РУССКАЯ ЛИНИЯ    
Православное информационное агентство
web-сервер www.rusk.ru

 

Русский дом, №6. Оглавление


Семья

ПОЧЕМУ Я УЧУ ДЕТЕЙ В МОСКВЕ

В одной из московских школ произошел недавно забавный случай. Семиклассница, отвечая у доски по теме "Металл" сказала: "Сейчас из аллюминиума делают кастрюли, а когда-то он был дороже золота".
- Из чего? - переспросила учительница.
- Из аллюминиума.
- Где это ты так научилась слова коверкать?
Класс дружно покатился со смеху: ребята знали, где. Им было известно, что Маша Мавридис живет в Сан-Франциско и приезжает в Москву с матерью и младшей сестрой только на зиму, чтобы учиться не у себя, а у нас. А на ее родине говорят "аллюминиум".
- Что за странность, - скажет читатель. - Все наши правители отправляют детей учиться в Америку, не считаясь с большими расходами, а американка, которой это не стоило бы ни цента, везет детей к нам, что тоже, вероятно, не дешево ей обходится.
Мы познакомились с этой странной американкой, пригласив ее в редакцию "Русского Дома". Познакомьтесь и вы: Наталья Мавридис, урожденная Канатова. Ее дедушка до революции был товарищем прокурора, бабушка выросла в семье офицера. Жили в Херсоне, в 1919 году вместе с детьми бежали от красных. Наташа родилась в Германии, но с двух лет живет в Америке. Получила музыкальное и медицинское образования, преподавала игру на фортепьяно, потом стала операционной сестрой в госпитале. Ее муж Лазарь, родом из кавказских греков, как и она, православный, квалифицированный инженер-электрик. Говорит по-русски, но не настолько хорошо, чтобы думать на этом языке, поэтому с женой и детьми общается на английском. Мама, наоборот, разговаривает с дочками только на русском.
- Это мало помогло бы, - говорит Наташа. - Находясь вне дома в англоязычной среде, девочки все равно бы отвыкли от родного языка, становились бы все менее русскими, а значит и менее православными. И это было главным, чего я боялась: что они потеряют нашу веру. Вопрос обучения в российской школе встал уже потом, а первой причиной нашего приезда в Москву было желание прикоснуться вместе с детьми к родным корням, к своей истории. А со временем появилась и вторая причина, которая стала первой - желание учить детей в Москве. Оно возникло из сопоставления. Сначала сравнение не было столь убедительным, каким выглядит для меня сейчас. Тогда я знала только о недостатках американской средней школы и могла лишь надеяться, что в России эти недостатки не так значительны. Теперь, после трехлетней учебы в Москве, мы в полной мере ощутили контраст - он в пользу вашей школы. Где детям лучше учиться - это обсуждению в нашей семье уже не подлежит. Конечно, у вас.
Тут я должна оговориться. Я американская гражданка, я люблю свою страну, вижу в ней много хорошего. Я жила во многих штатах и о каждом из них вспоминаю с теплотой в душе. То, что я буду сейчас говорить, не злорадство внешнего наблюдателя, который рад принять сучок в чужом глазу за бревно. Это - моя боль, точнее, наша - боль всех живущих в Америке христиан, и даже шире, всех мыслящих американцев, с тревогой видящих, как их Отечество сползает куда-то в яму. Это - сучок в нашем глазу, который быстро набухает и превращается в бревно.
Американская система образования не просто имеет недостатки, она сейчас глубоко порочна. В каких отношениях? Если говорить о главном, то в трех.
Во-первых, наша средняя школа не дает знаний. Вам это покажется невероятным, - ведь главная функция любой школы заключается все-таки в том, чтобы сообщать ученикам знания. Да, это невероятно, но это факт. В Нью-Йорке был случай, когда юноша-негр, кончивший школу, пошел устраиваться на работу и не смог заполнить анкету, так как не умел писать. Его этому не научили. Мать подала на школу жалобу в суд, об этом написали в газетах, но чем дело кончилось, я не помню. Но как бы то ни было, а аттестат о среднем образовании получил неграмотный парень.
Вы спросите: так чем же занимаются в американских школах на протяжении двенадцати лет, что рассказывают учителя ученикам? О, они говорят о чем угодно, только не о том, что действительно необходимо знать образованному человеку. Сейчас у нас официально принята следующая установка: те знания, которые давали в школе раньше, давать не нужно. Результаты положительных наук - естествознания, математики, логики, а также вся "классика" - мировая литература, включая американскую, история и т. д. заменены этнографическими сведениями о самых разных культурах - восточных, северных, островных и т. п. Христианская же культура, еще недавно бывшая основой американской цивилизации, рассматривается теперь не просто как одна из многих, а как самая плохая из культур, как антикультура, поскольку там, где она насаждалась, якобы, уничтожались все другие местные культуры. На христианство наша школа смотрит как на идеологию белых завоевателей. Если о ней иногда и говорят на уроках, то только в отрицательном смысле. В общем, как у вас в свое время прививалась школьникам ненависть к буржуазному укладу жизни, так у нас им прививается неприязнь к христианским ценностям. Разница лишь в том, что у вас это не мешало преподаванию конкретных предметов, а у нас мешает, ибо эта обработка умов заменяет положительное обучение.
Дискриминация "идеологии белых" в Соединенных Штатах, где большинство населения все еще остается белым, приняло форму какого-то фанатизма. Вот пример. В одной школе ученикам дали задание написать сочинение о любой книге. Одна девочка, мексиканка, написала о Библии. Ее сочинение не было принято.
Собственно, сказанного уже достаточно, чтобы объяснить мое решение. Я не хотела, чтобы мои дочки выросли неграмотными людьми - пусть не в той степени, как тот негритенок, но все равно по нормальным критериям неграмотными. Они уже начинали быть такими. Когда в 1995 году я отдала их в московскую школу, они страшно отставали от своих сверстниц по уровню развития и по знаниям. Сейчас они их нагнали, трудности уже позади. А главное - они почувствовали вкус к учебе, которого никогда не появилось бы у них в Америке, где подростки идут в школу как на каторгу, как в самое ненавистное место. Старшая на олимпиаде по физике даже заняла третье место.
Однако надо сказать и о второй причине нашего бегства от американской школы. В ней производится целеустремленное моральное разложение учеников. Я имею в виду те "программы полового воспитания", которые начали доходить и до вас. Это не недосмотр каких-то чиновников министерства образования, не ошибочная дань моде. Это совершенно сознательная широкомасштабная программа, имеющая целью превратить людей в скотов. Сопротивляться этой страшной силе бесполезно, от нее можно только бежать. Многие американцы сейчас так и поступают, используя закон, разрешающий home-schooling - домашнее обучение со сдачей экзаменов экстерном. А мы выбрали другую форму бегства, пользуясь тем, что мы русские.
Здесь меня часто спрашивают: почему же сексуальная программа внедряется в школы, если большинство родителей против. Это парадокс, который я не умею объяснить. Гомосексуалистов, например, относительно немного, но они имеют в Америке огромное влияние, можно даже сказать, власть. Они приходят в школы, проводят беседы со старшеклассниками, хвастаются своей жизненной силой, вербуют молодежь, оставляя свои телефоны. И никто пикнуть не может. Вы опять скажете, что это невероятно - подождите, скоро и у вас будет то же самое - вы ведь тоже не умеете сопротивляться злу. Раньше большевики делали с Россией что хотели, теперь делают, что хотят демократы. Последствия же в данном случае будут ужасными, думаю, худшими, чем в Америке. Там к новым программам привыкали долго, лет двадцать, а у вас это будет обвал.
И, наконец, о третьем пороке нашей школы. В ней идет наступление не только на образованность и нравственность, но и на духовность. Она планомерно и неумолимо вытесняется антидуховностью, а именно - оккультизмом. Это и вам сегодня знакомо, но в Соединенных Штатах экспансия оккультной практики несравненно масштабнее. Повсеместно пропагандируются разные восточные и псевдовосточные культы, которые представляют собой ни что иное, как завуалированные формы сатанизма. Сопротивляться этому тоже невозможно - моментально обвинят в реакционности. Особенно сопротивляться с христианских позиций. Ведь Америка, вопреки тому, что о ней думают многие русские, окончательно перестала быть христианской страной, она стала неудобной для проживания в ней христиан. Родившиеся и выросшие в ней христиане болезненно ощущают это и пытаются как-то сопротивляться духовному одичанию своей родины. Особенно активны в этом отношении протестанты. Но это могут делать лишь смелые люди, ибо это очень опасно. Недавно на всю Америку прогремел случай, когда полицейские из ФБР расстреляли семью такого недовольного в его же доме, в Ruby Ridge. Их судили, но оправдали. Страшно, если в России будет то же самое. Пока же сравнение все же в вашу пользу.
Можно было бы рассказать и о других пороках американской школы, например о том, что она является рассадником наркомании. Тут тоже какая-то странная политика. С одной стороны во всех классах с утра до вечера долбят, что наркотики вредны, говорят так настойчиво, что это начинает вызывать к ним интерес у учащихся. С другой стороны, около нашей школы стоит человек, который, как знают все, включая полицию, продает наркотики, и никто его не трогает. Но вы, наверное, и так уже поняли, почему я учу детей в Москве.

Да, мы поняли это. И, признаться, то, что сказала Наташа, было нам приятно. Сейчас нередко говорят, что Россия стала колонией, страной третьего мира, что это Верхняя Вольта с ядерной бомбой. Но ведь американцу не придет в голову посылать детей учиться в Верхнюю Вольту, значит отличие от нее у нас не только в наличии бомбы. На семье Канатовой как бы сбывается пророчество Хомякова, который говорил, что когда Запад совсем закоснеет в своем рационализме и неверии, Россия поделится с ним сохраненным душевным огнем. Да, американки Ира и Маша греются у все еще горячих углей великой русской культуры, но это уже догорающие угли. Сумеем ли мы их раздуть? Если не сумеем - весь мир погрузится во мрак.