РУССКАЯ ЛИНИЯ    
Православное информационное агентство
web-сервер www.rusk.ru

 

Русский дом, №8. Оглавление


Премьера

"НАМ НУЖЕН НОВЫЙ ДОЛГОРУКИЙ!"

Перед Днем Победы в Доме кино состоялась премьера многострадального, но долгожданного фильма "Князь Юрий Долгорукий" (продюсер Галина Сизова, постановщик Сергей Тарасов). Это был триумф - и киношная тусовка, и труженики московских предприятий, и монастырские сестры, изображенные на фото, приняли фильм с восторгом. А потом был сочинский "Кинотавр"… "Как прозвучал фильм на этом киносборище?" - спросил наш корреспондент у исполнителя главной роли народного артиста России Бориса Химичева.
- Никак… Дело не в том, что просмотр состоялся в самое неудобное время. Просто порой кажется, что историко-патриотическая тема в кино никому не нужна. Вспомните, когда выходил последний подобный фильм? Конкретная лента может не нравиться, но ведь премьера показала, что люди ждут таких картин. Историческая мелодрама - это то, что нужно русскому зрителю. Ведь на этом стоял наш национальный театр!
- Да, исторические пьесы основоположника нашего театра Александра Николаевича Островского - та же "Василиса Мелентьева" - мелодрамы. А еще в русском зрителе, даже бессознательно воспитанном на фольклоре, "преданьях старины глубокой", сильна тяга к легенде, к сказочной истории.
- В интервью для "Интернета", отстаивая право на свое толкование давних событий, я сказал, что история существует как бы в двух измерениях. Есть то, что можно назвать бесспорно историей и то, что можно назвать нашим представлением о ней. Так вот, зачастую мы эту историю сами себе и пишем, сами себе представляем, придумываем. И нет ничего зазорного, с моей точки зрения, в том, что фильм на историческую тему как бы притягивает к тому желаемому представлению, которое мы хотим видеть. И нет ничего удивительного, что в далеком XII-м веке была та же проблема: разумно ли поступал князь, не слишком ли яростно? Сейчас у нас, граждан вчера мощного государства, только и разговоров: интеграция Белоруссии в Россию и наоборот, говорят уже о Приднестровье. Значит, есть процесс, который одних людей устраивает, других - нет. Поэтому совершенно очевидно, что взявшись за подобную тему, мы отдавали себе отчет, что одним она очень понравится по духу. Другие же ее будут резко отвергать.
Я - не историк, не архивариус, не бухгалтер. Моя задача - вызвать у зрителя эмоции, чтобы он смеялся, где я смеюсь, плакал, где я плачу. А увлекаться конструкциями, которые сейчас навязываются, и которым следуют большинство наших режиссеров - чем заумней, чем сенсационней, тем считается лучше… А ведь исчезает самое главное: чувства, сопереживания.
- Ну и чем же дорога лично Вам картина? Зритель получает радость от того, что просто смог увидеть, как наши предки любили, мыслили, одевались, как они выясняли отношения. Меня меньше всего интересует хроника событий. Самое приятное для меня, что я стал себя контролировать и как бы проверять по Долгорукому.
Впрочем, как актер до сих пор я не могу освободиться от тех творческих задач, которые были передо мной поставлены сценарием - авторы Зоя Чернышева и Эдгар Смирнов, и постановщиком фильма. Меня еще тянет к древней и сильной музыке, которую я как бы постиг от князя Юрия Долгорукого. Вы только подумайте, мы обратились к далекому XII веку. Как он напоминает сегодняшний день! Разрозненные княжества, междоусобицы… Какая благородная цель, которую сам себе поставил, а может быть, и жизнь поставила Юрию Долгорукому - соединить эти разрозненные княжества и создать основу прочного, могучего государства. Не эта ли задача сейчас так остро стоит перед нами?
- А что помогло создать этот легендарный образ князя-созидателя и собирателя?
Мне постоянно вспоминались строки нашего современника, ушедшего из жизни замечательного поэта Николая Рубцова, которые светили мне во время работы:
Россия, Русь!
Куда ни взгляну -
За все твои страдания и битвы
Люблю твою, Россия, старину
Твои леса, погосты и молитвы.
Люблю твои избушки и цветы
И небеса, горящие от зноя,
И шепот ив у омутной воды…
Люблю на век до вечного покоя.
Каждому русскому человеку свойственная любовь к своей земле, к своей Родине. И мне кажется, что любой нормальный человек сейчас мечтает о возрождении нашей России как могучего сильного государства. И мне будет радостно, если наша картина по духу, по настроению вызовет у зрителя эти же чувства.
Нам сейчас не хватает Юрия Долгорукого. Наверное, мы так устроены: нам нужна какая-то могучая, объединяющая фигура, которая, говоря сегодняшним языком, является сильным лидером. Недаром в четвертом номере "Русского Дома" была статья "Зов князя Юрия". Надеюсь, мой князь - призывный. Впрочем, пусть судит зритель, когда картина выйдет в прокат.
А я хочу завершить беседу финальными словами фильма: "Придите, братья, ко мне в Москву думу думать! Замиряться пора, кончать раздоры, усобицы, войны… Пора строить города для людей, для державы, лучше которой нет ничего на свете!"