РУССКАЯ ЛИНИЯ Православное информационное агентство web-сервер www.rusk.ru |
|
Юбилей
ГЛУБИННАЯ ПАМЯТЬ НАРОДА
К 90-летию со дня рождения академика Б.А.
Рыбакова
Академик Борис Александрович Рыбаков. Это имя
такое плотное, глыбистое, как и сам носитель его.
Трудно охарактеризовать по частям целое, но
попробуем: выдающийся историк, знаменитый
археолог, великолепный картограф, исследователь
фольклора, популяризатор исторических знаний,
талантливый педагог, общественный деятель,
настоящий патриот Отечества. Перечень его работ
может составить отдельную книгу. Назовем
основные: "Ремесло Древней Руси", "Слово о
полку Игореве и его современники",
"Геродотова Скифия", "Язычество древних
славян", "Язычество Древней Руси", "Петр
Бориславович: поиск автора "Слова о полку
Игореве". Он лауреат Государственных премий
СССР. Действительный член многих зарубежных
Академий наук. Со знаменитым ученым беседует
главный редактор "Исторической газеты"
Анатолий Анатольевич Парпара.
Наш разговор начался с просмотра журнала
"Русский Дом". Внимание Бориса
Александровича привлек слайд, запечатлевший
шатровую церковь.
- Какие пропорции! Великолепная композиция!
Побольше бы таких слайдов. Это же разойдется по
всей России. Я сейчас вспоминаю, как однажды
остановился перед "Троицей" Рублева. Не в
первый раз за свою жизнь. Но тут я испытал толчок.
Меня пронзила мысль: мягкие линии, гениальная
композиция говорят о том, каким гармоничным
должен быть мир. Мир должен быть гармоничным во
всем. Это родилось во мне тогда, как убеждение. И
уходил я с каким-то особым чувством, словно нашел
что-то невиданное.
- Вы думали о своем предназначении? Не кажется ли
вам, что ваша жизнь была предопределена?
- Я не думал об этом. Я скажу вам, что ощущал себя
русским человеком Такова была моя семья. Дед со
стороны матери был старый москвич, в пятом
поколении. А другие предки были из Пскова и
Суздаля. По отцовской линии старообрядцы из
Коломны.
- А когда же вы увлеклись историей?
-Я перестал ходить в школу на уроки, стал посещать
монастыри, детские библиотеки, пешком исходил
было все окраины Москвы, подмосковные места:
Кусково, Коломенское, конечно... Изучал
архитектуру. В общем погрузился в прошлое Москвы
и Руси.
- Я заметил по тому, как вы листали журнал
"Русский Дом", вашу любовь к церквям. И вот вы
рассказываете о детстве, о своих путешествиях...
Что вас влекло к церквям? Чувство красоты? Или
возможность прикоснуться к прошлому?
- Нет, нет! Ничего ясного не было... Хотел знать
древнюю Русь. Когда мне исполнилось восемнадцать
лет поступил учиться в МГУ на
историко-этнологический факультет. И посещал
также лекции на филологическом. После окончания
университета меня хотели послать на Урал. В
общем, это была ссылка. Очень несправедливая еще
и потому, что я не получал стипендии и не был
обязан ехать по назначению.
- И что вы решили делать?
- Пошел в военкомат и попросился на срочную
службу. Меня взяли охотно. И я год пробыл в армии.
Это была учебная часть - своего рода юнкерское
училище. У нас читали лекции военные авторитеты:
будущий маршал артиллерии Н. Н. Воронов и царский
генерал Самойлов. Я с огромным удовлетворением и
наслаждением вспоминаю это время. Я был очень рад
тому, что попал в конное подразделение. И даже
потом стал начальником конной разведки.
- И конечно ваш кавалерийский опыт как-то
отразился потом на изысканиях по "Слову о
полку Игореве"?
- Я еще в университете изучил этот древнерусский
памятник культуры. А на службе произошло
наложение знания "Слова" с моими знаниями о
коннице, всего: от ковки до рубки, от скорости
передвижения до маршрутов.
- И тогда вы поняли, что комони - это боевые кони?
- Да! И я стал поверять одно другим: кавалерийскую
практику и текст. Я выявил даже, что перемена
ритма в поэме выражает разные аллюры конницы: то
тихая рысь в одном отрывке, то рысь обыкновенная
в другом отрывке (все это передается
соответственными интонациями мужественного
командирского голоса). Зерно грядущих открытий
прорастает еще в детстве.
- В вас видимо сильна кровь ваших
предков-старообрядцев?
- Возможно. Между прочим у старообрядцев были
строже нравственные законы. Потому многие из них
были благородными купцами.
- Да, слово их много значило. Морозовы,
Рябушинские...
- Рябушинский Сергей Павлович был гостем у нас,
пил чай. Приехал в шестиместном автомобиле.
Конечно, до революции.
- Есть ли какие-либо открытия о Древней Руси в
науке и культуре за последние годы?
- Идет постижение истории через фольклор. Ведь
его можно датировать. Фольклор южных племен был
унесен в результате переселений на север и
сохранился там. Это доказал ученый Рыбников в
прошлом веке. Есть сказки об охоте на чудищ
хоботистых. А эти животные и есть мамонты. Так
фольклор приводит нас в палеолит.
- У вас есть замечательный образ "глубинная
память народа".
- Вот она глубинная: хоботистые чудища. Они же
исчезли пятнадцать тысяч лет назад.
- Борис Александрович, что нового у вас в
осмыслении предистории Киевской Руси?
- То над чем я работаю сейчас называется
"Судьбы славянства: от Геродота до Нестора".
В книге будет использовано много фольклора.
Терминология будет интересная: двенадцатого
века. Историки и песнотворцы.
- Ваша работа будет ограничена тремя
тысячелетиями?
- И на целое тысячелетие до Геродота простирается
тоже.
- Подводя итог вашей жизни, конечно же не
окончательный, скажите вам все удалось сделать,
что вы задумали?
- Почти все. Кроме этой книги.
- Как бы вы охарактеризовали ее суть?
- Новая концепция предистории Киевской Руси.
- Борис Александрович, что бы вам хотелось успеть
сделать?
- Я дальше не загадываю.
- И последний вопрос: учит ли чему-нибудь история?
Борис Александрович заговорщески достает
фломастер и пишет на листе бумаги зеленым: ДА.
А. А. ПАРПАРА