РУССКАЯ ЛИНИЯ    
Православное информационное агентство
web-сервер www.rusk.ru

 

Русский дом, №9. Оглавление


ПО ЛЕСТНИЦЕ К ФАШИЗМУ
Юрий Борисович СЕЛИВАНОВ

Чем ближе выборы, тем громче крики о русском фашизме. Искусственно нагнетаются страхи, используя при этом хулиганствующие, заранее оплаченные выходки. Пугало русского фашизма используется для шельмования политических противников. Использование отрицательных ассоциаций прием не новый, считает доктор политических наук Игорь Федорович Максимычев. Сегодня, считает он, "любое проявление здорового чувства национального достоинства можно сразу же, не утруждая себя доказательствами, заклеймить как фашизм. ("Там нация - здесь нация"!)
Смысл этой нехитрой операции в том, чтобы пропагандистски подготовить разгром, запрещение становящихся опасными конкурирующих политических формирований. Опасность фашизма надо искать не в России".

Советский режиссер Михаил Ромм в своем классическом фильме "Обыкновенный фашизм" дал такое определение: "Очевидно, фашизм начинается там, где начинается национальное чванство, когда человек поверил, что он лучше другого, уже потому, что он немец".
Что касается самих немцев, то полученный ими полвека назад жестокий урок, похоже, надолго отбил у этой нации всякую охоту следовать идее собственной исключительности. Однако теория "Избранного Богом народа", чье предназначение - руководить миром, оказалось куда более живучей, чем третий рейх Адольфа Гитлера…
Теория избранности возрождается всякий раз, когда у людей появляется навязчивая идея о том, что именно их идеалы и ценности настолько хороши, что таковые можно и нужно сделать достоянием всего человечества. Причем, как выясняется, вирус всемирного мессианства одинаково легче приживается как на тоталитарной, так и на самой демократической почве. Трудно по-иному объяснить тот факт, что граждане, номинально самой демократической и свободной страны мира - Соединенных Штатов Америки, считают само собой разумеющимся действия своего правительства, способного объявлять зоной жизненных интересов США практически любую точку земного шара и направлять туда авианосцы и морскую пехоту с той же легкостью, с какой шериф извлекает из кобуры свой "кольт".

Фрагмент из фильма:
"Здесь вы видите две механизированные бригады, переброшенные Хусейном на север.
- Госдепартамент?
- Иракский посол утверждает, что это обычные учения.
- Тянуть больше нельзя, пошлите туда авианосец".

Разумеется, это только кадры из кинофильма, но как они напоминают ковбойскую логику реального президента Билла Клинтона, который недавно едва не пошел войной на Ирак, только лишь потому, что эта страна осмелилась возражать всемогущей Америке.
Разумеется, причиной тому вовсе не врожденная кровожадность среднего американца. Его поведение, социальные инстинкты - результат кропотливой, неустанной работы самой совершенной в мире пропагандистской машины, по сравнению с возможностями которой идеологические усилия Гитлера и Сталина, вместе взятых, - выдох жалкой кустарщины.
Да, у американцев нет имперского министерства пропаганды или идеологического отдела ЦК КПСС. Зато у них есть так называемая фабрика грез - знаменитый Голливуд, массовая продукция которого, если отбросить в сторону чисто киношную мишуру, является своего рода интеллектуальным оружием массового поражения, применяемого Соединенными Штатами в идеологических войнах с другими народами. Разумеется, речь не идет об американском кинематографе в целом, поскольку его вклад в мировую культуру бесспорен и вряд ли нуждается в особых комментариях, лишь о той его специфической ипостаси, которая насквозь пронизана идеей Богоизбранности Америки и ее супергероев, на фоне вопиющего несовершенства всего остального мира и населяющих его разноязыких пигмеев.
Что же до эффективности этого психологического оружия, то оно достаточно очевидно. Думаю, никто не станет спорить с тем, что один-единственный американский супермен, крушащий в лапшу коммунистов, азиатов и прочую нечисть, значительно превосходит по степени идеологической убедительности все отчетные доклады наших партсъездов, а Голливуд производит таких суперменов серийно, так же, впрочем, как и их врагов, в число которых автоматически попадают все, кто смеет не разделять американские ценности.
Разумеется, в этом контексте России всегда отводилась особая роль. В 70-е годы, в эпоху разрядки и сокращения вооружений, Голливуд, которому тогда еще не позволялось в открытую громить плохих русских парней, придумал космическую империю зла, в облике которой любой, мало-мальски подкованный американец, мог без труда распознать тоталитарную Советскую империю - враждебную идеалам свободы и демократии. Впрочем, кого именно имел Голливуд, вскоре пояснил сам президент Рональд Рейган, публично назвав Советский Союз "империей зла".
К тому времени "Звездные войны" стали в Америке культовым фильмом и местная публика оказалась вполне готова к отождествлению этих понятий, и тогда наступила пора более крутых кинозрелищ. Поскольку главный противник Америки был обозначен, Голливуд начал играть в открытую. Американские супермены временно покинули глубины Космоса и ринулись в джунгли Вьетнама, в горы Афганистана, в глубины морей и океанов - спасать цивилизацию от коммунистического нашествия. Фактически это было уже кино предвоенного времени, главной задачей которого была психологическая подготовка нации к реальному столкновению с противником. У такого кино есть свои жанровые законы. Врагов здесь принято изображать в том виде, в каком они вселяли бы в американцев максимально возможное отвращение и в то же время уверенность в их изначальные слабости.

Фрагмент из фильма:
"О! Вы отдали мою страну на растерзание бандитам и проституткам. Отобрали! Отняли у меня все! Ничего не осталось".

Понятно, какие эмоции может вызвать у рядового американского зрителя образ русского коммуниста-фанатика, плюющего в физиономию американского президента.
Свободным и гордым гражданам США в фильмах 80-х противостоят примитивно тупые винтики советской системы - некая серая масса, неспособная к осмысленным действиям. Уничтожать таковую для настоящих американских парней одно удовольствие.
Во-первых, эти тряпичные куклы почти не сопротивляются, а, во-вторых, чего их, нелюдей, собственно, жалеть. Ну, а если во вражеском стане и появляется некто, из ряда вон выходящий, то это согласно законам жанра либо отъявленный негодяй - некое воплощение мирового зла, либо настоящий герой, изменяющий Родине ради служения идеалам американской свободы и демократии. Такой, как мифический командир советского подводного ракетоносца "Рамиус", сдавший свой корабль американцам ради предотвращения 3-й мировой войны. При этом советский подводник никогда ничего похожего не совершал. Впрочем, время героической борьбы Америки с вооруженными до зубов Советами уже практически позади, и сегодня тема Русской Империи зла приобретает в голливудских фильмах несколько иной оттенок.
Россия сегодня преподносится миру как нечто вроде глобальной выгребной ямы, населенной всевозможной нечистью, абсолютно бесконтрольной и лишенной элементарных моральных устоев. В массовое сознание настойчиво внедряется мысль, что на развалинах мировой советской ядерной державы возникло некое болезнетворное образование, которое, если не поставить надежный контроль, может принести человечеству немало бед.
Нетрудно догадаться, какая именно страна намерена взять на себя контрольные функции.

Фрагмент из фильма:
"Мы начали действовать слишком поздно. Когда оказалось, что наша собственная безопасность под угрозой. Режим "Радека" уничтожил более 200 тысяч человек, и мы это позволили. Более года эти убийства показывало телевидение, а мы угрожали экономическими санкциями и играли в дипломатию. Как мы могли? Мертвые все помнят. Настоящий мир - это не только отсутствие конфликта, но и торжество справедливости. Я клянусь вам отныне изменить американскую политику. Никогда более не позволять нашим политическим интересам диктовать нам действия, несовместимые с моралью. Жесткость и террор не могут быть политическим оружием. Время их истекло. Мы не договоримся. Наше терпение кончилось. Мы больше не боимся. Бойтесь теперь вы".

О том, куда такая философия, все больше переходящая из кино в жизнь, может завести саму Америку, сегодня здесь говорить не модно. Американскому обывателю абсурдной кажется сама мысль, что огромному американскому кораблю может что-либо всерьез угрожать.
Но вопрос: кажется ли эта мысль столь же абсурдной Джеймсу Камерону, автору, обессмертившему его имя суперфильма "Титаник". Почему этот умнейший голливудский кинорежиссер взялся в конце XX века за экранизацию этой, в общем-то, давно набившей оскомину мрачной истории; и так ли уж банальна драма "Титаника", если предположить, что Камерон имел в виду нечто большее, чем просто историю морской катастрофы. Ведь сама идея непотопляемости этого гигантского лайнера гипнотизировала его пассажиров вплоть до самой последней минуты, почти так же, как сегодня идея исторической неуязвимости и непотопляемости другого огромного корабля - Соединенных Штатов Америки - гипнотизирует десятки миллионов граждан этой страны. Не эта ли весьма актуальная историческая параллель и стала философской основой камероновского "Титаника", своеобразного фильма-предупреждения о том, что даже самое непотопляемое в истории судно рано или поздно найдет подходящий айсберг.
Впрочем, пока колосс под звездно-полосатым флагом безмятежно бороздит океан времени, а его пассажиры с удовольствием смотрят другие голливудские фильмы, в которых американское добро всегда побеждает чужеземное зло, какие бы обличия оно ни принимало. Практическая ценность такого кинематографа для власть имущих в Америке неоспорима.
Люди, жизни которых до предела нафаршированы голливудскими представлениями об окружающем Америку мире, полном всевозможных угроз, начинают еще больше любить родное правительство, которое одно только и может обезопасить их уютный мирок от всяческих напастей. Такова мораль большинства голливудских "блокбастеров" и таков, надо полагать, коммерческий заказ тех, кто использует "фабрику грез" для превращения некогда свободной и гордой американской нации в колонию экологических "зомби", уверовавших, что они лучше других людей только потому, что они американцы.
Помнится, Михаил Ромм утверждал, что именно с этого и начинается настоящий фашизм.

ПО ЛЕСТНИЦЕ К ФАШИЗМУ

Чем ближе выборы, тем громче крики о русском фашизме. Искусственно нагнетаются страхи, используя при этом хулиганствующие, заранее оплаченные выходки. Пугало русского фашизма используется для шельмования политических противников. Использование отрицательных ассоциаций прием не новый, считает доктор политических наук Игорь Федорович Максимычев. Сегодня, считает он, "любое проявление здорового чувства национального достоинства можно сразу же, не утруждая себя доказательствами, заклеймить как фашизм. ("Там нация - здесь нация"!)
Смысл этой нехитрой операции в том, чтобы пропагандистски подготовить разгром, запрещение становящихся опасными конкурирующих политических формирований. Опасность фашизма надо искать не в России".

Советский режиссер Михаил Ромм в своем классическом фильме "Обыкновенный фашизм" дал такое определение: "Очевидно, фашизм начинается там, где начинается национальное чванство, когда человек поверил, что он лучше другого, уже потому, что он немец".
Что касается самих немцев, то полученный ими полвека назад жестокий урок, похоже, надолго отбил у этой нации всякую охоту следовать идее собственной исключительности. Однако теория "Избранного Богом народа", чье предназначение - руководить миром, оказалось куда более живучей, чем третий рейх Адольфа Гитлера…
Теория избранности возрождается всякий раз, когда у людей появляется навязчивая идея о том, что именно их идеалы и ценности настолько хороши, что таковые можно и нужно сделать достоянием всего человечества. Причем, как выясняется, вирус всемирного мессианства одинаково легче приживается как на тоталитарной, так и на самой демократической почве. Трудно по-иному объяснить тот факт, что граждане, номинально самой демократической и свободной страны мира - Соединенных Штатов Америки, считают само собой разумеющимся действия своего правительства, способного объявлять зоной жизненных интересов США практически любую точку земного шара и направлять туда авианосцы и морскую пехоту с той же легкостью, с какой шериф извлекает из кобуры свой "кольт".

Фрагмент из фильма:
"Здесь вы видите две механизированные бригады, переброшенные Хусейном на север.
- Госдепартамент?
- Иракский посол утверждает, что это обычные учения.
- Тянуть больше нельзя, пошлите туда авианосец".

Разумеется, это только кадры из кинофильма, но как они напоминают ковбойскую логику реального президента Билла Клинтона, который недавно едва не пошел войной на Ирак, только лишь потому, что эта страна осмелилась возражать всемогущей Америке.
Разумеется, причиной тому вовсе не врожденная кровожадность среднего американца. Его поведение, социальные инстинкты - результат кропотливой, неустанной работы самой совершенной в мире пропагандистской машины, по сравнению с возможностями которой идеологические усилия Гитлера и Сталина, вместе взятых, - выдох жалкой кустарщины.
Да, у американцев нет имперского министерства пропаганды или идеологического отдела ЦК КПСС. Зато у них есть так называемая фабрика грез - знаменитый Голливуд, массовая продукция которого, если отбросить в сторону чисто киношную мишуру, является своего рода интеллектуальным оружием массового поражения, применяемого Соединенными Штатами в идеологических войнах с другими народами. Разумеется, речь не идет об американском кинематографе в целом, поскольку его вклад в мировую культуру бесспорен и вряд ли нуждается в особых комментариях, лишь о той его специфической ипостаси, которая насквозь пронизана идеей Богоизбранности Америки и ее супергероев, на фоне вопиющего несовершенства всего остального мира и населяющих его разноязыких пигмеев.
Что же до эффективности этого психологического оружия, то оно достаточно очевидно. Думаю, никто не станет спорить с тем, что один-единственный американский супермен, крушащий в лапшу коммунистов, азиатов и прочую нечисть, значительно превосходит по степени идеологической убедительности все отчетные доклады наших партсъездов, а Голливуд производит таких суперменов серийно, так же, впрочем, как и их врагов, в число которых автоматически попадают все, кто смеет не разделять американские ценности.
Разумеется, в этом контексте России всегда отводилась особая роль. В 70-е годы, в эпоху разрядки и сокращения вооружений, Голливуд, которому тогда еще не позволялось в открытую громить плохих русских парней, придумал космическую империю зла, в облике которой любой, мало-мальски подкованный американец, мог без труда распознать тоталитарную Советскую империю - враждебную идеалам свободы и демократии. Впрочем, кого именно имел Голливуд, вскоре пояснил сам президент Рональд Рейган, публично назвав Советский Союз "империей зла".
К тому времени "Звездные войны" стали в Америке культовым фильмом и местная публика оказалась вполне готова к отождествлению этих понятий, и тогда наступила пора более крутых кинозрелищ. Поскольку главный противник Америки был обозначен, Голливуд начал играть в открытую. Американские супермены временно покинули глубины Космоса и ринулись в джунгли Вьетнама, в горы Афганистана, в глубины морей и океанов - спасать цивилизацию от коммунистического нашествия. Фактически это было уже кино предвоенного времени, главной задачей которого была психологическая подготовка нации к реальному столкновению с противником. У такого кино есть свои жанровые законы. Врагов здесь принято изображать в том виде, в каком они вселяли бы в американцев максимально возможное отвращение и в то же время уверенность в их изначальные слабости.

Фрагмент из фильма:
"О! Вы отдали мою страну на растерзание бандитам и проституткам. Отобрали! Отняли у меня все! Ничего не осталось".

Понятно, какие эмоции может вызвать у рядового американского зрителя образ русского коммуниста-фанатика, плюющего в физиономию американского президента.
Свободным и гордым гражданам США в фильмах 80-х противостоят примитивно тупые винтики советской системы - некая серая масса, неспособная к осмысленным действиям. Уничтожать таковую для настоящих американских парней одно удовольствие.
Во-первых, эти тряпичные куклы почти не сопротивляются, а, во-вторых, чего их, нелюдей, собственно, жалеть. Ну, а если во вражеском стане и появляется некто, из ряда вон выходящий, то это согласно законам жанра либо отъявленный негодяй - некое воплощение мирового зла, либо настоящий герой, изменяющий Родине ради служения идеалам американской свободы и демократии. Такой, как мифический командир советского подводного ракетоносца "Рамиус", сдавший свой корабль американцам ради предотвращения 3-й мировой войны. При этом советский подводник никогда ничего похожего не совершал. Впрочем, время героической борьбы Америки с вооруженными до зубов Советами уже практически позади, и сегодня тема Русской Империи зла приобретает в голливудских фильмах несколько иной оттенок.
Россия сегодня преподносится миру как нечто вроде глобальной выгребной ямы, населенной всевозможной нечистью, абсолютно бесконтрольной и лишенной элементарных моральных устоев. В массовое сознание настойчиво внедряется мысль, что на развалинах мировой советской ядерной державы возникло некое болезнетворное образование, которое, если не поставить надежный контроль, может принести человечеству немало бед.
Нетрудно догадаться, какая именно страна намерена взять на себя контрольные функции.

Фрагмент из фильма:
"Мы начали действовать слишком поздно. Когда оказалось, что наша собственная безопасность под угрозой. Режим "Радека" уничтожил более 200 тысяч человек, и мы это позволили. Более года эти убийства показывало телевидение, а мы угрожали экономическими санкциями и играли в дипломатию. Как мы могли? Мертвые все помнят. Настоящий мир - это не только отсутствие конфликта, но и торжество справедливости. Я клянусь вам отныне изменить американскую политику. Никогда более не позволять нашим политическим интересам диктовать нам действия, несовместимые с моралью. Жесткость и террор не могут быть политическим оружием. Время их истекло. Мы не договоримся. Наше терпение кончилось. Мы больше не боимся. Бойтесь теперь вы".

О том, куда такая философия, все больше переходящая из кино в жизнь, может завести саму Америку, сегодня здесь говорить не модно. Американскому обывателю абсурдной кажется сама мысль, что огромному американскому кораблю может что-либо всерьез угрожать.
Но вопрос: кажется ли эта мысль столь же абсурдной Джеймсу Камерону, автору, обессмертившему его имя суперфильма "Титаник". Почему этот умнейший голливудский кинорежиссер взялся в конце XX века за экранизацию этой, в общем-то, давно набившей оскомину мрачной истории; и так ли уж банальна драма "Титаника", если предположить, что Камерон имел в виду нечто большее, чем просто историю морской катастрофы. Ведь сама идея непотопляемости этого гигантского лайнера гипнотизировала его пассажиров вплоть до самой последней минуты, почти так же, как сегодня идея исторической неуязвимости и непотопляемости другого огромного корабля - Соединенных Штатов Америки - гипнотизирует десятки миллионов граждан этой страны. Не эта ли весьма актуальная историческая параллель и стала философской основой камероновского "Титаника", своеобразного фильма-предупреждения о том, что даже самое непотопляемое в истории судно рано или поздно найдет подходящий айсберг.
Впрочем, пока колосс под звездно-полосатым флагом безмятежно бороздит океан времени, а его пассажиры с удовольствием смотрят другие голливудские фильмы, в которых американское добро всегда побеждает чужеземное зло, какие бы обличия оно ни принимало. Практическая ценность такого кинематографа для власть имущих в Америке неоспорима.
Люди, жизни которых до предела нафаршированы голливудскими представлениями об окружающем Америку мире, полном всевозможных угроз, начинают еще больше любить родное правительство, которое одно только и может обезопасить их уютный мирок от всяческих напастей. Такова мораль большинства голливудских "блокбастеров" и таков, надо полагать, коммерческий заказ тех, кто использует "фабрику грез" для превращения некогда свободной и гордой американской нации в колонию экологических "зомби", уверовавших, что они лучше других людей только потому, что они американцы.
Помнится, Михаил Ромм утверждал, что именно с этого и начинается настоящий фашизм.