царскосельский лицей был создан при
участии масона М.М.Сперанского и в основу его
была положена образовательная модель идеолога
Великой французской революции масона
Ж.-А.Кондорсе. Российские гимназии в разные
периоды примеряли на себя то французскую, то
австрийскую, то прусскую модель. Отсюда и
результат. Ушинский призывал сделать русские
школы русскими, но его не услышали. И, к сожалению,
история ничему нас не научила: мы и сегодня
занимаемся педагогической гидропоникой -
создаем беспочвенные школы, называя их при этом
русскими. Это тупиковый путь. И дело тут не в
названии - лицей, гимназия (названия, кстати, тоже
не русские), а в том, что пытаются копировать и
учебные планы, и программы, и содержание
образования, и методики преподавания - т.е. весь
образ и строй учебных заведений столетней
давности, приведших Россию к краху. Не понимая,
что сегодня перед народным образованием России
стоят принципиально новые задачи.
А.К.: Скажите, а был ли в истории России такой
период, когда ее школы были русскими?
В.Г.: Возможно, что такими школами были народные
школы допетровской Руси. Но о них до нас дошло
очень мало сведений. Думаю также, что по
направлению к национальной модели развивалось
советское народное образование в 30-50-х годах - до
смерти Сталина. Именно в это время, после личного
вмешательства Сталина и прекращения
троцкистских экспериментов в образовании 20-х
годов, национальное содержание пришло в наши
школы, несмотря на идеологические заслоны,
поставленные ему марксистскими
идеологами-интернационалистами. Наша школа
стала обретать свои национальные черты. В основу
содержания образования была положена русская
национальная культура. В школьные программы и
учебники пришли великие люди Земли Русской:
князья и цари, государственные деятели,
полководцы, воины, ученые, писатели. Уроки
истории и литературы учили школьников любви к
своему Отечеству, к народной культуре. Школа
стала воспитывать патриотов. Особенно ярко это
проявилось на волне патриотического подъема,
связанного с победой в Великой Отечественной
войне, выражением которого был знаменитый
сталинский тост о русском народе. Кстати сказать,
экономическая эффективность советского
народного образования того времени не имела себе
равных в мире. Она примерно в 3-4 раза превышала
экономическую эффективность образования США.
Именно та система народного образования, которая
была по праву признана лучшей в мире, позволила
Советскому Союзу создать мощную промышленность,
выиграть великую войну, в кратчайшие сроки
восстановить разрушенное войной хозяйство,
опередить Запад на важнейших направлениях
научно-технического прогресса и первым выйти в
космос.
Но в середине 50-х годов к власти снова пришли
скрытые троцкисты, и один из первых ударов они
нанесли именно по школе. Она снова потеряла почву
под ногами. И одной из главных причин краха
Советской России явилась скрытая ориентация ее
школы в последние сорок лет развития на западные
ценности.
А.К.: Какой же должна быть русская национальная
школа? Можете вы набросать ее эскиз - основные
черты, идеи, принципы?
В.Г.: При создании русской национальной школы
есть опасность пойти по самому легкому пути - я
его называю культурологическим, или
этнографическим. Это путь воспроизведения
внешних атрибутов русской культуры без уяснения
и усвоения ее живого духа. Это путь в
национальную резервацию. К сожалению, многие
идут сегодня именно по этому пути.
Образ грядущей русской школы определяется теми
задачами, даже сверхзадачами, которые стоят
сегодня и будут стоять завтра перед Россией и
русским народом. Нам предстоит дать свой, русский
ответ на тот вызов, который бросили нам творцы
"нового мирового порядка". Нам предстоит
преодолеть нынешний разгром страны,
восстановить порушенное Отечество в новой силе и
славе. Нам предстоит на просторах России создать
принципиально новую, еще невиданную в истории
цивилизацию, превосходящую не только
пресловутую американскую с ее маразматической
"культурой", но и ВЕЛИКУЮ СОВЕТСКУЮ
ЦИВИЛИЗАЦИЮ в пору ее наивысшего расцвета.
Цивилизацию, способную предложить путь решения
тех глобальных проблем, которые стоят перед
человечеством, и повести за собой по этому пути
другие страны и народы. Ведь сегодня мир
по-прежнему, как и сто лет назад, с тревогой и
надеждой следит за духовной битвой,
развернувшейся на просторах России, и ждет, как
говорил Достоевский, что "Россия сама спасется
и весь мир спасет". А для этого русская школа
должна воспитывать не "новых русских", а
"грядущих русских". Выпускник русской школы
ХХI века должен быть богатырем по силе духа и
тела, человеком, стоящим на уровне самых
современных научно-технических знаний и
технологий, быть предприимчивым, способным
осуществить прорыв в будущее и в то же время
обладать высочайшей духовностью, бескорыстием,
нравственностью, самодисциплиной, жертвенной
любовью к Отечеству, благородством - т.е. ему
должны быть присущи лучшие черты русского
национального характера в их наивысшем развитии.
Грядущая русская школа должна ставить перед
собой высочайшую, может быть, даже кажущуюся
недостижимой, цель. Она должна быть и ХРАМОМ, и
МАСТЕРСКОЙ русской культуры, и ПОЛЕМ БИТВЫ за
нее.
Это должна быть не "школа радости", о которой
нам все эти годы пели разные педагогические
соловейчики, а школа самосозидания, творческого
труда и самодисциплины. В ней должна царить не
педагогика "сотрудничества", а педагогика
наставничества. Будучи основана на лучших
традициях русской национальной педагогики, она
должна быть устремлена не в прошлое, а в будущее.
Только такая школа поможет России преодолеть
великую смуту и ее последствия, восстановить
устойчивость биосферы и превратить Россию и всю
планету в цветущий сад. Ставить перед собой
задачу менее масштабную, чем эта, значит
перестать быть русскими.
И еще. Сегодня против нашего народа ведется
психологическая война - война на поражение
сознания. В этой войне применяется страшное
информационное оружие. Поэтому современная
русская школа должна учитывать и эту ситуацию,
аналогов которой не было в нашей истории.
Выпускник русской школы должен владеть
современными информационными технологиями и не
поддаваться психозомбированию. Соответствующие
педагогические технологии, решающие эту задачу,
существуют.
А.К. Не является ли то, о чем вы сейчас говорили,
утопией, несбыточной мечтой? Ведь сегодня многие
русские патриоты ставят вопрос по-другому: какое
уж там мессианство и спасение человечества?
Сейчас надо просто говорить о выживании, о
спасении нации. Не до жиру, быть бы живу. Может
быть, следовало бы каждому на своем месте
заниматься своим "малым делом" по спасению и
обустройству России?
В.Г.: Одно другому не мешает. Но я бы все-таки
уточнил: нашей целью должно быть не выжить, а
победить. Идеология выживания - это для нас тупик,
ибо в ней нет сверхзадачи для великого народа.
"Выжить" и "обустроить" Россию и т.п. -
это задачи ближайшие, частные, временные,
тактические. Но всегда при этом надо иметь в виду
главную, перспективную, стратегическую цель.
Иначе, "выживая" и "обустраивая", мы
рискуем переродиться, перестать быть самими
собой. Замечательный русский педагог
В.Н.Сорока-Росинский в своей работе "Путь
русской национальной школы" (1916) писал о том,
что "нация, отказавшаяся от великих целей, от
несбыточной мечты, перестает быть великой
нацией, перестает жить, ибо для нее жить означает
быть готовой на жертвы и подвиг". Нам потому и
подсовывают идеологию "выживания", чтобы мы
перестали быть великой нацией. Что касается
теории "малых дел", то она, по-моему, есть не
что иное, как самооценка человека, ее
исповедующего. Вот он считает, что не способен на
большие дела, поэтому и делает малые. Все зависит
от масштаба личности. Но я-то в данном случае
говорю не об отдельных людях, а о русском народе.
Великому народу нельзя исповедовать теорию
"малых дел". У русского народа и России в
истории - вселенская миссия, и забывать об этом
нельзя. А на вопрос о соотношении выживания и
победы я бы ответил так: человечество сможет
выжить только в том случае, если Россия победит.
А.К.: Владимир Сергеевич, могли бы вы
сформулировать тремя словами идеал личности,
который должна воспитывать грядущая русская
школа?
В.Г.: Грядущая русская школа должна воспитывать
РУССКОГО ПРАВОСЛАВНОГО СОВЕТСКОГО человека.
А.К.: Довольно оригинальная формула.
В.Г.: Это не моя формула - это формула Михаила
Федоровича Антонова. И, на мой взгляд, она очень
точно выражает идею необходимой нам сегодня
связи культурно-исторических времен, которой, вы
уж не обижайтесь, но все-таки не хватает сегодня в
"Русском Доме" и которая совершенно
необходима в русской школе.
А.К. Ну хорошо, русский и православный человек -
это понятно. Но советский человек у многих
вызывает ассоциацию со словом "совок". Что
вы вкладываете в понятие "советский
человек"?
В.Г.: Советский человек создал великую державу -
Советский Союз, победил в величайшей за всю
историю войне, в кратчайшие строки восстановил
разрушенное войной хозяйство и первым вышел в
космос. А совок позволил разрушить эту державу,
похоронить все ее социальные завоевания,
проиграл холодную войну и отдал страну в руки
ползучей оккупации.
А.К.: Но разве это не один и тот же человеческий
тип?
В.Г.: Это совершенно разные типы, порожденные
разными эпохами русской послереволюционной
истории. Советский человек был рожден и закален в
эпоху великих социальных битв и побед. Советский
человек - это высшее воплощение русского
человека в его истории. А "совок" возник
после ХХ съезда КПСС. Он зародился в гнилой воде
хрущевской "оттепели", когда на смену
духовным ценностям и истинному коллективизму
пришли шкурные материальные интересы и
индивидуализм.
Что значит воспитывать русского православного
советского человека? Это значит, что он должен
быть русским по истокам, по способу мышления и
языку, по укорененности в тысячелетних народных
культурных традициях, по знанию истории своих
предков и гордости за них, по русскому
национальному характеру в его лучших
проявлениях, по жажде и поиску справедливости, по
жертвенной любви к своей земле, к своему
Отечеству. Он должен быть православным - по своим
духовно-нравственным истокам, вере во Христа
Спасителя, исповедуемой Православной Церковью,
святости помыслов и высшему человеческому
благородству, свойственному русским святым и
подвижникам, взыскующим правды, славящим правду
и исповедующим праведность. Он должен быть
советским - по готовности на трудовой и ратный
подвиг во имя созидания и защиты общества
социальной справедливости, по великому дерзанию,
которому "нет преград ни в море, ни на суше",
которому "не страшны ни льды, ни облака", по
бескорыстному отношению к созидательному труду
на благо своей страны, труду, который для него
"есть дело чести, есть подвиг доблести и подвиг
славы", по тому вселенскому, поистине
космическому горению души, которое он, как и
знамя своей страны, готов "пронести через миры
и века". А тот, кто, обращаясь сегодня к
советскому периоду русской истории, испытывает
ностальгию не по этому великому творческому
горению, а по дешевой колбасе и спокойной жизни в
обществе социальной защищенности, тот не только
не советский, но и не русский человек. Это
воистину "совок".
А.К.: Можно ли сегодняшние антинациональные
школы, антинародное образование сделать
национальными, истинно народными? И если можно,
то как?
В.Г.: Это сделать можно. И даже при
антинациональном правительстве. Для этого у нас
есть все необходимое. А достаточное мы должны
создать собственными силами. Нужно только
искреннее желание, добрая воля, понимание цели,
единство действий и самоорганизация. В
педагогических технологиях мы опередили Запад
на несколько десятилетий. Более двадцати лет
доктор Владимир Базарный разрабатывает свои
здравоохранительные технологии, которые дают на
практике потрясающие результаты. Существует
уникальная педагогическая теория и практика
воспитания творческой личности Игоря Волкова.
Педагогическая система семейного воспитания
супругов Никитиных, которая принята сегодня на
вооружение в Японии, но не у нас. Есть наработки
по русскому национальному образованию в нашем
фонде. Кто может запретить нам воспитывать своих
детей русскими и в русских школах? Ельцин?
Министр образования? Чиновники и директора школ?
У нас около двух миллионов русских педагогов и
десятки миллионов русских родителей. Все
упирается лишь в отсутствие идейного и
организационного единства среди них. А это уже
задача наших патриотических организаций, партий
и движений, которые, к сожалению, не понимают
приоритетного значения проблем народного
образования не только в жизни общества в период
его нормального развития, но и в плане ведения
политической борьбы. Сегодня они разорвали живую
душу и тело народа на части и растащили их по
своим политическим закоулкам. Серьезных сдвигов
не будет до тех пор, пока лидеры нашей
импотентной патриотической оппозиции не найдут
друг с другом общего языка, пока они не придут к
пониманию необходимости работать с широкими
слоями учителей. Пока не будет, наконец, создана
русская национальная идеология в ее современной
форме. Наша школа сможет выйти из нынешнего
тяжелого состояния только тогда, когда обретет
под собой надежную почву русской идеологии.
Когда вместо пустоты "общечеловеческих
ценностей" и абстрактных "прав человека"
сделает своим содержанием русскую национальную
культуру. И еще. На мой взгляд, спасение народного
образования - эта та задача, которая может в
решающей степени способствовать
самоорганизации народа снизу, единению учителей,
родителей, патриотической общественности самых
разных направлений и толков. Вокруг школ могут
быть организованы общественные советы и общины,
возникнуть народное самоуправление. Закон об
образовании позволяет это сделать.
А.К.: Не слишком ли вы резко о патриотической
оппозиции?
В.Г.: В самый раз - по чину. Я ведь тоже принадлежу к
этой оппозиции, поэтому отношу свои слова и к
самому себе. В самом деле, ну сколько можно
проигрывать и при этом не извлекать для себя
уроков? Ведь мы не партию в карты проигрываем - мы
Россию проигрываем, наших детей и внуков. А
почему, потому, что боимся. Оппозиция в Думе
боится, что ее разгонят, думая почему-то, что в
нынешнем виде она до зарезу нужна ограбленной и
изнасилованной России. Лидеры патриотических
партий и движений боятся пойти на реальные
действия по объединению своих организаций и
народа, боясь потерять свою призрачную власть.
Думаю, что нам всем нужно чаще вспоминать слова
Багратиона, который в 1812 году после сдачи
Смоленска писал: "Скажите ради Бога, что наша
Россия - мать наша - скажет, что так страшимся и за
что такое доброе и усердное отечество отдаем
сволочам? Чего трусить и кого бояться?" Вы
посмотрите на результаты недавних выборов в
Красноярске. Лебедь заявил в своей предвыборной
программе об абсолютной приоритетности вопросов
образования и охраны здоровья детей. И даже
назвал будущего министра образования
Красноярского края - упомянутого мною выше
доктора Владимира Базарного. Выполнит Лебедь
свои обещания или нет - это другой вопрос, но он
знал, чем и как подкупить учителей и родителей. А
что же его противники - губернатор Зубов и
патриот от КПРФ Петр Романов? Вы думаете,
Базарный не предлагал им свою программу?
Предлагал. Но они ее не использовали - и
проиграли.
А.К. Расскажите, пожалуйста, о вашем фонде
"Русская Школа". Что это за фонд и чем он
занимается?
В.Г.: Наш фонд - не коммерческий, а
интеллектуальный. Он собирает не деньги, а идеи.
Это общественная организация, объединяющая
энтузиастов - ученых и педагогов, занимающихся
проблемами русского национального образования.
Мы разрабатываем национальную доктрину и
русскую философию образования, модели русских
национальных школ различных типов,
образовательные программы для русских школ и т.п.
Одной из таких разработок является концепция
Международного Троицкого
культурно-образовательного центра по подготовке
будущих государственных деятелей России, сюжет о
котором был показан в "Русском Доме". Мы
готовы сотрудничать со всеми, кто любит Россию,
кто хочет сделать наши школы по-настоящему
русскими.