РУССКАЯ ЛИНИЯ    
Православное информационное агентство
web-сервер www.rusk.ru

 

Русский дом, №9. Оглавление


НА РУБЕЖЕ ВЕКОВ
Георгий Александрович ЖУКОВ

Находясь на рубеже веков, всегда хочется заглянуть в будущее, хоть чуть-чуть предугадать его.
Вот так, полушутя-полусерьезно, представлял XX век один из величайших русских философов - Владимир Соловьев:
"В начале ХХ века японцы станут во главе панмонголизма… займут Корею, Пекин и подчинят себе весь Китай. Первой заботой японской династии в Китае будет создание могучей армии и флота. С необыкновенной хитростью богдыхан, известив русского посла, что он собирается завоевать Индию, соберет в китайском Туркестане четырехмиллионную армию, вторгнется в нашу Среднюю Азию, поднимет здесь все население, быстро продвинется через Урал, и, при огромном численном превосходстве, боевые достоинства русских войск позволят им только гибнуть с честью. Желтые черти так быстро наводнят Россию и истребят один за другим в ожесточенных боях наши корпуса, что вся Россия подчинится им… Через год все европейские государства уже признают свою вассальную зависимость от богдыхана. Полвека длится новое монгольское иго над Европой, нахлынут китайские и японские рабочие и страшно обострится социально-экономический вопрос. Потом Европа освободится. Образуются Европейские Соединенные штаты. Это случится, таким образом, уже в XI веке".
Наверное, во многих людях живущих на рубеже веков подсознательно присутствует такое чувство, что с наступлением нового столетия, тысячелетия все уже будет по-другому, не так, как в наше время.
Подобная мечтательность вовсе не так безобидна, как кажется на первый взгляд. Огромная индустрия, разрабатывающая и воплощающая "культ будущего", работает вовсе не вхолостую. Она заставляет нас отвлечься от нашей реальности и погрузиться в другую - реальность "фабрики грез". Культ будущего превращается в некий суррогат религии, заменяющей новому поколению веру их отцов и дедов. Такую картину мы видим в наши дни.
Меня заинтересовал вопрос: как относились к будущему наши предки, живущие на рубеже XIX-XX веков, чего ждали они от наступающего века? Чем жило многослойное и часто противоречивое российское общество перед "эрой великих потрясений"? Пересмотрев подшивки крупнейших российских журналов, издававшихся на рубеже веков, я увидел, что российское общество того времени практически не интересовали проблемы будущего.
Приведенный в начале отрывок из лекции В. Соловьева, напечатанной в журнале "Неделя" за 1900 год, является одним из немногих примеров прогнозирования будущего. Соловьев, предрекая начало апокалипсиса в ХХ веке, в какой-то степени предугадал грядущие войны и потрясения, ожидавшие Россию.
Обширный интерес вызывала, к примеру, проблема семьи. Обсуждению она подвергалась во многом благодаря тому, что была непосредственно связана с вопросом эмансипации. Характерна статья Н. Левина в журнале "Новый мир" за 1900 год под названием "Эволюция семейной жизни". Она повествует о пользе для общества эмансипации, о том, что с малых лет женщина должна воспитываться наравне с мужчиной, без всякого ущерба в правах, о необходимости предоставления женщине большей свободы как в семейной, так и в общественной жизни. О браке автор высказывается как о "взаимовыгодном союзе двух независимых личностей", статью же он заканчивает такими словами: "… А пока пусть лучше уменьшается количество браков". В этой статье явно просматривается западный взгляд на брак, на семью, явно чуждый русской, православной традиции.
Предчувствие грядущих катаклизмов - тема, встречавшаяся не только у Соловьева. Вот, например, отрывок из статьи Суворина, напечатанной в журнале "Ежемесячные сочинения": "Не сегодня завтра мир должен обновиться, потому что старики уступят наконец место молодым. Брошенная искра может произвести пожар. Тлеющая в тиши мысль может разом заблестеть и окрылить мечтания поколений". Казалось бы, речь идет всего лишь о конфликте поколений, о котором говорил еще Тургенев в своих "Отцах и детях", но стоит вдуматься в смысл этих слов, как сразу на ум приходят мысли о мировом революционном пожаре, центром которого стала Россия в XX веке. Именно в то время бросались в русский народ первые искры смуты, впоследствии поглотившей одну шестую часть суши. Снова приходят на ум мысли Соловьева. Ведь, если не брать в счет японцев, его слова оказались пророческими.
Да, наши деды не знали сладких сказок, которыми теперь так усердно кормят их внуков, стараясь привить им космополитические идеалы "всемирной цивилизации". Стоит только задуматься, чтобы понять, что в модели мира будущего нет места таким чувствам, как, например, патриотизм. Чувство любви к родине подменяется либо абстрактными понятиями о справедливости, либо полностью вытесняется заботой о личных интересах.
Не все прогнозы о будущем Российской империи были столь мрачны. Конец XIX века ознаменовался небывалым подъемом духа среди российского еврейства, пишет "Будущность" ("независимый орган русских евреев, стремящихся к культурному возрождению и подъему самосознания еврейской массы"). И действительно, конец XIX века в России - это время формирования и развития сионизма, недавно отметившего свое столетие. Рост еврейского самосознания сопровождался образованием различных обществ, открытием еврейских школ, подъемом еврейской печати. Не правда ли, это поразительно напоминает конец века XX?
Создается такое впечатление, что Россия за сто лет прошла в своем развитии по кругу - настолько проблемы конца XIX века похожи на проблемы конца века ХХ. "Девятнадцатый век недаром назван чудесным: приобретения велики, разнообразны и драгоценны. И тем не менее в последних впечатлениях, им оставленных, не много доброго и светлого. Спокойствия и удовлетворения не видно ни в одной из главных европейских стран. Везде на очереди стоят сложные, нелегко разрешимые и вместе с тем грозные задачи. Не закончены и войны, омрачившие собой последние годы века. Сам способ ведения войн показал наглядно, сколько дикости и зверства таится еще под внешним лоском культуры..." - отмечал журнал "Вестник Европы" за 1901 год. Чем можем мы похвастаться за прошедшее столетие? Тем, что научились еще более изощренно убивать и калечить себе подобных? Тем, что в две мировые войны, в которых участвовало практически все население земного шара, до сих пор не являются для некоторых политиков основанием избегать развязывания Третьей? Или мы можем похвастаться упадком нравов, которого не могла себе представить Римская империя времен упадка? Исходя из того, что историческое развитие происходит по спирали, можно со всей ответственностью заявить, что все проблемы, ставшие перед Россией, вступавшей в ХХ век, во много раз усложнившись, стоят перед ней и при вступлении в век XXI. Таким образом, призвав на помощь метод аналогии, можно с некоторой долей уверенности попробовать обрисовать судьбу нашей многострадальной Родины в грядущем столетии. И как уж тут не вспомнить Соловьева, который апофеоз своего апокалипсиса переносил именно в век XXI? Это вовсе не значит, что Родина наша обречена. Перед нами стоит огромная задача, которая не решится сама собой с последним ударом курантов, возвещающим приход нового тысячелетия. И да поможет нам Господь справиться с тем, что кажется выше сил человеческих - снова вернуть России ее былое могущество.