РУССКАЯ ЛИНИЯ Православное информационное агентство web-сервер www.rusk.ru |
|
ПРАВОСЛАВНАЯ ЯПОНИЯ
Жнущий получает награду и собирает
плод в жизнь вечную,
так что и сеющий и жнущий вместе радоваться
будут.
(Ин. 4, 35-36)
В середине прошлого века Япония для европейцев
была загадочной, наглухо закрытой страной.
Только в 1855 году Япония разрешила русским
создать в Хакодате первую дипломатическую
миссию. В 1860 году Святейший Синод назначил
23-летнего кандидата богословия Ивана Касаткина
настоятелем этой церкви. Приняв (по собственному
желанию) монашеский постриг с именем Николай и
рукоположение в сан, молодой иеромонах пустился
в долгий и нелегкий путь "на край света".
"Я много мечтал о своей Японии, - вспоминал он. -
Она рисовалась в моем воображении как невеста,
поджидавшая моего прихода с букетом в руках. Вот
пронесется в ее тьме весть о Христе, и все
обновится...
Какое же было мое разочарование, когда я, по
прибытии в Японию, встретил совершенно
противоположное тому, о чем мечтал! Приехал,
смотрю - моя невеста спит самым прозаическим
образом и даже не думает обо мне".
Проповедь Евангелия оказалась совершенно
немыслимой. Он не знал страны, народа, не знал и не
понимал людей, их нравов и обычаев. Не знал языка.
Позже он прославится в Японии как крупнейший
знаток ее языка и культуры, переведет на японский
язык все богослужение, Новый Завет и некоторые
книги Ветхого, будет курировать издание четырех
периодических изданий. Но то - позже, а сейчас...
"Тогдашние японцы смотрели на иностранцев как
на зверей, а на христианство - как на злодейскую
секту, к которой могут принадлежать только
отъявленные злодеи и чародеи". В Японии
действовал закон, грозивший смертной казнью за
принятие христианства. Несмотря на все это уже
через восемь лет двадцать японцев приняли
христианство. Отец Николай рассказывает об
обращении самурая Савабе: " Мирно и безмятежно
жил Савабе в язычестве. Будучи жрецом древнейшей
в городе синтоистской кумирни, он пользовался
уважением народа, получая значительные доходы и
зная только довольство и счастье. Горд он был
своим отечеством, верою своих предков и потому
презирал иностранцев и ненавидел их веру, о
которой имел самые неосновательные понятия...
Однажды он сам зашел ко мне, и именно руководимый
желанием высказать свое презрением ненависть к
христианской вере. Резкими и насмешливыми
возражениями начав разговор о вере, он, в
продолжении беседы, делался постепенно
серьезней и вдумчивей, и заключил просьбой на
другой день поговорить с ним еще о том же.
Назавтра он уже тихо и спокойно вел беседу,
видимо, заинтересованный открывшеюся перед его
глазами новой областью религиозной системы и
жизни. И кончил просьбой: начать правильное
преподавание ему нашего вероучения.
Со следующего дня я раскрыл перед ним священную
историю Ветхого Завета; он вынул бумагу и кисть и
стал записывать, что было говорено. Речь на
каждом слове прерывалась возражениями и
объяснениями. Но со дня на день возражений
становилось меньше, и он тем усерднее продолжал
ловить на бумагу каждую мысль и имя. Какова же
была моя радость, когда я стал замечать, что мой
слушатель с напряженным вниманием стал
прислушиваться к изложению нового, неведомого
ему учения и его дотоле горделивая мысль стала
смиренно склоняться перед поражающей истиной!
Видимо, сам Бог направил его мысли на истинный
путь. Перед моими глазами совершался процесс
рождения человека к новой жизни благодатию
Божиею.
Спустя год Савабе привел к отцу Николаю своего
друга, врача Сакаи. Еще через год к ним
присоединился врач Урано. Много позже, при
крещении (отец Николай не спешил с ним, давая
своим первым ученикам возможность твердо
усвоить истины новой веры, и к тому же не хотел
сразу подвергать опасности), они получат имена
апостолов: Павел, Иаков, Иоанн.
Весной 1872 года началось гонение на христиан.
Павел Савабе был брошен в темницу, с ним - еще
восемь православных. Свыше ста человек были
вызваны на допросы.
Но затем произошел перелом: последовала отмена
старых указов против христианства.
Миссия расширяется. В центре Токио куплен
участок земли, идет строительство, начинают
действовать православные училища. В 1875 году
Павел Савабе рукоположен во священника, а Иоанн
Сакай - во диакона. (К концу жизни архиепископа
Николая из 43 клириков будет только трое русских,
включая самого архиепископа).
В 1880 году архимандрит Николай вновь в России: в
Александро-Невской лавре его рукоположили во
епископа. В святительском сане он возвращается в
Японию - навсегда.
В Токио строится кафедральный собор,
"замечательнейшее здание в столице Японии".
В 1886 году христиан уже 12 000. Епископ Николай пишет:
"Если бы число проповедников здесь вполне
соответствовало духовным нуждам Миссии, то
православные христиане были бы во всех городах и
селениях всех провинций Японии: Япония вся
готова к принятию христианства, и нужны только
делатели на ниве Божией, созревшей для жатвы".
В 1889 году новая конституция Японии приносит
полную свободу вероисповедания. Устранены
последние преграды слову Евангелия.
Ежегодно, к дню апостолов Петра и Павла,
собираются церковные соборы. Общины
распространяются по всей Японии. Журналисты
Миссии печатают не только церковно-богословские
материалы, но и переводы русской художественной
литературы.
Грянула русско-японская война.
"Японская Церковь не может быть без Епископа,
поэтому я остаюсь здесь" - пишет святитель
Святейшему Синоду. Он окормляет русских
военнопленных и всячески помогает им. Пастырская
мудрость святителя привела к тому, что и в годы
войны с Россией не только никто не отпал от
Церкви, но и увеличивалось число православных
японцев: так, в 1905 году крестилось 627 человек. В
это время в миссии был только один русский - сам
епископ Николай, все другие ее члены были японцы.
"Я счастлив, что имею радость служить
водворению Царства Божия на земле, - писал на
склоне лет святитель. - Насколько Бог даровал нам
силы и открывал возможность, дело Божие мы
творили...".
В 1911 году торжественно отмечалось
пятидесятилетие служения архиепископа Николая в
священном сане. В 266 общинах Японской
Православной Церкви было более 33 тысяч христиан.
Вскоре после юбилея он мирно скончался. Это
произошло 3 (16) февраля 1912 года, на второй день
Сретения, в день памяти святого Симеона
Богоприимца, чьи слова он мог повторить:
"Видели очи мои спасение Твое, которое Ты
уготовил пред лицем всех народов, свет к
просвещению язычников..." Он был первым
европейцем, которого похоронили на старинном
кладбище в Токио. Теперь рядом с ним покоятся и
два его преемника по кафедре.
Апостолом Японии называли его сразу по кончине.
10 апреля 1970 года Священный Синод русской
Православной Церкви причислил архиепископа
Николая к лику святых.
На середину мая запланирован первый визит
Патриарха Московского и всея Руси Алексия
Второго в Японию по приглашению Православной
автономной Церкви Японии. "За семь лет своего
патриаршества, - сказал Святейший Патриарх
Алексий Второй, - я много путешествовал, но
никогда не бывал в Японии, где высоко почитают
первого православного миссионера - святого
равноапостольного Николая, а воздвигнутый им в
Токио Воскресенский храм называют не иначе, как
Храм Святого Николая".