РУССКАЯ ЛИНИЯ |
|
Игумен ТИХОН (Шевкунов)
Проповедь, произнесенная на литургии в ночь
расстрела царской семьи,
17 июля 1998 года.
Мы собрались совершить Божественную литургию в
эти ночные часы, в то самые часы, когда 80 лет назад
было совершено страшное злодеяние -
цареубийство. Последствия этого греха все еще
довлеют над всей историей России и на судьбах
каждого из нас.
Мы плохо себе представляем, что значит убийство
Помазанника Божия и его семьи, хотя последствия
этого духовного злодеяния испытывают уже
несколько поколений наших соотечественников.
Православные цари, по утверждению святой Церкви
возводились к управлению народом по Промыслу
Божию. И даже если самодержец, миропомазанник,
был по человеческому смыслу и недалек, и неумен,
и, может быть, казалось, не ему надо было в это
время управлять страной, но люди духовные видели,
что через Самодержца Господь осуществлял Свой
Промысел, милует или наказывает народ. Так всегда
было в истории, и люди порой только по прошествии
долгого времени начинали понимать это.
Что же касается последнего русского императора и
его семьи, то о них совершенно особый разговор. И
не случайно сотни людей собрались здесь сегодня,
в ночь памяти их крестных страданий и их светлого
торжества со Христом в Царствии Небесном. Они
были особые люди, и Промысел Божий о них был
особенным.
Государь император Николай II был царь и раб.
Царь России - великой православной страны, со
стремительно и трагически оскудевающим уже
тогда духом Святого Богопочитания, хранимым
Православной Церковью. И раб Божий, самый
преданный и искренний, исполненный любви к
своему Господу до последних и страшных минут
земной жизни. Этой любви он научил своих четырех
детей по плоти и бесчисленных детей по его
отцовству над данной ему Богом Россией.
Сейчас, вдумываясь в жизнь этой святой семьи, мы
чувствуем, что они вдруг удивительно и
неожиданно близки нам, сердцу нашему и духу.
Православный царь возглашался Церковью отцом
своих подданных. Как смеялись над этим
современники Государя Николая II, как в газетах и
журналах издевались над одним упоминанием того,
что над ними может быть какой-то отец,
поставленный Богом. А простые сердцем люди из
всех сословий чувствовали это совершенно
реально. Сам Государь и его семья тоже мыслили и
ощущали себя так, но не в смысле некоей совей
исключительности, а в смысле того, что так Богу
угодно, таково их послушание. Многие наши предки,
к несчастью, не понимали значения того отражения
небесной иерархии, которое было даровано Богом в
миропорядке России. И лишь сейчас мы, их потомки,
на обломках великой страны, главная духовная
цель которой была препровождать своих граждан в
Царствие Небесное, начинаем осознавать, что это
действительно был поставленный Богом отец своих
детей. Именно поэтому в поздний час мы все
собрались здесь, может быть до конца не отдавая
себе отчет, почему так близок нам этот святой и
эти святые. Как в начале нынешнего века одним из
самых близких для сердца православного русского
человека был святой преподобный Серафим
Саровский, так наверное и сейчас
Государь-император Николай II и его семья
становятся самыми близкими и родными для нас
людьми в Царствии Небесном.
Мы знаем, что над ними было совершено надругание,
они были сожжены, расчленены, и где сейчас их
останки не ведает никто. А то, что происходит
сегодня в Санкт-Петербурге - Господь рассудит и
поставит все на свои места к прославлению святых
Своих угодников и Святой Церкви. Мы еще раз
увидим, что правда именно и только здесь, в святой
Церкви, а не в суетном мире, с его тщеславными
уверениями о том, что вне Церкви, они смогли
доискаться некоей истины
После окончания Божественной Литургии мы
отслужим литию, помолимся о упокоении их душ и
попросим их святых молитв, действенность которых
всякий может почувствовать, если только искренне
попросит страстотерпцев о том, что содействует
спасению души, миру, вере, терпению и верности
Господу.