РУССКАЯ ЛИНИЯ |
|
Ангелы старой Ладоги
Николай КОНЯЕВ
И когда входишь сюда, первое ощущение -
удивления. Почти все иконы, все фрески здесь
созданы заново!
Семь веков занимает история храма. Семь лет -
история возрождения его. Совпадение цифр,
разумеется, случайное. Но не случайно о, что
возрождается храм в том значении, которое, как мы
полагаем, и придавали ему основатели семь веков
назад.
И сейчас это открывается каждому, кто входит в
храм. С икон и бесчисленных фресок смотрят на нас
святой князь Александр Невский и
священномученик Вениамин, митрополит
Петроградский, который в страшном 1922 году,
подобно святому князю Александру Невскому,
бесстрашно выступил против врагов православия,
отлучив от церкви поставленных ГПУ
обновленческих вождей.
- Братие! - отправляясь на Невскую битву, говорил
святой князь. - Не в силах Бог, но в правде!
- Трудно, тяжело страдать... - ожидая расстрела,
писал священномученик митрополит Вениамин. - Но
по мере наших страданий, избыточествует и
утешение от Бога. Трудно переступить этот
рубикон, границу, и всецело предаться воле
Божией. Когда это совершится, тогда человек
избыточествует утешением...
Рядом с ними - великий русский святой Александр
Свирский, сподобившийся еще при земной жизни
лицезреть Святую Троицу, и наша великая
заступница за всех сирых и обездоленных -
блаженная Ксения Петербургская...
Преподобные Никифор и Геннадий Важеозерские и
Сергий и Герман Валаамские...
Столпы русского православия Иосиф Волоцкий и Нил
Сорский...
С портретов в трапезной глядят на прихожан
патриархи Всея Руси и санкт-петербургские
митрополиты...
Величественный, дивный Собор.
Одни из собравшихся здесь святых и святителей и в
своей земной жизни бывали в Старой Ладоге, в
храме Иоанна Предтечи. Другие, проплывая по
Волхову, осеняли себя крестным знамением,
вглядываясь в возникающие за речной излукой
кресты на маковках Иоанно-Предтечевского храма
на Малышевой горе, устанавливали ту духовную
связь, которая столетия спустя, трудами
многочисленных санкт-петербургских художников и
скульпторов - упомянем здесь Андрея Коробкова и
Сергея Алипова, Светлану Иванову и Елизавету
Лозновскую, Александра Бартова и Илью Пивника - и,
конечно же, прежде всего молитвами самого
настоятеля храма, иеромонаха Евстафия,
материализовалась во фресках, иконах и
скульптурах, украшающих церковь.
Нет, не случайно собрались святые на свой дивный
Собор в возрожденном храме Иоанна Предтечи.
Невозможно теперь и представить себе эту церковь
без них.
Что такое время?
Сегодня становится вчерашним днем, а завтрашний
день - сегодняшним. Снашивается обувь, ветшает
одежда, стареет организм. Время течет неумолимо и
необратимо. Но это для нас, выросших в обществе,
где культивируется индивидуализм и идея
прогресса. Как частички этой цивилизации, мы
всецело захвачены неумолимым движением времени
и не в силах преодолеть наваждение.
"А в вечности вратах - ужасно пробужденье!
В последний жизни час..." - писал святитель
Игнатий Брянчинов.
В Церкви нет времени. Поэтому так легко и
становится здесь душе, когда удается позабыть о
мирской суете, о своем ветшающем, как одежда,
теле...
Полгода назад, седьмого июля, мы были в Старой
Ладоге на храмовом празднике - рождестве Иоанна
Предтечи. В этот день русская православная
церковь отмечает еще один праздник - память
святого Антония Дымского.
Преподобный Антоний начинал свой монашеский
путь тоже на Волхове, только в верховьях его, в
монастыре великого волховского святого Варлаама
Хутынского.
В 1197 году Антоний покинул Хутынский монастырь и в
поисках уединения пришел на берег овального,
похожего на пасхальное яйцо Дымского озера.
Здесь святой отыскал камень, на несколько
вершков возвышавшийся над водой, и ежедневно,
встав посреди воды на камне, молился тут. Мы знаем
из жития преподобного Антония, что, совершая
паломничество, он был в Константинополе, не раз
молился там во Влахернском храме, где находилась
тогда икона, которую мы называем Тихвинской. Не
этот ли Образ Пречистой Богородицы и открывался
духовном узрению преподобного, когда в
молитвенном уединении стоял он на камне посреди
Дымского озера.
И вот - два столетия спустя, в 1383 году, произошло
чудо. Устанавливающие сети ладожские рыбаки
вдруг увидели окруженную дивным сиянием икону,
плывущую над водой. Сопровождаемая толпами
богомольцев икона проследовала мимо Волхова до
реки Тихвинки и здесь остановилась вблизи
Антониево-Дымского монастыря, на намоленной
преподобным Антонием его учениками земле. Здесь
и вырос знаменитый монастырь, основанный самой
Чудотворной иконой Божьей Матери...
После литургии в храме Иоанна Предтечи отец
Евстафий пригласил всех на трапезу. Потом мы
отправились дальше, на Дымское озеро, где должен
был состояться водосвятный молебен. Автобус был
полупустой, и с нами отправились и бывшие в храме
староладожцы.
В основном - дети.
Отец Евстафий с нами не поехал, остался у себя в
храме.
Уезжая, мы торопились - боялись опоздать на
молебен.
Уже когда отъехали от старой Ладоги, выяснилось,
что отец Евстафий посадил в наш "Икарус"
всех, кто был в церкви. Даже женщин, готовивших
трапезу.
- Батюшка один в храме остался, - огорченно
сказала сидевшая позади меня девочка. - А ведь
сегодня - престольный праздник.
- А мы даже посуду после трапезы не помыли... -
ответила другая девочка, и голос ее задрожал от
слез.
Я уже говорил, что в храме Иоанна Предтечи в
Старой Ладоге есть образ преподобного
Александра Свирского - святого, сподобившегося
еще при земной жизни лицезреть Святую Троицу...
Однажды, когда преподобный был уже игуменом
основанного им монастыря, к нему пришел
монастырский эконом и сказал, дескать, кончаются
дрова, и надо бы послать в лес какого-нибудь
праздного монаха или послушника, чтобы нарубить
их.
- Я празден... - ответил преподобный. Взял топор и
отправился в лес.
Не знаю, почему, но я не сумел заставить себя
рассказать эту историю сидевшим за моей спиной
девочкам. Может быть, потому, что отец Евстафий -
иеромонах, и не мне сравнивать его с другими
людьми, тем более с нашими святыми...
Сколько я не беседовал с отцом Евстафием и до и
после храмового праздника 7 июля, мне так ничего и
не удавалось толком выяснить о его биографии.
Узнал я только, что долгое время он работал
врачом на скорой помощи, потом занялся
философией, защитил кандидатскую диссертацию,
преподавал диамат, пока за идеологическое
разложение, выразившееся в посещении храмов, его
не исключили из партии. И - слава Богу! Отец
Евстафий был тогда рукоположен и пять лет служил
в Карелии, а потом был направлен в Старую Ладогу,
чтобы отворить здесь дверь. Отворить ее для все
более с каждым годом увязающим в нищете и
бесправии староладожцев и - прежде всего! - для их
детей, многие из которых - типичная примета
России конца нашего тысячелетия! - совершенно
заброшены своими родителями.
И если чудо - возрождение храма в нищем приходе,
то создание отцом Евстафием детского прихода
храма Рождества Иоанна предтечи - двойное чудо.
Удивительно, но детей здесь больше, чем взрослых.
И не только на службе. Когда завершается
литургия, дети не уходят домой, а собираются в
трапезной. Усаживаются за длинные столы.
Удивительная задушевность в этих церковных
трапезах. Пожалуй, только тут и начинаешь
понимать, что такое православная семья...
Я не оговорился. Именно образ семьи рисуется в
сознании, когда наблюдаешь за жизнью прихода
староладожской церкви.
Я познакомился здесь с тремя сестрами
Хорьковыми. Старшей Кате - шестнадцать лет.
Средней, Алене, - четырнадцать. Самая младшая -
Галя. Все они поют в церковном хоре и жизни своей
без церкви уже не представляют. Девочки устроены
учиться в Волховскую музыкальную школу. Учатся в
музыкальной школе - за счет церкви - и другие дети.
Некоторые из них - детдомовцы.
Вместе с художницей Елизаветой Лозновской мы
провели в этом "детском приходе" сочинение.
Попросили детей рассказать о церкви Рождества
Иоанна Предтечи и о том, что связывает их,
каждого, с этой церковью.
Набралась целая кипа исписанных детскими
каракулями листочков...
"Меня зовут Алена. Я учусь в четвертом классе. Я
хожу в храм Иоанна Предтечи. Мне очень нравится
здесь отец Евстафий, он очень добрый. Здесь есть
швея Светлана Дубровская и хорошо кормят. Мне
нравится в этом храме. Отец Евстафий, он очень
добрый".
"Меня зовут Аня. Мне 12 лет. Я выполняю
послушание в храме Иоанна Предтечи. Я уже
достигла чина младшей псаломщицы. Только в этом
храме я поняла, что такое настоящая церковная
семья. Наши братья: Артемий и Виталий и
одиннадцать сестер. Наш регент - Тамара
Владиславовна стала нам мамой. Вот и все. Я бы
хотела, чтобы прибавилось братьев и сестер. И
чтобы сделали высокий клирос".
"Меня зовут Тамара. Я пою в храме Иоанна
предтечи. Наш храм очень красив, особенно внутри.
Все стены украшены росписями. Также в нашем храме
есть отец Евстафий. Все взрослые, а также дети,
очень любят батюшку. Еще в храме есть регент
Тамара Владиславовна. Дети очень любят тетю
Тамару. И с каждым воскресеньем у нас все больше и
больше людей. Если увидите ошибку, примите ее за
улыбку".
"Меня зовут Ксения, мне 13 лет. Когда я пришла в
храм Иоанна Предтечи я не знала, как молиться и
даже креститься не умела. Я узнала отца Евстафия.
Это очень хороший человек. Он очень добрый и
справедливый. Отец Евстафий крестил меня. Мне
нравится ходить в храм на службу. Я завела здесь
хороших друзей. А вообще лучше храма и веры в Бога
нету ничего лучше".
"Однажды приехала одна девочка в храм с ее
мамой. Она обижала маленьких, спорила с мамой,
была жадной и некрасива в душе. Она с мамой жила
бедно. Маме пришлось искать новое место
жительства. Она совершенно случайно встретила
отца Евстафия. Он пожалел бедную женщину и
накормил ее. Батюшка обеспечил маме с девочкой
все, что нужно для жизни - дом, свет, тепло.
Маминому счастью не было невзгод. Со временем она
научилась шить и вышивать. Все болезни
исцелились. Ну, а девочка 13-ти лет стала рисовать,
как художник 7-го класса "В". Петь и
танцевать. Но время от времени эти таланты
пропадали. Наверное, это от ее множества грехов.
Она этого не понимала и была от этого несчастна.
Но вдруг, этой девочкой оказалась я, Галина 13-ти
лет. И учится в обыкновенной школе. Но уже
исправилась. И теперь служит в храме Иоанна
Предтечи. У нас сейчас очень добрый и
справедливый батюшка лет 55-и. В худых ботинках
ходит по улицам, помогая всем немощным,
страдающим и труждающимся. Это хорошо, когда
плохое начало и прекрасный конец".
"Я пришла в 1994 году в Староладожский храм
Иоанна Предтечи. Отец Евстафий очень хороший
человек. Добрый, заботливый. Иногда, когда у нас
чего-нибудь нет, например: понравилось платье -
платье купит. Порвались сапоги - думает над этим
вопросом. Нету куртки или шапки - все думают. От
такой доброты и заботы тянет в храм, как
магнитная волна. Но на самом деле нас всех тянет
поближе к Богу…"
"Меня зовут Артемий. Хотя я и живу в
Санкт-Петербурге, в этом красивом городе, все
равно больше меня тянет неведомой силой в Старую
Ладогу, в этот прекрасный храм Рождества Иоанна
Предтечи. Поднимаясь в гору, где стоит храм, я
вижу радостные лица детей, бегущих навстречу
батюшке, отцу Евстафию. Каждый складывает свои
ладошки и просит у него благословения. После
этого одни бегут в храм сказать, что батюшка
приехал, другие наоборот помогают ему взобраться
на склон горы. Сразу же, как войдешь в храм, видишь
печку, красивые фрески на стенах, разные портреты
митрополитов и патриархов, чудесный портрет двух
великих княжон Татьяны и Ольги, вырезанную
скульптуру Ниила Столбенского, возле которой
батюшка после приезда поет величание. Как бы ни
были трудны доходы, все равно в храме появляются
новые иконы и материалы для конца реставрации
храма. В храме у многих детей есть своя работа.
Некоторые поют не службу, другие читают молитвы
на исповеди, третьи моют посуду после трапезы или
где-нибудь, где надо, подметут. И даже я устроился
работать в алтаре с помощью этого доброго
иеромонаха Евстафия, а ведь я был очень грешный
мальчик и даже не мечтал подавать батюшке
кадило…".
"В старой Ладоге мне очень нравятся церковь и
батюшка. Там у нас есть регент - тетя Тамара. Она с
нами занимается музыкой. Я там очень привыкла, и
теперь я не могу Старую Ладогу бросить. На
Крещение я прочла третий час и шестипсаломие.
Люда, 12 лет.
Перечитываешь эти записи, и время исчезает, уже
не голоса детей, живущих в 1998 году, слышишь
сейчас, а голос того крестьянского мальчика, что
еще в прошлом веке пришел в монастырскую школу
учиться церковному пению и порядку церковных
служб.
Отец Антоний подбирал для мальчика книги.
Впервые прочитал он здесь Гоголя, Пушкина,
Крылова.
"Больше всего нравились мне, - пишет Максимов, -
"Вечера на хуторе" да "Капитанская
дочка". Многие стихи Пушкина читал сам отец
Антоний, и казались они мне какой-то особенной
музыкой… Достаточно одних добрых советов отца
Антония, чтобы помнить о нем до смерти".
Я не знаю, добьются ли нынешние воспитанники отца
Евстафия такого же успеха на избранном ими
поприще, какого добился воспитанник отца
Антония, но ведь не успех и главное. Главное,
чтобы дети, как и крестьянский мальчик Василий
Максимов, уже нашил свой родной дом, который
никто не может отнять у них. И название этому дому
- Русская православная церковь…
Мне приходилось бывать в некоторых
староладожских семьях. Тяжелое впечатление
оставили эти посещения. Впрочем, так сейчас
везде… Обычная нищая и тусклая жизнь
древнерусского города с бесконечными
разговорами о последней передаче "Поле
чудес", перемежаемыми вздохами о
невыплаченной зарплате…
И, конечно же, это чудо - детский приход, созданный
отцом Евстафием. Хорошо восстановить храм и
украсить его. Но еще важнее, может быть, создать
этот храм в детских сердцах… И словно бы
перевертывается время. Не взрослые ведут детей в
храм, а дети - своих родителей…
А в ту поездку из храма Рождества Иоанна Предтечи
на Дымское озеро, когда я первый раз познакомился
с детским приходом отца Евстафия, все получилось
просто и замечательно. И в Тихвинский монастырь
мы заехали, и на озеро к молебну поспели, и долго
плавали там - и дети, и взрослые - вокруг камня, на
котором совершал свое молитвенное бдение
преподобный Антоний. Существует поверье,
дескать, если оплыть этот камень три раза, твоя
молитва обязательно исполнится. Молитв много
было. Без конца плавали вокруг камня.
А на обратном пути заехали на святой источник в
Мелексе, и в Старую Ладогу вернулись уже ночью.
Наша руководительница спросила, где лучше
высадить детей.
- Лучше всего у церкви… - ответили они.
Здесь и высадили их. У церкви взяли, у церкви и
оставили…
Потом дети рассказывали, что отец Евстафий ждал
их. И долго еще сидели на берегу Волхова. Разожгли
костер. Слушали рассказы отца Евстафия…
Смотрели на древний огонь, возженный над седым
Волховом. Темнели вверху курганы, с которых
"есть пошла русская земля", еще выше, словно
плывущая по небу, белела церковь Рождества
Иоанна Предтечи…
В церкви свое время.
Полгода прошло, как отмечали Рождество Иоанна
Предтечи, а сейчас приближается другое
Рождество…
Принарядились к празднику чистым и пушистым
снегом улочки Старой Ладоги. По переулку,
тонущему в сугробах, поднимаешься к церкви, и тут,
на крутом берегу Волхова, перехватывает дыхание -
такая синь кругом, такая мощь речной излучины…
Обжигает щеки морозный ветерок, тянущий с
закованного в лед Волхова.
И в этом просторе, в этой синеве, в колющем
морозце - тоже ощущение приближающегося великого
праздника. Очень явственно разлито на былинном
кургане сосредоточенное ожидание
предрождественских дней.
И в самой церкви, в трапезной, со стен которой
строго смотрят святые и иерархи, - детские голоса.
Идет "Пещное действо"…
Это библейская история из Книги пророка Данила.
Вавилонский царь Навуходоносор сделал золотого
истукана и заставил народ поклоняться идолу.
Только трое отроков не поклонились золотому
идолу. Навуходоносор приказал схватить их и,
связанными, бросить в огненную печь. Неминуема
была гибель отроков, но сошел Ангел Господень,
раздвинул огонь и, хотя на сорок девять локтей,
как написано в Библии, вздымалось вверх пламя,
никакого вреда не нанесло оно сохранившим веру в
истинного Бога отрокам.
Чин Пещного действа древняя и - увы! - забытая
сейчас традиция церкви. Совершается он перед
Рождеством Христовым в день памяти пророка
Даниила и трех святых отроков…
Играли в Пещном действе уже знакомые мне дети.
Сестры Катя, Алена и Галя Хорьковы, Наташа
Евдокимова, Аня Зайцева, Ксения и Аня Степановы,
Артемий Гаврилин, Саша Байкина. Одни изображали
царя Навуходоносора и его воинов, другие - святых
отроков. А с ангелами даже перебор получился. На
эту роль сразу трое девочек попросилось.
Пришлось расширить Действо, ввести в него еще
двоих ангелов.
- Что же делать, если столько желающих ангелами
стать? - улыбается отец Евстафий. - Как же можно
помешать этому…
И улыбаешься шутке, но слушая ангельские песни,
звучащие в предрождественские дни в храме Иоанна
Предтечи над древним Волховом, как-то забываешь
об иронии. Удивительно созвучны нашему времени
события библейской истории
двухтысячашестисотлетней давности… Порою
начинает казаться, что в Пещном действе дети
самих себя и играют… Ведь и им, как тем троим
библейским отрокам, в реальной жизни предлагают
сейчас тоже поклониться идолу золотого тельца. И
так же, как те отроки, делают они свой выбор…
Тот выбор, который десять веков назад, принимая
православие, сделала вся Россия…