РУССКАЯ ЛИНИЯ    
Православное информационное агентство
web-сервер www.rusk.ru

 

Русский дом, №8. Оглавление


"Верить в Бога и любить Россию"
К выходу первого тома собрания сочинений Анны Ахматовой.

Кончается XX век, уходит великая и трагическая эпоха. И когда мы вспоминаем о сердцах и голосах, воспевших ее, то возникает один чистый, никогда не фальшививший, благородный женский голос - поэзия Анны Андреевны Ахматовой.
Изысканная поэтесса акмеизма, лауреат престижной европейской премии, она, прежде всего, остается глубоко русским, народным - в пушкинском смысле этого определения - поэтом эпохи. Это особенно остро осознаешь на ветру нашего времени-безвременья, когда берешь в руки первый - весомый, 1000-страничный - том Анны Ахматовой из задуманного издательством "Эллис Лак" шеститомного собрания сочинений той, что работала, как каторжная, всю жизнь - и в годы восторженного почитания, и в пору незаслуженного гонения. Все войдет в это собрание - и проза и дневники, и письма, и переводы, но главное - бессмертная ахматовская лирика.
Со стихов 1904-1941 годов и начинается первый том (составление, подготовка текста, комментарий, статья Нины Валериановны Королевой, знакомая с Ахматовой по Ленинграду) составительница, сама филолог и поэт, так говорит об особенности издания: "Кроме невиданной полноты, впервые творчество Анны Андреевны представлено в хронологическом порядке. Сама она никогда не прибегала к этому принципу, даже составляя избранное, но я уверена, что мы нисколько не нарушили авторскую волю Анны Андреевны! Вы посмотрите, как тщательно она проставляла даты написания стихов, а иногда даже и время суток, словно готовясь к нашему изданию..."
А еще одна ценная особенность этого тома - подробнейшие комментарии к каждому произведению: когда и в связи с чем написано, кому и по какому поводу посвящено. И, наконец, глубокая статья "Жизнь поэта". Из нее особенно явственно следует, что Анна Ахматова была глубоко православным поэтом. "...Она училась высокому строю речи - и в книгах, и в церкви. Ее семья была не только верующей, но и церковной. И такой же Анна Ахматова осталась на всю жизнь".
Я в этой церкви слушала Канон
Андрея Критского в день строгий и печальный,
И с той поры великопостный звон
Все семь недель до полночи пасхальной
Сливался с беспорядочной стрельбой...
Так писала она в 1917 году, "отменившем" религиозность. Но несгибаемо начинала она стихи: "А Смоленская нынче именинница", "Светлый, светлый Духов день"...
Поездка в Лавру весной 1953 года. Спутница Л. К. Чуковская вспоминает: "Ее образованность светила нам всю дорогу. Отвечая на расспросы шофера и наши, она рассказывала нам о Сергии Радонежском, о возведении Лавры, о поляках и татарах".
А еще Ахматова рассказывала бессмертными стихами о Божественной красоте Русской земли и неземной любви:
Там белые церкви и звонкий, светящийся лед,
Там милого сына цветут васильковые очи.
Над городом древним алмазные русские ночи
И серп поднебесный желтее, чем липовый мед.
Приезжая в Москву, Анна Андреевна останавливалась, как правило, в Старинном Замоскворечье:
Тянет свежесть с Москвы-реки,
В окнах теплятся огоньки.
А еще для нее теплились свечи соседней церкви Всех Скорбящих Радости на Большой Ордынке, куда в детстве и меня приводила мать.
Петербург-Ленинград Ахматовой, ее возвышенная любовная лирика - особая и глубоко освещенная тема, а в этом кратком отзыве на радостное событие - выход начального тома собрания сочинений - хотелось сказать о том, что сознательно умалчивалось советской или антиправославной критикой, отрывавшей Анну Андреевну от народной стихии. Разве можно было напечатать в те времена, когда идеологическая цербером был Яковлев, выдающий ныне себя за либерала, безобидную, но такую важную для понимания духовного мира Ахматовой фразу из ее воспоминаний о Николае Гумилеве: "Когда в 1916 году я как-то выразила сожаление по поводу нашего, в общем не состоявшегося брака, он сказал: "Нет, - я не жалею. Ты научила меня верить в Бога и любить Россию". Как просто и благородно!
С этим шеститомником почитатели русской высокодуховной поэзии войдут в XXI век, но и на трагическом рубеже мы должны опереться на творчество этой утонченной и несгибаемой женщины:
Когда погребают эпоху, Надгробный псалом не звучит,
Крапиве, чертополоху
Украсить ее предстоит.
И только могильщики лихо
Работают. Дело не ждет!
И тихо, так, Господи, тихо,
Что слышно, как время идет.
Время идет и уходит в XXI век. Каким он будет для России - зависит от нас, наследников великой поэзии.

Александр Александрович МОСКАЛЕВ, кандидат филологических наук.

Подпись к фото:
На суперобложке - редкая фотография 1911 года (Севастополь) с железнодорожного билета "для учащихся и учащих" между станциями Петербург-Царское село, выданного 17 декабря 1911 года