РУССКАЯ ЛИНИЯ    
Православное информационное агентство
web-сервер www.rusk.ru

 

Русский дом, №7. Оглавление


Юбилей

"Я НАРУШИЛ "ТАБУ"…

Исполнилось 75 лет академику Игорю Ростиславовичу Шафаревичу - выдающемуся математику, философу, общественному деятелю, опубликовавшему десять лет назад книгу "Русофобия", в которой впервые был предпринят системный анализ тотальной борьбы с русским народом как внутри России, так и вне ее. И.Р. Шафаревич рассказывает:
- Я был уверен в том, что "Русофобия" никогда не будет напечатана - ни здесь, ни за рубежом, потому что она задавала вопросы, которые были под запретом и по ту, и по другую сторону. Тут даже есть положительный фактор: никто тебя не торопит. И вот я все-таки решил поделиться своими размышлениями.
- Собственно, именно "Русофобия" и расколола интеллигенцию по отношению к вам. Часть из них не поняла или не захотела понять вашу идею развенчания "малого народа", присвоившего себе право говорить от имени всего народа и навязывать ему свои представления, свою волю. Ее истолковали превратно, и поскольку вы откровенно высказались об отношениях русских и евреев в нашей истории, вас просто-напросто зачислили в "антисемиты"…
- Даже давнишний сборник "Из-под глыб" был принят неоднозначно, хотя и читался, перепечатывался. Коробило то, что говорилось о России, русском народе, православии. И уж тем более в "Русофобии" вызывал неприятие разговор об отношении русских и евреев. Вот если бы речь шла о русских и украинцах или латышах, пожалуйста. А я нарушил "табу", которое существует и у нас, и во всем мире. Президент американской Академии наук даже прислал мне письмо, с предложением рассмотреть вопрос о прекращении моего почетного членства в их Академии.
- Последние события в Москве, шествие азербайджанцев по Комсомольскому проспекту, взрыв возле синагоги в Марьиной роще, серия публикаций о "русском фашизме" показали, что начинается новый виток раскручивания межнациональной истерии. Прошедшее после публикации "Русофобии" время что-то изменило в межнациональном вопросе?
- Положение как бы обострилось. В "Русофобии" говорилось о слое людей, которые болезненно воспринимают вообще наличие русского национального самосознания, им несимпатична русская история, сам русский человек. Позже Вадим Валерьянович Кожинов рассказывал, как известный пушкинист Бонди читал им, студентам, незавершенное стихотворение Пушкина:
Ты просвещением свой разум осветил,
Ты правды чистый свет увидел,
И нежно чуждые народы полюбил,
И мудро свой возненавидел.
Эти стихи были написаны в 1831 году, "чуждый народ" в них - поляки. А в наше время мы то же самое видели во время войны в Чечне, когда российские СМИ с нескрываемой симпатией показывали нам "благородных чеченских Робин Гудов", которые при этом стреляли из-за спин беременных русских женщин.
А с другой стороны идет и обратный процесс. Со стороны русских можно заметить сопротивление этим настроениям. И политические деятели, улавливая общественную атмосферу, начинают играть на этом. Самым шустрым оказался Жириновский, который собрал на русском патриотизме миллионы голосов. Потом и другие увидели, что народ не хочет, чтобы его обзывали "совками", считали за нечто среднее между людьми и животными, как это писалось в "МК". Жириновский потерял свою монополию, другие бросились этот фактор эксплуатировать.
- Значит, есть что эксплуатировать. То есть в общественном сознании произошли какие-то перемены?
- Да. Но, к несчастью, они идут медленно. И то, что происходит в стране, мне напоминает бег наперегонки со смертью. Сложится ли зрелое русское самосознание, наконец, чувство национального самосохранения? Страна столкнулась с проблемами, которые только и может решить весь народ в целом, собрав воедино всю свою волю. До тех пор, пока люди не ощущают себя единым народом, они и сделать ничего не могут. Правильно пишут газеты, что положение русских в той же Латвии, как у негров во времена апартеида в ЮАР. Между тем, когда проходил плебисцит независимости Латвии, добрая половина русских проголосовала за нее. Теперь они жалуются, что их обманули.
- То же происходило и на Украине, где населенный русскими Донбасс проголосовал за "незалежность"?
- Все это показывает упадок национального самосознания русских, которое и есть в какой-то мере причина всех несчастий. Каждая страна сталкивается с трудностями, но преодолевает их, собирая все силы. Болезненный период - это когда не хватает сил.
- В работе "Россия и мировая катастрофа", опубликованной в 1993 году в "Нашем современнике", вы пишите, что западная технологическая цивилизация завела человечество в тупик. Выход видите в обращении к духовным ориентирам русского пути. Что вы имеете в виду?
-Мне кажется, что идут очень драматические процессы, связанные не только с Россией, но со всем развитием человечества. Сейчас говорят о том, что в Росси назревает социальный взрыв. Я считаю, что в особой форме он уже происходит. Народ болезненно воспринимает насилие и путь через насилие. Люди боятся его. Мне кажется, я никогда не слышал о такой форме протеста, как голодовки…
- Больше того, самоубийства офицеров, ученых, руководителей крупных коллективов как форма протеста!
- Да, даже офицеры вместо того, чтобы взять оружие и направить его в того, кого считают своим врагом, а уже последняя пуля себе, и те убивают себя. Офицер, стреляющийся в знак протеста, - нечто беспрецедентное. Это свидетельствует, что социальный протест осуществляется только в особой форме.
- В работе "Россия и мировая катастрофа" Вы говорите, что сама нынешняя жизнь толкает людей к осознанию их положения.
- Да, но опять-таки тут идут два процесса, и дело в сравнении их скоростей. Когда-то Солженицына спросили: "Чего бы вы хотели для России?" Он ответил: "Вы-здо-ров-ления". Представляется, будто в светлой палате под наблюдением внимательных врачей больной лежит и выздоравливает. Но для России картина оказалась иной: в горло человеку вцепился какой-то вурдалак. Вопрос в том, кто же из них скорей умрет. Серьезный поворот в развитии событий может быть только результатом изменения человеческих установок. А такая вещь за год не происходит.