РУССКАЯ ЛИНИЯ Православное информационное агентство web-сервер www.rusk.ru |
|
"Верить в Бога и любить
Россию"
К выходу первого тома собрания сочинений Анны
Ахматовой.
Кончается XX век, уходит великая и трагическая
эпоха. И когда мы вспоминаем о сердцах и голосах,
воспевших ее, то возникает один чистый, никогда
не фальшививший, благородный женский голос -
поэзия Анны Андреевны Ахматовой.
Изысканная поэтесса акмеизма, лауреат
престижной европейской премии, она, прежде всего,
остается глубоко русским, народным - в пушкинском
смысле этого определения - поэтом эпохи. Это
особенно остро осознаешь на ветру нашего
времени-безвременья, когда берешь в руки первый -
весомый, 1000-страничный - том Анны Ахматовой из
задуманного издательством "Эллис Лак"
шеститомного собрания сочинений той, что
работала, как каторжная, всю жизнь - и в годы
восторженного почитания, и в пору незаслуженного
гонения. Все войдет в это собрание - и проза и
дневники, и письма, и переводы, но главное -
бессмертная ахматовская лирика.
Со стихов 1904-1941 годов и начинается первый том
(составление, подготовка текста, комментарий,
статья Нины Валериановны Королевой, знакомая с
Ахматовой по Ленинграду) составительница, сама
филолог и поэт, так говорит об особенности
издания: "Кроме невиданной полноты, впервые
творчество Анны Андреевны представлено в
хронологическом порядке. Сама она никогда не
прибегала к этому принципу, даже составляя
избранное, но я уверена, что мы нисколько не
нарушили авторскую волю Анны Андреевны! Вы
посмотрите, как тщательно она проставляла даты
написания стихов, а иногда даже и время суток,
словно готовясь к нашему изданию..."
А еще одна ценная особенность этого тома -
подробнейшие комментарии к каждому
произведению: когда и в связи с чем написано, кому
и по какому поводу посвящено. И, наконец, глубокая
статья "Жизнь поэта". Из нее особенно
явственно следует, что Анна Ахматова была
глубоко православным поэтом. "...Она училась
высокому строю речи - и в книгах, и в церкви. Ее
семья была не только верующей, но и церковной. И
такой же Анна Ахматова осталась на всю жизнь".
Я в этой церкви слушала Канон
Андрея Критского в день строгий и печальный,
И с той поры великопостный звон
Все семь недель до полночи пасхальной
Сливался с беспорядочной стрельбой...
Так писала она в 1917 году, "отменившем"
религиозность. Но несгибаемо начинала она стихи:
"А Смоленская нынче именинница", "Светлый,
светлый Духов день"...
Поездка в Лавру весной 1953 года. Спутница Л. К.
Чуковская вспоминает: "Ее образованность
светила нам всю дорогу. Отвечая на расспросы
шофера и наши, она рассказывала нам о Сергии
Радонежском, о возведении Лавры, о поляках и
татарах".
А еще Ахматова рассказывала бессмертными
стихами о Божественной красоте Русской земли и
неземной любви:
Там белые церкви и звонкий, светящийся лед,
Там милого сына цветут васильковые очи.
Над городом древним алмазные русские ночи
И серп поднебесный желтее, чем липовый мед.
Приезжая в Москву, Анна Андреевна
останавливалась, как правило, в Старинном
Замоскворечье:
Тянет свежесть с Москвы-реки,
В окнах теплятся огоньки.
А еще для нее теплились свечи соседней церкви
Всех Скорбящих Радости на Большой Ордынке, куда в
детстве и меня приводила мать.
Петербург-Ленинград Ахматовой, ее возвышенная
любовная лирика - особая и глубоко освещенная
тема, а в этом кратком отзыве на радостное
событие - выход начального тома собрания
сочинений - хотелось сказать о том, что
сознательно умалчивалось советской или
антиправославной критикой, отрывавшей Анну
Андреевну от народной стихии. Разве можно было
напечатать в те времена, когда идеологическая
цербером был Яковлев, выдающий ныне себя за
либерала, безобидную, но такую важную для
понимания духовного мира Ахматовой фразу из ее
воспоминаний о Николае Гумилеве: "Когда в 1916
году я как-то выразила сожаление по поводу
нашего, в общем не состоявшегося брака, он сказал:
"Нет, - я не жалею. Ты научила меня верить в Бога
и любить Россию". Как просто и благородно!
С этим шеститомником почитатели русской
высокодуховной поэзии войдут в XXI век, но и на
трагическом рубеже мы должны опереться на
творчество этой утонченной и несгибаемой
женщины:
Когда погребают эпоху, Надгробный псалом не
звучит,
Крапиве, чертополоху
Украсить ее предстоит.
И только могильщики лихо
Работают. Дело не ждет!
И тихо, так, Господи, тихо,
Что слышно, как время идет.
Время идет и уходит в XXI век. Каким он будет для
России - зависит от нас, наследников великой
поэзии.
Александр Александрович МОСКАЛЕВ, кандидат
филологических наук.
Подпись к фото:
На суперобложке - редкая фотография 1911 года
(Севастополь) с железнодорожного билета "для
учащихся и учащих" между станциями
Петербург-Царское село, выданного 17 декабря 1911
года