РУССКАЯ ЛИНИЯ    
Православное информационное агентство
web-сервер www.rusk.ru

 

Русский дом, №7. Оглавление


 

rh7_14.gif (23723 bytes)

Протоиерей Лев:
"Я ХОЧУ ВИДЕТЬ РУСЬ КРАСИВОЙ..."

Тулу заживо хоронят. Неизвестно, кто подле кого притулился, нашел защиты и подмоги, но одно верно, что броня Тулы - это бастион Москвы: но весь в порехах он, в запустении и крайнем сиротстве. Кремлевские сидельцы, знать, радуются крушению Тулы. Десятки тысяч оружейников выброшены на улицу, кругом нищета, горняки вопят: "Отдайте нам наши деньги, нечем детей кормить". Город с каждым днем обрушивается, и древние изобки с покосившимися заборами, напирая своим жалким видом на "белый дом" и на "Ильича с вечно протянутой рукою", взывают о жалости к ближнему и подмоге. Ну как не впасть в отчаяние страждущей душе, как не заболеть скорбию? Вот тут, в сплошном унынии и бессилии утонуть бы всяческим надеждам. Но нет: в Думе русские патриоты выбивают из властных кресел "жирных котов" и тухлых либералов, забывших об Отчизне; губернатор Стародубцев, собираясь с силенками, по-мужицки покряхтывая, пытается вымести с земли слежавшуюся труху, иль прикопать ее поглубже; магистр богословия, русский интеллигент Олег Сенин, когда-то отсидевший пять лет в "дубровлаге" за неомарксизм, ныне борется с адвентистами, собирает страждущих на духовные беседы, ведет "Русские вечера"; не дает устояться сонной трясине забытья и отчаяния протоиерей Лев (Махно), настоятель пяти храмов почетный гражданин Тулы, строитель православной гимназии, единственной, пока, на город и лучшей в России. Эко, - возразят мне многие, размахнулся в щедрости сердца! Да нет, никаких тут преувеличений и оценка сему явлению самая искренняя.
Я понимаю, что гимназия - место для Тулы сокровенное и посреди разрухи, это как бы и обетованное, где можно лицезреть русскую мечту, обогреться сердцем. Всякого народу тут перебывало и местный администратор, чтобы не обнажать запустение, которое и без того прет в глаза, конечно же всякую делегацию от Черномырдина до английских лейбористов везет сюда, как в Москве тащат детишек в зверинец поглазеть. Но факт явленный есть? - Есть. Предмет для ненависти врагов живет? - Живет. Пример для подражания будоражит неравнодушных? - Несомненно.
Вообще-то в каждом городе есть люди почтенные, есть почетные, есть уважаемые, но есть и почитаемые. Последних даже на большой город - единицы, но о них наслышаны все. В Туле к ним можно отнести отца Льва. Батюшка единственный в своем роде: бывший благочинный Франции, божьим провидением оказавшийся в Туле, он даже архиерейским своим видом притяглив, поклоняет всякую дерзкую голову: в кости широкий, в груди крепкий, волосом сивый, взглядом ласкательный, душою распахнутый, в словах почастую решительный, без обиняков, в делах гонористый, норовом сполошистый; в его руках, кажется, любое задуманное дело спорится. Отец Лев живет по заповедям монастырских старцев: трудись - и жизнь твоя потечет незаметно. Он служит, не прижаливая временных земных дней; не попускает суете, и всякую минуту отдает в устроение благого начинания. Пять лет тому назад за два месяца из развалин он поднял православную гимназию с ее благоговейной сосредоточенной тишиною, с кротостью служек, с неназойливой строгостью и мягкостью учителей. Это его детище; каждую свободную минуту он урывает для детей, каждый обед в трапезной открывает молитвою сам, каждого ребенка он кличет ласково по имени, и мне самому хотелось подставить свою лысеющую макушку под тепло широкой его ладони, источающей ласку. Здесь он не просто ректор, но истинный батюшко Лев (в детстве далеком Левка Махно, кончивший школу, а после семинарию и духовную академию). По журналистской привычке я спросил дородного, порывистого протоиерея, головою, кажется, подпирающего потолок; де, не от батьки ли Махно корень? Не от того ли украинского атамана с Гуляй-поля семя? Отец Лев лишь усмехнулся и смолчал.
Кто для гимназии отец Лев? Он - голова, начальствующий, устроитель, благодетель, кормилец-поилец, окормитель духом. Но он и завхоз, и нянька, и управдом, и гувернер, и наставник и строгий решительный батько. Даже внешне красивый, ухоженный, отец Лев в каждом деле не переносит грязи. Он любит чистоту и красоту, - это первое, что бросилось в глаза.
Протоиерей - человек занятой, под его началом, кроме гимназии, еще пять храмов, потому минуты священника расписаны, но и в том коротком сумбурном разговоре, что состоялся впопыхах, виден характер отца Льва.
"Ну что, понравилось? - спрашивает он меня о гимназии с совершенной уверенностью. Да и что может ускользнуть от его проницательного взгляда. - Говорят, де элитная школа. Нет, это обычная школа, такие должны быть во всей Руси. Когда удастся? Когда все захотят чистоты. Не выношу грязи. Бомжатники нельзя разводить. Нужно желание, а не только деньги. Спешить нужно и тогда все успеешь. Вот я глазам своим не верю, были здесь мерзость и запустение, надо было восстановить за лето. Не верили. И сейчас не верят, что возможно. - Показывает альбом, где запечатлены былые руины. - Вот, без обмана, наглядно. Надо было первого сентября открыть, а трапезной нет, авгиевы конюшни. Я сказал рабочим: надо сделать за ночь. И сделали...
Мы отступили от принципа элитных школ. Да, к нам попасть трудно. Одна православная гимназия на всю Тулу, к нам конкурс пятнадцать человек на место, богатые рвутся, отталкивают плечами: нам, де, все дозволено, нам все. Но мы почти половину ребят берем из бедных семей, они все на казенном коште, не платят за обучение. Элитные школы - пагуба, надо создавать простую русскую школу. Ко мне ездят отовсюду, из-за границы бывают. Говорят с удивлением: такого не может быть? У вас же в России грязь, а тут чистота. Да, у меня даже туалеты отделаны под европейский вид. Им хочется грязи, а мы, русские, хотим чистоты. Черномырдин приходил, спрашивает; "Это не воскресная школа?" Я говорю: нет, нормальная. "А почему же в Москве у нас не получилось?". Я говорю: воруют много.
Да, я много денег трачу сюда. Только в марте сорок тысяч приходских денег пошло. Архиерейский совет вносит половину, администрация помогает. Но нам надо создать явленный пример. Я беру в первый класс ребятишек: это мои родные, кровные. От "а" до "я". Если плохое что в них, то я виноват. Но и прощения никакого. Плохо ведешь себя в быту, худо учишься, месяц на исправление. А после долой, хоть будь ты сыном банкира.
Конечно, донимают меня, достают. Даже архиерей хотел меня сломать. Было и выгнали, потом, когда все пошло тут наперекосяк, пришли с поклоном: вернись, де. Прости. Я вернулся. Заболел сердцем, чтобы открыть гимназию. Она удалась. У меня ни одна парта не исписана, и о шторы руки не вытирают. У меня дешево все, но красиво. Ведь может быть шикарно, но грязно. Можно занавеси сделать из марли, но накрахмалить. У меня ковры пылесосят каждый день, чтобы первоклашки могли кататься по полу...
Но, конечно, донимает "скорбь о благополучии ближнего". Завидуют и всячески вредят. Угрожают: "Мы разотрем тебя в порошок". Я говорю: "Я сам вас разотру... Сколько приходится выслушивать всяких гадких вещей. Я проглатываю обиду, ухожу, ложусь, и нитроглицерин под язык".
... Грустные времена стоят на дворе, подлые, подлей некуда, но и кошки на душе скребут, но как вспомнишь тульского батюшку отца Льва (Махно), похожего на предводителя тамошнего дворянства и порядочных людей, так сразу на сердце и оттеплит радостью и поверишь тут, что для Руси и в этой непогоде не так ветрено и стыло, чтобы спрятаться в закут, и она лишь временно приостановилась в раздумье, куда двинуть спористым шагом.

+   +   +

ГИМНАЗИЯ ОТЦА ЛЬВА
Н. К. Тюльнева

Тульской Православной классической гимназии - пять лет. Из трех подобных учебных заведений Тулы она единственная получила право выдавать своим выпускникам документы об образовании государственного образца. Да, именно в Туле, а не в одной из российских столиц есть гимназия, куда без смущения и робости можно пригласить хоть Патриарха, хоть королеву английскую, а учатся здесь совсем обычные мальчики и девочки. Дети, что называется, разночинной публики. И создано для них все, о чем только можно мечтать. Приезжающие в гимназию гости с восхищением взирают на яркие и радостные интерьеры гимназии, удивляются тому, что все это - пронизанные светом, уютные классы, где учатся от 8 до 20 человек, оформленные в полной гармонии с веком кабинеты информатики, лингафонный, медицинский, зал физкультурный, трапезная - создано за столь короткое время. Но еще более удивителен дух гимназии. ОН ощущается каждым входящим буквально с первых шагов. Коротко сказать об этом можно так: семья -в двести "Я" (если считать учащихся и учителей). Ректор гимназии, митрофорный протоиерей Лев Махно, был приглашен для участия в Шестых Международных образовательных чтениях, его доклад назывался "Православный метод в педагогике". В принципе этот метод можно сформулировать одним словом: ЛЮБОВЬ. Любить ребенка, называть дитя по имени - первая заповедь в гимназии.
А что изучают и как преподают? Изучают все то, что и в обычной общеобразовательной школе, и выпускник гимназии со своим аттестатом сможет поступать в любое учебное заведение - техническое ли, гуманитарное ли. ЦЕРКОВНОЕ ли. Потому что изучаются здесь еще и Закон Божий, Священное Писание Нового Завета, История Русской Церкви, латынь и греческий. Здесь получают русское классическое образование.
Работаю здесь лучшие педагоги. Учебный процесс можно назвать щадящим. Начинаются занятия в половине десятого утра (чтобы схлынул основной пассажирский поток, и дети без нервотрепки и опасности для жизни спокойно могли приехать в школу). После первого урока (они здесь по 40 минут) для младших классов и после второго для старших - чай. После четвертого и пятого - обед. Десятиминутные перемены. У старшеклассников по 6 и 7 уроков, два-три урока вынесены на субботу. Есть нулевые - это консультации для тех, кто хочет получить сверх программы, или отставших по болезни, что-то упустивших. Естественно - бесплатные. Устают ли дети от такого режима? Судя по тому, что не только не спешат после занятий домой, а еще стараются задержаться подольше - у теннисных столов, биллиарда, погонять мяч в спортзале, поиграть в компьютерном, пораспеваться в церковном хоре, позаниматься в кружке - нельзя сказать, что учеба делает из гимназистов выжатый лимон.
Домашнее питание вполне поддерживает силы. В гимназии чудесные повара; в подвале - овощи собственного квашения и засолки; продукты на рынке закупаются ежедневно, экологически чистые и, как правило, под присмотром ректора. Обед общий: за одним столом дети и преподаватели, ректор и дежурящие в этот день (накрывающие на стол) родители. Обед не спешен - как дома: есть место шутке и легкой беседе, после обеда у ребят остается еще несколько минут, чтобы порезвиться.
Для постороннего глаза жизнь гимназии представляется, вероятно, катящейся по маслу? Нет, проблем у гимназии, педагогов, ректора, да и у родителей хватает, в том числе и материальных. А средство решить их одно - любовь, помноженная на терпение.
И все же как, почему именно отец Лев Махно, его гимназия оказались флагманом православного школьного образования в Туле и, не надо впадать в ложную скромность, в России? Потому что основатель ее человек замечательный во всех отношениях.
Известно, мощной личности и сопротивление мощное. Но и какая добрая поддержка ему, матушка Ольга Степановна, тактичная, скромная, мудрая, умеющая смягчить любые треволнения. Неслышная, она всегда рядом. Ненавязчивый, невольный пример для подражания молодым учительницам, молодым родительницам, молодым матушкам...
Все осеняется и живет в нашем гимназическом доме со святой молитвою: уроки, дела, застолья, будни и праздники. Исповедь, причастие, соборование, двунадесятые праздники, дни ангелов и свадьбы - всегда во всем мы вместе с нашими детьми и друг с другом. Администрация и епархия - соучредители гимназии, - дав ей жизнь, не всегда могут поддержать взносами, живут бедно и многие семьи. Приходы отца Льва всегда протягивают руку помощи, бывает, что и семьи помогают друг другу: то оплатят поездку экскурсионную, то внесут взнос за обучение.
Отец Лев любит цитировать одно место из любимого им святого праведного Иоанна Кронштадтского: "... На костях мучеников, как на крепком фундаменте, будет воздвигнута Русь новая, крепкая своей верой в Христа Бога и во Святую Троицу. И будет по завету князя Владимира - как единая Церковь".
Е. В. Карлов