РУССКАЯ ЛИНИЯ Православное информационное агентство web-сервер www.rusk.ru |
|
Юрий Юрьевич ВОРОБЬЕВСКИЙ
Владимир Евгеньевич ЛАРИОНОВ
ЗОВ КНЯЗЯ ЮРИЯ
В центре нынешней Москвы, примерно на месте
Сретенского монастыря, стоял когда-то знатный
дом боярина Кучки. Здесь восемьсот пятьдесят лет
назад рука Юрия Долгорукого, Мономахова сына,
начертала: "Прииде ко мне, брате, в Москову".
Это было приглашение на свадьбу князю Святославу
Ольговичу. Но получили это послание все мы, люди
русские.
Сегодня зов князя Юрия раздается для нас со
страниц Иосафовской летописи. Его простое письмо
запомнилось в веках. В нем впервые была упомянута
Москва.
4 апреля 1147 года, в пятницу, встреча князей
состоялась. Юрий дал "обед силен". Женился
его сын, Андрей. Женился, как говорит предание, на
дочери боярина Кучки.
Книга XVI "Сказание о начале Москвы"
повествует о трагедии, предшествовавшей свадьбе.
Ехал князь Юрий из Киева во Владимир и добрался
до здешних мест. "Стояли тут села, а владел ими
некий зело богатый боярин, имя ему Кучко
Степанов. Тут Кучко встретил великого князя зело
гордо и не дружелюбно…" - говорится в
"Сказании".
Что же Долгорукий?
"Не стерпя той хулы, великий князь повелел того
боярина ухватить и смерти предать. Так и было…
Сам же князь Юрий, возлюби села оныя и повелел
вскоре сделати град мал, деревян по левую сторону
реки на берегу и прозва его прозванием реки
Москва град".
Вскоре Юрий добился великого княжения в Киеве,
где и нашел смерть свою от руки лукавого убийцы.
Кости Долгорукого и его гостя Северского
Святослава давно уже покоятся на Киевской земле.
А потомков все еще беспокоит вопрос: так что же,
первое упоминание о Москве последовало вслед за
казнью? И отрубленная голова боярина упала на
место будущей столицы? Что за страшная
символика?!
Чтобы разобраться, копнем поглубже.
Взгляд с кургана вятичей
Время и материальная тяжесть человеческой
цивилизации изрядно сгладили сакральные насыпи
Москвы. Большинство этих холмов уже почти
неразличимо. Что уж говорить о захоронениях!
Однако, если приглядеться, то в Царицынском парке
можно различить группу небольших - высотой не
более двух метров - холмиков. Опытный археолог
сразу отметит: они - рукотворные. Хотя выросли еще
во времена Юрия Долгорукого, почва здесь
по-прежнему более рыхлая, чем рядом.
Мы насчитали четырнадцать погребальных
курганов. Они были насыпаны вятичами. Племя
населяло земли, разделявшие южную и северную
Русь. Именно разделявшие. Вятичи не ладили с
соседями. И с князьями тоже. Воинственное племя
нередко перекрывало дороги, соединявшие Киев с
Новгородом. Былины о Соловье-разбойнике, мимо
которого ни одна птица не пролетит, - вероятно,
память о вожде вятичей.
Берега Москвы-реки, которую в старину называли
Смородиной, были заселены задолго до 1147 года. В XII
веке железное стило новгородца начертало на
бересте: "Поедем в Кучковы села…" Эта
грамота, - единственное письменное свидетельство
о земле московской, дошедшее до нас из той эпохи, -
была найдена совсем недавно.
Со скромной высоты вятического кургана можно
заглянуть далеко в историю. Так мы подходим ко
временам, когда род боярина Кучки, очевидно,
происходящего из племенной аристократии
вятичей, владел здесь обширными поместьями.
Богат был боярин. Некоторые книжники прошлого
так и писали, позарился князь Юрий на чужие
владения, оттого и казнь учинил. А сына своего,
Андрея, за Кучкову дочь отдал. Хотел закрепиться
здесь навсегда…
На Киевце, у ручья Черторый…
Итак, Кучка "встретил великого князя зело
гордо и недружелюбно". Может быть, он
препятствовал проезду Юрия Долгорукого из Киева
во Владимир? Что ж, это было вполне в духе вятичей.
С другой стороны, реален ли был замысел помешать
князю с его сильной дружиной?
Более чем сомнителен и материальный интерес Юрия
к богатствам Кучки. Князь и без того был богат.
Известно, что поселянам в создаваемых им городах
он сам давал "немалу ссуду".
В чем же была истинная причина трагедии?
Конфликт между князем Юрием и боярином Кучкой
был частным, но не являлся ли он отражением
какой-то общей тенденции, какого-то глобального
конфликта?
…Московский историк Г.Я. Мокеев составил две
удивительные карты древних Киева и Москвы.
Положив их рядом, можно подумать, что это один и
тот же город.
Вот холм с городищем, где стояла первая в Москве
церковь Илии пророка… А вот на холме Киевец-град
в Москве с храмом Илии.
Вот Турова божница в Киеве… А вот московское
село Турыгино. Участок Москвы-реки в этом месте,
как у Туровой божницы на Днепре, называется
Иорданью.
Вот московский ручей Черторый… Именно так
именовался один из киевских протоков, в которых
крестили киевлян.
"Киевские" названия появились в Москве
именно во времена Юрия Долгорукого. Можно ли
сказать, что они были с какой-то целью навязаны
князем? История показывает, что внедрить
топонимику насильно никогда не удавалось.
Многовековая устойчивость названий местности
обеспечивается только одним - отношением к
пространству как к чему-то сакральному,
священному. Поскольку многие из перечисленных
названий просуществовали буквально до XIX века,
возникает вопрос: чем, каким событием они были
освящены?
Характерно: в Москву были перенесены названия
тех мест, где равноапостольный князь Владимир
крестил киевлян. Топонимические совпадения с
Киевом строго локализованы в районе нынешнего
Храма Христа Спасителя… Так рождается
поразительная версия: ЮРИЙ ДОЛГОРУКИЙ ПОВТОРИЛ В
ЭТОМ РАЙОНЕ МОСКВЫ ДЕЯНИЕ СВОЕГО ПРЕДКА!
С тех же пор в Москве стали во множестве
строиться Никольские храмы. В Поречье, в Старом
селе на Никольской улице, в Подкопаеве, в Кошелях,
на Гостиной Горе, в Турыгино, в Хамовниках, на
Яузском городище… Возможно, в этом
запечатлелась память москвичей о крещении на
Николу вешнего. Получается, оно произошло через
месяц после свадьбы, на которую в начале апреля
приглашал князь Юрий. Да и христианское имя
дорогого гостя его Святослава было по тем
временам редкое - Николай.
Что ж, доподлинно известно, как ревновал Юрий
Долгорукий к славе своего отца, Владимира
Мономаха. Именно князь Юрий первым начал во
владимиро-суздальской земле дорогостоящее
белокаменное храмовое строительство. Так что его
стремление крестить московлян вполне
естественно.
Это был очередной и, очевидно, наиболее успешный
опыт христианизации вятичей. Кстати, их
племенная аристократия отличалась двоеверием.
Многие были ранее крещены, но в то же время в
опоре на языческую чернь видели основу своей
независимости от князей. Относилось это, надо
полагать, и к "недружелюбному" и "зело
гордому" Степану Кучке (судя по имени, он также
был крещен).
Очевидно, язычниками оставались в душе и дети
Кучки, приближенные Андреем Боголюбским и,
очевидно, в отместку за отца, его погубившего.
Среди их соучастников по заговору было немало
иноверцев, у которых благочестие князя Андрея
вызывало жгучую мистическую ненависть…
Незадолго до Юрия Долгорукого вятичи убили
христианского проповедника, Киево-Печерского
монаха Кукшу. Новая попытка, предпринятая
Долгоруким, не могла не вызвать яростного
противодействия вятической аристократии.
Можно почти с полной уверенностью утверждать,
что тот или иной мужчина, окончивший свою жизнь в
зоне боевых действий, пал именно на войне. Точно
также и с Кучкой. Находясь в эпицентре
столкновения христианства и язычества, он почти
наверняка стал жертвой этой духовной брани.
Поле брани духовной
Как известно, 988 год считается годом крещения
киевлян и как бы автоматически - датой крещения
всей Руси. На самом деле процесс шел сложнее,
дольше и отнюдь не по какой-то одной схеме.
В 989 году был крещен Новгород, крещен в отличие от
Киева, огнем и мечом. Новгородцы оказали
серьезное сопротивление воеводам князя
Владимира Светлого Добрыне и Путяте. И это
несмотря на то, что в самом Новгороде к тому
времени мирно жила христианская община. Она
имела свой храм в Неревском конце. Кем были эти
христиане? Вероятно - потомками дружинников
князя Бравлина, совершившего в конце VIII века
побег на Крым, и принявшего с дружиной
христианство у мощей святого Стефана Сурожского.
В самом начале XI века князь Ярослав Мудрый
крестит жителей поселения Медвежий угол и
основывает город Ярославль. Однако он сразу не
разрушает капища Велеса. Две общины -
христианская и языческая - живут бок о бок.
В Ростове Великом после принятия христианства
еще сохраняется языческий или "чудский"
конец, где жители продолжают поклоняться
каменному идолу Велеса.
То, что произошло на Москови в 1147 году, видимо,
явилось третьим или даже четвертым этапом
христианизации. После дружинной верхушки и
боярской аристократии, горожан, затем уже
племенной аристократии, крещение затронуло
народные массы славянских племен. Вятичи были
последним племенем, которое вошло в сферу
политического влияния Руси Рюриковичей. Поэтому
мы можем утверждать: 1147-ой год - ДАТА ЗАВЕРШЕНИЯ
КРЕЩЕНИЯ РУСИ. Восточнославянские племена
отныне не только политически, но и духовно стали
единым русским народом.
Если выводы нашего расследования верны, почему
же главное деяние князя было скрытым доселе? Не
для того ли, чтобы именно сейчас на его фоне
особенно ясно узреть угрозу обратного
повторения истории? А именно - существующую,
несмотря на обилие православного антуража -
опасность массовой дехристианизации русских
людей конца ХХ века.
Тень "зело гордого" боярина вновь бродит над
Кучковым полем. Языческая чернь уже поклонилась
идолу, которого не знали вятичи - Золотому Тельцу!
А самозванные наследники Православной Державы
готовят унию с безбожным "новым мировым
порядком"! Как не вспомнить продиктованную
материальными соображениями унию Византии с
Римом, через несколько лет после которой
Константинополь пал.
Все это так, но мистическая судьба
Константинополя - не для нас. МОСКВЕ НЕКОМУ
ПЕРЕДАТЬ ДЕРЖАВНОЕ ЗНАМЯ С ДВУХГЛАВЫМ ОРЛОМ. С
БОЖЬЕЙ ПОМОЩЬЮ СВОЮ ТВЕРДЫНЮ МЫ ДОЛЖНЫ ОТСТОЯТЬ
САМИ.