РУССКАЯ ЛИНИЯ    
Православное информационное агентство
web-сервер www.rusk.ru

 

Русский дом, №5. Оглавление


ПРАВОСЛАВНАЯ ЯПОНИЯ

Жнущий получает награду и собирает плод в жизнь вечную,
так что и сеющий и жнущий вместе радоваться будут.
(Ин. 4, 35-36)

В середине прошлого века Япония для европейцев была загадочной, наглухо закрытой страной. Только в 1855 году Япония разрешила русским создать в Хакодате первую дипломатическую миссию. В 1860 году Святейший Синод назначил 23-летнего кандидата богословия Ивана Касаткина настоятелем этой церкви. Приняв (по собственному желанию) монашеский постриг с именем Николай и рукоположение в сан, молодой иеромонах пустился в долгий и нелегкий путь "на край света".
"Я много мечтал о своей Японии, - вспоминал он. - Она рисовалась в моем воображении как невеста, поджидавшая моего прихода с букетом в руках. Вот пронесется в ее тьме весть о Христе, и все обновится...
Какое же было мое разочарование, когда я, по прибытии в Японию, встретил совершенно противоположное тому, о чем мечтал! Приехал, смотрю - моя невеста спит самым прозаическим образом и даже не думает обо мне".
Проповедь Евангелия оказалась совершенно немыслимой. Он не знал страны, народа, не знал и не понимал людей, их нравов и обычаев. Не знал языка.
Позже он прославится в Японии как крупнейший знаток ее языка и культуры, переведет на японский язык все богослужение, Новый Завет и некоторые книги Ветхого, будет курировать издание четырех периодических изданий. Но то - позже, а сейчас...
"Тогдашние японцы смотрели на иностранцев как на зверей, а на христианство - как на злодейскую секту, к которой могут принадлежать только отъявленные злодеи и чародеи". В Японии действовал закон, грозивший смертной казнью за принятие христианства. Несмотря на все это уже через восемь лет двадцать японцев приняли христианство. Отец Николай рассказывает об обращении самурая Савабе: " Мирно и безмятежно жил Савабе в язычестве. Будучи жрецом древнейшей в городе синтоистской кумирни, он пользовался уважением народа, получая значительные доходы и зная только довольство и счастье. Горд он был своим отечеством, верою своих предков и потому презирал иностранцев и ненавидел их веру, о которой имел самые неосновательные понятия...
Однажды он сам зашел ко мне, и именно руководимый желанием высказать свое презрением ненависть к христианской вере. Резкими и насмешливыми возражениями начав разговор о вере, он, в продолжении беседы, делался постепенно серьезней и вдумчивей, и заключил просьбой на другой день поговорить с ним еще о том же. Назавтра он уже тихо и спокойно вел беседу, видимо, заинтересованный открывшеюся перед его глазами новой областью религиозной системы и жизни. И кончил просьбой: начать правильное преподавание ему нашего вероучения.
Со следующего дня я раскрыл перед ним священную историю Ветхого Завета; он вынул бумагу и кисть и стал записывать, что было говорено. Речь на каждом слове прерывалась возражениями и объяснениями. Но со дня на день возражений становилось меньше, и он тем усерднее продолжал ловить на бумагу каждую мысль и имя. Какова же была моя радость, когда я стал замечать, что мой слушатель с напряженным вниманием стал прислушиваться к изложению нового, неведомого ему учения и его дотоле горделивая мысль стала смиренно склоняться перед поражающей истиной! Видимо, сам Бог направил его мысли на истинный путь. Перед моими глазами совершался процесс рождения человека к новой жизни благодатию Божиею.
Спустя год Савабе привел к отцу Николаю своего друга, врача Сакаи. Еще через год к ним присоединился врач Урано. Много позже, при крещении (отец Николай не спешил с ним, давая своим первым ученикам возможность твердо усвоить истины новой веры, и к тому же не хотел сразу подвергать опасности), они получат имена апостолов: Павел, Иаков, Иоанн.
Весной 1872 года началось гонение на христиан. Павел Савабе был брошен в темницу, с ним - еще восемь православных. Свыше ста человек были вызваны на допросы.
Но затем произошел перелом: последовала отмена старых указов против христианства.
Миссия расширяется. В центре Токио куплен участок земли, идет строительство, начинают действовать православные училища. В 1875 году Павел Савабе рукоположен во священника, а Иоанн Сакай - во диакона. (К концу жизни архиепископа Николая из 43 клириков будет только трое русских, включая самого архиепископа).
В 1880 году архимандрит Николай вновь в России: в Александро-Невской лавре его рукоположили во епископа. В святительском сане он возвращается в Японию - навсегда.
В Токио строится кафедральный собор, "замечательнейшее здание в столице Японии". В 1886 году христиан уже 12 000. Епископ Николай пишет: "Если бы число проповедников здесь вполне соответствовало духовным нуждам Миссии, то православные христиане были бы во всех городах и селениях всех провинций Японии: Япония вся готова к принятию христианства, и нужны только делатели на ниве Божией, созревшей для жатвы". В 1889 году новая конституция Японии приносит полную свободу вероисповедания. Устранены последние преграды слову Евангелия.
Ежегодно, к дню апостолов Петра и Павла, собираются церковные соборы. Общины распространяются по всей Японии. Журналисты Миссии печатают не только церковно-богословские материалы, но и переводы русской художественной литературы.
Грянула русско-японская война.
"Японская Церковь не может быть без Епископа, поэтому я остаюсь здесь" - пишет святитель Святейшему Синоду. Он окормляет русских военнопленных и всячески помогает им. Пастырская мудрость святителя привела к тому, что и в годы войны с Россией не только никто не отпал от Церкви, но и увеличивалось число православных японцев: так, в 1905 году крестилось 627 человек. В это время в миссии был только один русский - сам епископ Николай, все другие ее члены были японцы.
"Я счастлив, что имею радость служить водворению Царства Божия на земле, - писал на склоне лет святитель. - Насколько Бог даровал нам силы и открывал возможность, дело Божие мы творили...".
В 1911 году торжественно отмечалось пятидесятилетие служения архиепископа Николая в священном сане. В 266 общинах Японской Православной Церкви было более 33 тысяч христиан.
Вскоре после юбилея он мирно скончался. Это произошло 3 (16) февраля 1912 года, на второй день Сретения, в день памяти святого Симеона Богоприимца, чьи слова он мог повторить: "Видели очи мои спасение Твое, которое Ты уготовил пред лицем всех народов, свет к просвещению язычников..." Он был первым европейцем, которого похоронили на старинном кладбище в Токио. Теперь рядом с ним покоятся и два его преемника по кафедре.
Апостолом Японии называли его сразу по кончине.
10 апреля 1970 года Священный Синод русской Православной Церкви причислил архиепископа Николая к лику святых.
На середину мая запланирован первый визит Патриарха Московского и всея Руси Алексия Второго в Японию по приглашению Православной автономной Церкви Японии. "За семь лет своего патриаршества, - сказал Святейший Патриарх Алексий Второй, - я много путешествовал, но никогда не бывал в Японии, где высоко почитают первого православного миссионера - святого равноапостольного Николая, а воздвигнутый им в Токио Воскресенский храм называют не иначе, как Храм Святого Николая".