РУССКАЯ ЛИНИЯ Православное информационное агентство web-сервер www.rusk.ru |
|
Мир слов и дел
А. А. ИЗМАЙЛОВ
США. ПОХОД НА ВОСТОК
В последние годы нередко приходилось слышать,
что России следует сосредоточиться на своих
наиболее насущных проблемах, ограниченных
территориально пространством СНГ, не
ввязываться в споры с Западом в удаленных
районах мира. Вот когда НАТО расширится на восток
и грозит подойти к нашим рубежам, тогда-де
следует реагировать. Однако самый восточный
рубеж НАТО лежит на границе Турции с Арменией и
Ираном. На долготе Волгограда… Так ли уж далек от
нас этот регион? И не приведет ли невнимание к
активности Запада, прежде всего США, к
необратимым изменениям стратегического баланса
не в нашу пользу?
Недавняя кампания угроз в адрес Ирака заставляет
поближе присмотреться к целям США в регионе
Ближнего и Среднего Востока, средствам их
достижения и последствиям американской
активности.
Новая вотчина США
Цели США на Ближнем и Среднем Востоке делятся на
официально провозглашенные и те, о которых не
принято объявлять открыто. К первым относятся
нераспространение оружия массового уничтожения
(ОМУ) и ракетной технологии, обеспечение
бесперебойного поступления нефти из региона,
борьба с терроризмом, содействие
арабо-израильскому мирному процессу,
поддержание стратегического превосходства
Израиля над его арабскими соседями. Однако
действия США свидетельствуют, что наряду с
перечисленными, они преследуют еще ряд целей,
идущих значительно дальше "миролюбивого"
поддержания статуса-кво.
С начала 90-х годов на Ближнем Востоке произошел
бурный рост американского влияния. Этот процесс
далеко не случайно совпал с немотивированным
уходом СССР из региона в период, когда внешняя
политика нашей страны определялась Горбачевым и
Шеварднадзе. Ускоренному и яркому проявлению
доминирующей роли США здесь способствовала
война в Персидском заливе 1991 г. Вашингтону
удалось использовать опрометчивую агрессию
Ирака против Кувейта для сплочения под своим
руководством широкой коалиции государств, и
главное - арабских, которые впервые в истории
добровольно, на своей земле, примкнули к
иноземцам в войне против своих
собратьев-иракцев. А однажды придя на Аравийский
полуостров, американский солдат оттуда уже не
ушел: и после окончания "бури в пустыне" США
оставил в Саудовской Аравии свои военные
объекты.
Введенные ООН антииракские санкции, допускали
применение силы международным сообществом для
достижения этой цели. США и иже с ними
представили это как карт-бланш на военные акции
против Ирака. В результате за прошедшие годы из
Вашингтона то и дело звучали в адрес Багдада
угрозы применения силы. Пожалуй, наиболее острая
ситуация имела место в ноябре прошлого и феврале
нынешнего года, когда лишь изменившийся баланс
сил в мире и активные дипломатические усилия
России позволили предотвратить военный вариант
развития событий.
По окончании войны разрушение Ирака перешло в
затяжную "мирную" стадию посредством
экономических санкций. Так происходит и с другим
арабским государством - Ливией. Обвинив ливийцев
во взрыве пассажирского самолета, США провели в
ООН резолюции, вводящие международные санкции
против этой страны.
В тех случаях, когда "объект воздействия" не
дает поводов для международных санкций, США не
останавливаются перед введением своих
собственных. Так, в принятом США в 1996 г. "Акте по
иранско-ливийским санкциям" заявляется об
односторонних американских репрессалиях против
компаний, которые вложат в
топливно-энергетический комплекс Ирана или
Ливии более 20 млн. долларов в год.
Однако бомбежки и экономическую удавку
американцы готовы задействовать только по
отношению к тем странам, которые они не в
состоянии привлечь в свой стан. Для
небезнадежных, в его глазах, Вашингтон применяет
более щадящие методы - дипломатические. В этом
ряду особое значение придается
арабо-израильскому урегулированию. США удалось в
течение ряда лет "помирить" с Израилем:
Египет, Иорданию, на очереди палестинцы и Сирия с
Ливаном. Понятно, что арабская страна,
примирившаяся с еврейским государством, легко
пойдет на сотрудничество с Вашингтоном.
К настоящему времени при содействии США между
Израилем и Турцией сформировались, по сути,
союзнические отношения, которые, в умах
вашингтонских стратегов мыслятся как ядро
возможного военно-политического блока
дружественных США ближневосточных стран, в том
числе арабских. Первым кандидатом среди арабов
является Иордания. За годы, прошедшие с войны в
Персидском заливе, она проделала путь от
поддержки Саддама Хусейна до статуса
"стратегического союзника США вне НАТО".
Впрочем, у большинства арабских государств эти
планы вызывают неприятие.
Таким образом, "ядро" Ближнего Востока в
результате применения Соединенными Штатами
широкого арсенала средств - дипломатического
давления, удушающих экономических санкций и
применения военной силы - практически вовлечено
в орбиту преимущественного влияния США.
Установлены отношения неравноправного
сотрудничества с большинством арабских стран.
Вашингтон планомерно занимается установлением
своей гегемонии в регионе. Однако он явно не
намерен останавливаться на достигнутом.
Думается, что навязчивое желание обескровить
Ирак связано с тем, что, планируя дальнейшее
продвижение на Восток, США стремятся не иметь в
тылу сильных и опасных противников.
Дальше в Евразию
За годы, прошедшие после распада Советского
Союза, новые государства Закавказья и
Центральной Азии включились в своего рода
"геополитический оборот". При этом центром
этого нового региона является чрезвычайно
богатый энергоресурсами бассейн Каспийского
моря.
...Не нами подмечено, что теоретические
построения американского геополитика Збигнева
Бжезинского, даже при том, что они официально не
признаются основой внешнеполитических действий
Америки, со временем воплощаются Вашингтоном в
жизнь. Иными словами, что у Клинтона на уме, то у
Бжезинского на языке. Обратимся же к вышедшей в
прошлом году в США книге этого недоброго гения
"Великая шахматная доска. Господство Америки и
его геостратегические императивы ", где он
намечает пути установления американской
гегемонии в Евразии. В связи с богатейшими
ресурсами нового региона он пишет:
"...первоочередным объектом противоборства
является получение доступа в регион. До распада
Советского Союза доступ в этот регион был
монополией Москвы. Все транспортировки по
железной дороге, газо- и нефтепроводам и даже
перелеты по воздуху осуществлялись через центр.
Российские геополитики предпочли бы оставить
все по-прежнему, поскольку они понимают, что кто
будет контролировать или доминировать в вопросе
доступа к данному региону, тот, скорее всего, и
окажется в выигрыше в геополитическом и
экономическом плане... Именно эти соображения
сделали таким важным для будущего бассейна
Каспийского моря и Средней Азии вопрос о
прокладке трубопровода." (здесь и далее
выделено нами - А.И.)
Доставить нефть нового региона на запад в
принципе возможно по четырем маршрутам: 1)
"российскому" - из Казахстана и Азербайджана
через Россию; 2) "иранскому" - через
Туркменистан и Иран; 3) "турецкому" - из
Азербайджана и бассейна Каспийского моря через
Грузию - в Турцию; 4) "афганскому" - из
Туркменистана через Афганистан - в Пакистан.
Вот как сравнивает эти варианты гроссмейсер
геополитических шахмат Бжезинский: "Если
основные трубопроводы в регион будут по-прежнему
проходить по территории России к российским
терминалам в Новороссийске на Черном море, то
политические последствия этого дадут о себе
знать без какой бы то ни было открытой
демонстрации силы со стороны России. Регион
останется в политической зависимости, а Москва
при этом будет занимать сильные позиции, решая,
как делить новые богатства региона. И наоборот,
если еще один трубопровод проляжет через
Каспийское море к Азербайджану и далее к
Средиземному морю через Турцию, а другой
протянется через Афганистан к Аравийскому морю,
то не будет никакого единовластия в вопросе
доступа к региону".
"Никакого единовластия". Учитывая запрет
Турции на проход нефтеналивных танкеров через
черноморские проливы (а через них вынуждены идти
суда из Новороссийска), это означает просто
переход единовластия к США и их союзникам.
Наметив задачи, американцы взялись за их
выполнение. Конгресс США объявил Закавказье
зоной своих "жизненных интересов".
Центрально-азиатские республики и Азербайджан
присоединились к натовской программе
"Партнерство ради мира". С участием Турции и
США в Центральной Азии в 1997 г. прошли крупнейшие
военные учения "Центразбат-97". Азербайджан,
подстрекаемый США и Турцией, избрал для своей
нефти путь транспортировки через территорию
Грузии в турецкие порты на Средиземном море.
Что же касается афганского маршрута, то вспомним
неожиданное появление в Афганистане в 1995 году
хорошо вооруженных и обученных "студентов
духовных училищ" - талибов, которые начали
теснить войска кабульского правительства к
северу. Как только они достигли туркменской
границы, стало известно о проекте постройки
трубопровода из Туркменистана через Афганистан
в Пакистан. Охранять же его "вызвались"
талибы. Далее США заявили о намерении признать
талибское правительство. Если сопоставить эти
сами по себе красноречивые факты с заявлением
тогдашнего премьер-министра Пакистана Б. Бхутто,
что талибы - детище США, Саудовской Аравии и
пакистанских спецслужб, то пружины этой затеи
окончательно выступают наружу. Через некоторое
время Бхутто была отстранена от власти в
результате политического скандала…
Идет большая гонка, приз в которой - доступ к
природным ресурсам нового региона. Но США - не
единственный ее участник. Турция стремится к
повышению своего влияния на этнически
родственный Азербайджан и неявно развивает с ним
военное сотрудничество. Из Чечни в ходе войны
поступали сообщения о том, что на стороне
мятежников воевали граждане Турции, Иордании,
Саудовской Аравии. Были там и американские
граждане - чеченцы по происхождению. В последнее
время небывалую активность развили уже в
Дагестане зарубежные приверженцы так
называемого "ваххабизма", государственной
религиозной идеологии Саудовской Аравии. Почти
один и тот же набор стран мы видим среди
союзников Вашингтона на Ближнем Востоке и в
новом регионе, уже даже на российской территории.
Совпадение?.. Возможно, но и определенная
закономерность здесь тоже просматривается. До
тех пор, пока США не могут заявить о себе в
проблемных для них мусульманских районах нового
региона, это спешат сделать арабские братья по
вере и турецкие братья по крови.
Если же активность американских союзников
спровоцирует взрыв ситуации в новом регионе, США
готовы, как и на Ближнем Востоке, предстать в
образе "миротворца". При этом крайне
вероятно задействование войск НАТО (турецких, а
возможно и американских), которые станут
заниматься так называемым "принуждением к
миру" по схеме, отработанной в Боснии.
Ворота в Азию
Нетрудно заметить, что как афганский, так и
турецкий маршруты трубопроводов проходят по
районам острых (Афганистан) или пригашенных
(Грузия, турецкий Курдистан) вооруженных
конфликтов. Это внушает Вашингтону законное
беспокойство за надежность поступления
энергоресурсов. Но на пространстве между
Каспийским морем и Персидским заливом,
перекрывая американским нефтяным монополиям
доступ на восток, разместилось доселе
недружественное США государство - Иран. В этой
связи Бжезинский тоже намечает ближайшие
перспективы: "Постепенное улучшение
американо-иранских отношений послужило бы
значительному расширению глобального доступа в
данный район".
Кроме того, помимо экономического, США имеют к
Ирану и сугубо политический интерес, но чисто
отрицательного свойства. Тегеранский режим
долгие годы является неустранимым раздражителем
для США. Он обвинялся американцами в поддержке
"исламских террористов" в Ливане. Особые
опасения в Вашингтоне вызывала перспектива
возникновения единого координирующего центра
исламского терроризма, и наиболее подходящим
государством на эту роль являлся именно Иран.
Потому, никак нельзя допустить овладения Ираном
технологией ОМУ. Бжезинский четко формулирует:
"США заинтересованы в сильном, даже
направляемом религией, но не испытывающем
фанатичных антизападных настроений Иране". В
этой связи США крайне невыгоден и наметившийся
дрейф Ирана в сторону России.
Явно не имея возможности в ближайшей перспективе
вовлечь Иран в круг стратегических партнеров,
США всячески пытаются нейтрализовать его выход
из изоляции, в частности, помешать
российско-иранскому сближению. Так, в
американской и мировой (прежде всего,
израильской) прессе была развернута
массированная пропагандистская акция,
направленная на дискредитацию проекта достройки
российскими специалистами АЭС в Бушире, под тем
предлогом, что это-де даст Тегерану возможность
создания ядерного оружия. Далее, упорно
поднималась (и вновь в основном американской и
израильской прессой) тема якобы имевшего место
предоставления Россией Ирану ракетной
технологии. Тесная координация по данному
вопросу между Вашингтоном и Тель-Авивом
существует и на высшем государственном уровне.
Американскими спецслужбами через свои и
дружественные СМИ, а также по дипломатическим
каналам проводится целенаправленная кампания,
цель которой - чередой непрерывных дезинформаций
создавать ситуацию, при которой Россия будет
вынуждена постоянно оправдываться, занимая
позицию защищающейся стороны. Так и происходит.
Поддавшись давлению из-за океана, руководство
нашей страны обещало ограничиться выполнением
уже подписанных соглашений с Ираном на поставку
вооружений и военной техники, а новых не
заключать.
США пытаются оттереть от Ирана не только Россию,
но и западноевропейские страны. Официальный
Вашингтон выступил против идеи
западноевропейцев, принявших решение о
возобновлении контактов с Тегераном, о прокладке
трубопровода с заходом на территорию Ирана,
настаивая на "турецком" маршруте по линии
Баку - Джейхан (Турция). США пригрозили
применением на основании своего
"иранско-ливийского акта" санкций против
фирм, заключивших контракт на разработку
иранских газовых месторождений. Среди них - и
российский "Газпром".
Но, после того как новый президент Ирана,
относительно дружественный к Западу М. Хатами
призвал в январе к развитию культурных и
межчеловеческих контактов с США, американцы
решили, не пряча политический "кнут",
побаловать Иран небольшим "пряником". Со
стороны США последовал ряд
осторожно-обнадеживающих заявлений. И, несмотря
на то, что Хатами под давлением иранских
консерваторов отказался от своего заявления,
американцы послали в Тегеран команду своих
спортсменов-борцов. Факт сам по себе, казалось бы,
не столь значительный. Однако многие наблюдатели
вспомнили в этой связи "пинг-понговую
дипломатию", которая в 70-х годах положила
начало улучшению американо-китайских
отношений…
Таким образом, уверенный доступ к нефтеносному
Каспийскому региону США получат лишь с
улучшением американо-иранских отношений.
Поэтому можно прогнозировать постепенное
наращивание усилий Вашингтона в этом
направлении. Прорыв США в Иран и сквозь него -
дело довольно отдаленного будущего, но упускать
из виду эту угрозу нельзя. Когда США обретут Иран,
мы его потеряем.
Ответ России
Как же наша страна может противодействовать
гегемонистским устремлениям Соединенных Штатов
на пространстве от Ближнего Востока до
Центральной Азии? Очевидно, что нам не подходит
прозападная и явно проамериканская дипломатия в
козыревском духе. Но для нашей страны,
ослабленной и политически, и экономически, вряд
ли приемлема сейчас и открытая конфронтация с
США.
Логика подсказывает, что внешнеполитическая
стратегия России объективно должна на ближайшие
несколько лет состоять в отстаивании перед США
своих экономических интересов, а при
благоприятной ситуации в мире - и продвижении
интересов политических.
Собственно говоря, это уже происходит. Сначала
эпизодически, а теперь все чаще, сильнее и
успешнее, Россия проводит в регионе свою линию,
отличную от американской. В частности,
"Газпром", заключивший договор на сумму 2
миллиарда долларов на разработку газовых
месторождений в Иране, заявил о намерении
воплотить его в жизнь, несмотря на угрозы США
применить против него пресловутый "Акт по
санкциям". Компания также заявила о намерении
продолжать реализацию проекта строительства
газопровода из Туркменистана в Турцию через Иран
стоимостью в 1,6 миллиарда.
Пример политического противодействия
Соединенным Штатам - эффективный срыв
намечавшейся США военной акции против Ирака. Это
стало возможно благодаря учету российской
дипломатией и привлечения на свою сторону тех
многочисленных сил, которым претит перспектива
единоличного американского доминирования в
мировом масштабе. Начинает срабатывать
концепция "многополярного мира", отрицающая
идеал американцев - мир однополярный, с
единственным полюсом силы в лице самих США.
Сейчас в одиночку нам США не одолеть. Но возможно
в сотрудничестве со странами Европы, Китаем, тем
же Ираном вполне возможно хотя бы на большинстве
направлений сдерживать экспансию США. А тем
временем - возрождать экономику, без которой не
возродить ни международного авторитета, ни
сильной армии.