РУССКАЯ ЛИНИЯ    
Православное информационное агентство
web-сервер www.rusk.ru

 

Русский дом, №8. Оглавление


Русский национальный календарь

В последние годы происходит обнадеживающий сдвиг в сторону восстановления и развития исторического наследия России, в которое неотъемлемой частью входит творчество и судьба Александра Сергеевича Пушкина. Воссоздан государственный праздник Рождества Христова 7 января/25 декабря по старому стилю. Утвержден президентом 13 марта 1995 года федеральный Закон "О днях воинской славы (победных днях) России", впервые за 75 лет возвратившего славным датам государства их подлинное историческое содержание по новому стилю летосчисления, тем самым устранив многолетнюю фальсификацию в нашей культуре.
Поэтому закономерно можно было ожидать, что и двухвековому юбилею А. С. Пушкина будет возвращен исторический, соответствующий традиции России день рождения поэта - 8 июня, имеющий то же религиозно-историческое содержание, что и 26 мая 1799 года, как дань уважения, по определению известного ученого В. С. Непомнящего, поэту - "человеку и деятелю культуры православного народа". День рождения А. С Пушкина - 8 июня был отменен большевиками и заменен на 6 июня только в 1923 году, спустя 5 лет после реформы календаря и перехода на новый стиль в 1918 году. В 1923 году были изменены и дни воинской славы, и многие другие памятные даты.
Увы, ожидания не оправдались.
Можно понять лидеров политики, науки - все современное поколение, "выросшее" с днем рождения А. С. Пушкина - 6 июня. Но законодателям надо было обратить внимание на уже сделанный выбор в пользу установления памятных дат, согласно их историческому и биографическому содержанию, как в вышеуказанном законе.
Возникло двусмысленное положение: для Рождества Христова или, например, Бородинского сражения, установлены памятные даты - дни праздников согласно тысячелетней российской традиции, российской истории, а для А. С. Пушкина эта традиция нарушена, для Пушкина - духовного выразителя этой самой традиции!
Предполагая, что праздничные дни утверждает законодательная власть, я обратился в Думу на предмет возникшей ситуации, чтобы внести ясность, учитывая уже принятые законы, но, к сожалению, Комитет по культуре переслал вопрос в правительство. А ему не до национального календаря.
За 200-летием А. С. Пушкина грядет 2000-летие Христианской эры, в предверии которого наш долг возвратить народу исторический, соответствующий православной традиции России день рождения поэта.

Когда родился поэт?
Газета "Московские ведомости", описывая день праздника Вознесения Господня, в Пасхалии 1799 года переходящий на четверг 26 мая, сообщала: "... пасмурно небо, дождь, молния, гром".
Согласно Месяцеслову Императорской Академии Наук на 1799 год, в четверг 26 мая, с астрономическим обозначением как день планеты Юпитер, приходится память апостола Карла, по преданию обладавшего Боговидением, добродеятельностью и чистотой ума, который был учеником первоверховного апостола Павла - "апостола языков".
В этот день восход солнца в Москве был в 3 часа 30 минут, а заход в 8 часов 30 минут вечера. После захода солнца появился на свет младенец - будущий гений России.
Спустя 13 дней, в метрической книге церкви Богоявление Господне, что в Елохове, было записано: "мая 27. Во дворе коллежского регистратора Ивана Васильева Скварцова у жильца его Моэора Сергия Львовича Пушкина родился сын Александр крещен июня 8 дня...". По церковному обычаю, рождение после захода солнца записывалось следующим днем. Так появилось первое документальное расхождение, но уже в Свидетельстве для Лицея, выданном священником Никитой Иоанновым той же Богоявленской Церкви в 1811 году, поставлена дата 26 мая, которая по действующему в России государственному православному юлианскому календарю при жизни Пушкина и много лет после считалась днем его рождения.
"5 января 1918 года Декретом Советского правительства в России с февраля месяца того же года был введен новый стиль летоисчесления по григорианскому календарю, который действовал в европейских странах с конца XYI века. Не вдаваясь в религиозно-исторические и астрономические подробности причин реформы юлианского календаря, проведенный римским папой Григорием XIII в 1582 году, отметим, что Россия и европейские страны после реформы фактически жили более 300 лет в разных, не только по названию, ног и по количеству дней, летоисчеслениях.
На момент реформы разница составляла 10 дней и каждые 128 лет ритм времени по юлианскому календарю в России добавлял к этой разнице по одному дню, так как в странах с григорианским календарем считали 1700, 1800, 1900 годы не високосными, а простыми, то есть меньше на один день, в то время как в России они были високосными. Поскольку в России до февраля 1918 года действовал юлианский календарь (старый стиль), а в Европе преобладал григорианский календарь (новый стиль), то в 20-й век они вошли с разницей в 13 дней. Разница в 13 дней сохранится и в 21-м веке, потому что 2000-й год будет високосным для обоих календарей.
С 1918 года, в течение пяти лет сохранялся в советской России перевод из старого стиля в новый с поправкой в 13 дней, который позволял обеспечить в новом стиле соответствие между памятной датой и ее историческим содержанием. Так, например, Бородинское сражение произошло в праздник защитницы Москвы от нашествия Тамерлана Владимирской иконы Божией Матери 26 августа по старому стилю или 8 сентября по новому стилю, а Пушкин родился в день памяти апостола Карпа 26 мая по старому стилю или 8 июня по новому стилю.
Но в 1923 году новая власть решила изменить действующую в соответствии с этими правилами перевода практику, и ввела другую систему перевода из старого стиля в новый, устанавливающую для любого памятного дня поправку того века, когда произошло событие, без учета последующего накопления разницы во времени до 13 дней к 20-му веку, как будто бы Россия жила по новому стилю с конца 16 века, а не с 1918 года. В результате таких поправок: 18 век - 11 дней, 19 веку - 12 дней, Бородинское сражение "перешло" на 7 сентября, потеряв свой исторический праздник 8 сентября, а день рождения Пушкина, который еще в 1922 году Общество Любителей Российской Словесности во главе с Пушкинской Комиссией отмечало по советскому календарю нового стиля 8 июня, перенесли на 6 июня, то есть, по старому стилю православного календаря на 24 мая, в 1799 году никакого отношения, не имеющего ни ко дню рождения поэта, ни к переходящему празднику Вознесения, ни к памяти апостола Карла.
Эти новые поправки искусственно ввели координаты времени России в координаты времени европейских стран, так5им образом, лишив с 1923 года российскую историю в лицах и событиях своего 1000-летнего христианского содержания: прервалась времен связующая нить. Также были нарушены права миллионов людей, родившихся в 19-м веке, а их в 20-е годы было большинство, так как поправка в 12 дней уничтожила единство дня рождения и именин у многих, носивших имя святого, в чей памяти они родились, что повлекло за собой ослабление традиции именин и, следовательно, потерю историчности имени. Все это унижало обычаи народа.
Чем же характерны 1922-1923 годы, когда было совершено это невежественное деяния с нашими прошедшими памятным событиями?
После гражданской войны, в условиях разрухи и голода, вынужденное "отступление" в экономике - НЭП - определило для власти главную задачу во внутренней политике: завоевание идеологического пространства путем подавления и подмены духовно-исторических ценностей и религиозности в сознании людей.
Вероятно, Пушкин, узнай он о том, что его день рождения или пережитый им незабываемый день Бородина - "Меч огненный блеснул за дымною Москвой" - лишили исторических корней, "назначив" новые даты, непременно повторил бы свой приговор: "Невежество не уважает прошедшего".
Георгий Николаевич Носов,
Владимир Георгиевич Носов,
члены Российского Пушкинского общества.