Русская линия

 

Русский дом, №12. Оглавление


 

Эсхатологический очерк

АФОН И КОНЕЦ СВЕТА
Ю.Ю. Воробьевский

Верхний, раскаленный краешек солнца еще едва виден. И вот - погас за синим горизонтом Эгейского моря. На Афоне, живущем по византийскому времени, наступила полночь. Нас, четверых странников из России, милостью Божьей и с помощью объединения "Русский паломник" оказавшихся на Святой Горе, она застала в греческом монастыре Ксиропотам.

В архондарике - гостинице для паломников - тихо. Многие спят. Впереди всенощная. Она будет особенно торжественной и длительной: завтра здесь престольный праздник - Воздвижение Животворящего Креста Господня.
Среди ночи - всех будит деревянный стук колотушки. Пора на службу. Афон молится за благостояние мира ночью. Афон бодрствует, когда сам несведующий в тайнах своей остойчивости мир спит или развлекается.
Мы входим в храм. Здесь хранится крупнейшая, пробитая гвоздем частица Креста Господня.
Все во мраке. Только маслянистые блики от лампад падают на золото окладов и икон. Два греческих монаха поют низкими голосами. Они как бы перекликаются. Вот голос звучит справа от алтаря. А вот - слева: "Кирие елейсон!" - "Господи помилуй!" Вдоль стен - стасидии, высокие резные кресла. В них можно и стоять, опираясь на закругленные подлокотники, и сидеть. Службы длятся иногда по пятнадцать - семнадцать часов.
Сейчас здесь, наверно, все так, как было в Византии тысячу лет назад.
+
...Отчалив от курортного городка Уранополиса, первые полчаса судно шло вдоль афонских берегов, принадлежащих русскому Пантелеимонову монастырю. Здесь же - грандиозные сооружения русского скита Новая Фиваида. Сейчас он в запустении.
Во время диктатуры "черных полковников" греческое правительство вознамерилось провести на Афон шоссейную дорогу. Тогда патриарх Пимен выступил с официальным протестом. Строительство было отменено. Русские владения, идущие прямо от перешейка, который соединяет афонский полуостров с материком, защитили этот бастион благочестия. Каков символ: антихристовы слуги и здесь не смогли продвинуться к своей цели, не пройдя русской земли!
В наши дни аккуратный, но мощный бульдозер Европейского сообщества двинулся по стопам "черных полковников". Мы видели, как рядом с Салониками уже строят прямое как стрела шоссе. Стрела эта нацелена на Афон. Дорога, если ее сооружение будет попущено, принесет с собой все прелести и удобства современного мира. Ее конечным пунктом называют лавру Афанасия Великого. Однако в метафизическом смысле эта дорога - к Концу Света. Почему - разговор впереди.
Монахи прекрасно представляют себе, как пестрая, одетая в шорты толпа цивилизованных дикарей двинется на Афон за новыми впечатлениями. Святую Гору поглотит пучина страстей. Будет нарушен и запрет, данный самой Богородицей полторы тысячи лет назад.
В 422 году дочь императора Феодосия Великого царевна Плакидия посетила здешний монастырь Ватопед. Но войти внутрь она не смогла. Строгий голос от иконы Божией Матери остановил ее на пороге. После этого афонские отцы издали закон, запрещающий доступ женщинам на Святую Гору.
+
...В соборном храме Ксиропотама зажигают свечи. Восковые, не менее метра длиной. Монах наделяет их огнем при помощи длинного шеста. Загорается паникадило. Затем - хорос, огромный, не менее шести метров в диаметре обруч, окружающий паникадило. На нем - кресты, двуглавые орлы, затейливые литые узоры. Засвечиваются и большие лампады, находящиеся с трех сторон от хороса.
...У Ксиропотама, первое упоминание о котором относится к пятому веку, - удивительная судьба. В 1280 году монастырь принял унию с латинянами. Монахи отслужили вместе с ними в присутствии императора Михаила Палеолога латинскую мессу. Но тут сотряслись камни обители. Монастырь был разрушен до основания. Император в ужасе бежал с Афона. Его сын восстановил стены Ксеропотама, но все же урок, данный царю на Святой Горе, не пошел его потомкам впрок. Когда унию с Римом приняла вся Византийская империя, ее стены пали.
А Афон - незыблемая твердыня древнего византийского благочестия - остался. Ему суждено "пребывать" до Конца Времен. Разве не чудо? И разве неудивительно, что этот крохотный островок еще пополняется такими удивительными насельниками, с которыми мы встречались и о которых еще расскажем?!
Как попадают на Святую Гору русские? Чаще всего - через послушание в Афонском подворье в Москве. Но бывает и иначе.
...Мы вышли из Кареи, крохотной столицы монашеской республики. Рядом - принадлежавший ранее русским монахам Андреевский скит, где хранится Честная Глава апостола Андрея Первозванного. Здесь нам и повстречался этот человек в скуфейке и залатанной рабочей одежде. Удивительно голубые глаза на загорелом лице.
- Русские?
- Да, из Москвы. А вас как звать?
- Отец Герасим.
- Откуда вы?
- С Афона.
- А раньше?
- С Афона. Я афонский.
- Пять лет назад молодой паломник из России отстал от парохода. Попросил греческих монахов подвести на попутке. Проехали не более десяти минут и вдруг - машина летит в пропасть.
С переломами и ушибами паломник пришел в себя в клинике Салоник. Через некоторое время его отправили в Пантелеимонов монастырь. А еще через полгода в обитель пришел греческий старец отец Нектарий, который ехал в той же самой машине. Взял парня с собой. В послушники. Отец Нектарий уже полвека подвизается на Святой Горе. А когда-то был послушником последнего великого русского старца на Афоне, отца Тихона, которого греки уже при жизни считали святым. (Некоторые слышали, как во время службы ему сослужили ангелы).
В трудах и молитвах прошли два года, с металлическим штырем в больной ноге бывший паломник проделал альпинистский подъем на вершину Святой Горы. И вот - стал отцом Герасимом, монахом греческого монастыря Котломуш.
Сейчас этот русский монах с Афона получил благословение строить свою келью. Храм во имя святого Серафима Саровского и жилые помещения. Скромная помощь кинота, афонского правительства; скудные пожертвования; много труда... Первый этаж уже готов.
+
...Паникадило в храме Ксиропотама, впрочем, как и в других афонских церквах, висит низко. Цепи уходят в полумрак купола. Туда, откуда каждый ощущает на себе строгий взгляд Пантократора-Вседержителя. Во время палеелея монах, выйдя в центр храма, начинает медленно раскручивать пылающую громаду. Другой шестом раскачивает хорос, соседние лампады. И вот все это торжественное пламя начинает вращаться. Вступает хор. Низкий гудящий звук. Кажется, что издают его вращающиеся светильники. Перед тобой - движение Вселенной, и ангельские хоры славят ее Создателя. Звучит тирирем - неизъяснимая песнь пророков. В этом пении нет понятных человеческому разуму слов. Это отзвук ангельских хоров. Это то, что боговдохновенные молитвенники смогли запомнить во время озарения.
Радость! Чудо! На земле мы или на Небе?
Не это ли торжество особенно поразило послов князя Владимира под сводами святой Софии?!
Символика светильников имеет на Афоне особое значение. Несколько монахов рассказывали нам о чудесной лампаде, что висит над Царскими вратами Соборного храма Иверского монастыря. В преддверии мировых потрясений она начинает раскачиваться. Причем иногда так, что расплескивается масло. Так Матерь Божия упреждает афонских монахов, а через них - всех христиан об испытаниях, которые Господь попустит за наши прегрешения...
В день Рождества Пресвятой Богородицы каменистые афонские тропы вывели нас на высокий берег. Перед нами - небольшая бухта и рядом каменные стены Иверона. Именно сюда приплыла по волнам икона Божией Матери, названная Иверской.
Во времена византийского иконоборчества воин, ворвавшись в благочестивый дом, ударил этот образ копьем. И тут же, к его ужасу, по лицу Богородицы заструилась кровь. Он пал на колени. По его совету, вдова, владелица этой иконы, спасая образ от поругания, пустила его с молитвой по волнам. Прошли несколько веков. И вот он чудесным образом, в столбе света, поднимавшемся до самых небес, приплыл к берегам Афона. Икону поместили в алтаре храма Иверского монастыря, но наутро она оказалась над вратами обители. Так продолжалось несколько дней. Наконец Матерь Божия явилась во сне старцу и сказала: "Я не желаю быть охраняема вами, а хочу быть вашею Хранительницею... Доколе будете видеть икону Мою в обители сей, дотоле благодать и милость Сына Моего к вам не оскудеют".
Русский инок Парфений, постриженник афонский, свидетельствовал, что во время греческого восстания 1822 года, когда Иверский монастырь был полон турецких солдат, они не смогли потревожить наряженной в драгоценные ризы, украшенной многими великолепными дарами Вратарницы. А несколько лет спустя служащий при иконе монах с изумлением увидел одетую в черное Женщину. Она усердно подметала обитель. "Пришло время хорошенько вымести весь монастырь. Уж столько лет стоит неметеный", - сказала Жена и сделалась невидимою. Вскоре султан издал указ, чтобы все солдаты покинули Святую Гору, хотя до этого не раз грозился разрушить до основания его обители.
По преданию, перед Концом Света и Афон погрузится в пучину страстей. И тогда икона таким же чудесным образом, как явилась, покинет Святую Гору. Это будет одним из предзнаменований Второго Пришествия.
Теперь те старые врата заложены. Рядом с ними - небольшая церковь, в которой и находится Иверская икона. Когда мы вошли, храм был пуст. Каждый мог вглядеться в чудесный образ. Он отличается от большинства известных нам списков. На подбородке - как будто свежая пробоина. На шее застыл ручеек темной запекшейся крови.
Матерь Божия, моли Бога о нас!
В соседнем, также безлюдном храме - та самая чудесная серебряная лампада. Недвижима. Слава Богу!
Перед выходом из монастыря нас подозвал отец Иосиф, старец со внешностью древнего пророка. Журналисты? (Откуда узнал?) Манит за собой, дарит иверские фотографии. Наш путь лежит в монастыри Ставроникита и Пантократор, и мы просим старца благословить на дорогу, а он качает головой: "I am zero". (Я - это "ноль").
+
...В Ксиропотаме, кажется, проходит час. Вращение паникадила, хороса и лампад постепенно затихает. И вот под едва заметные покачивания светильников хор негромко выдыхает последний звук. Все? Конец Света? Несколько секунд длится мертвая тишина. А может быть, минут? Времени больше нет. Никто не шелохнется.
Фото Георгия Назаренко

+   +   +

ЦЕРКОВНЫЕ ВЕСТИ

"Уходят старцы…" - таким грустным вздохом было озаглавлено прощальное слово в десятом номере нашего журнала. И вот в Псково-Печерском монастыре недавно простились с духовником древней обители отцом Александром. В проникновенном слове на чине отпевания схиархимандрита Александра архимандрит Иоанн Крестьянкин, в частности, сказал:
"Дела Александра определили его блаженную кончину, дела его пошли вперед его и исходатайствовали ему милость Божию и Покров Царицы Небесной.
40 лет монашеских трудов, из них многие годы на послушании благочинного и последние годы на послушании братского духовника обители, постоянное служение литургии. Последняя его литургия была в воскресение 15/28 июня в день празднования Собора Псковских святых.
Он начинал свое служение у Престола под их покровом в Псковском кафедральном соборе, и окончил его благословением и отпустом Псковских святых в нашем Свято-Успенском Псково-Печерском монастыре.
И видим мы ныне, дорогие наши, в кончине батюшки отца Александра великую силу монашеского послушания, огражденного и вскормленного силой молитв. Иисусова молитва и Богородичное правило, творимые им всю его монашескую жизнь, явились теперь зримым плодом в его исходе.
Братья, други, отцы!
Еще одна замечательная ценная книга жизни захлопнулась у нас перед глазами сегодня, на 72 году жизни, и вечный покой Богом зданных пещер готов принять в свою живую тишину нашего молитвенника".

+   +   +

Обращаемся к Вам, Православные братия и сестры единой Святой Руси!
Мы, "Общественный комитет защиты канонического Православия в Иваново-Франковской области", вынуждены просить Вас, подписчиков и покупателей газет православного содержания. Если Вам незатруднительно, то присылайте их нам. Мы их распространим бесплатно среди остро нуждающихся на приходах. Их ждет каждый желающий спастись, а выписать их нет материальных средств. У нас здесь бедственное положение, нас изживают еретики и раскольники, усиливается наступление "зверя". Вашей милостью укрепится человек, чтобы противостоять соблазнам века сего.
Поймите нас, мы нуждаемся не только в разовой поддержке, но и в постоянстве. Присылая православные газеты, Вы организуете здесь таким образом духовно-просветительскую работу!
Пожалуйста, запишите наш адрес: Украина, 284000, г. Иваново-Франковск, почтамт, а/я 106, Александру Повелихину.
С любовью во Христе!
Александр ПОВЕЛИХИН,
Юрий СЕРЕДЮК

+   +   +

ВПЕРВЫЕ В РОССИИ!

Открылся факультет православной журналистики, аналога которому нет ни в одном учебном заведении мира. Это чудное событие совершилось в нынешнем году в РПУ (Российский Православный Университет) им. Иоанна Богослова, и теперь университет и Русская Православная Церковь могут считаться новаторами в деле журналистики.
До сих пор журналистика носила повсюду исключительно светский характер. Открыв свой факультет, Православная Церковь России создаст новое направление в данной профессии, что поможет Церкви обрести сильный голос, который будет услышан обществом. Теперь она сможет давать оценку всему происходящему в стране и за рубежом и открыто высказывать свое мнение, опираясь на выпускников университета. Замечательно, что это открытие факультета происходит накануне 2000-летия Рождества Христова - важнейшего события для истории человечества, о котором будет говориться долгое время. Выпускники журфака РПУ примут в этом самое живое участие.
Факультет открыт для всех желающих овладеть профессией журналиста, обучаясь у лучших преподавателей Москвы, а также стремящихся глубже познать русскую христианскую традицию.
Все вопросы по телефону:
281-77-49, 281-59-57, 238-10-71
Ю.М. БУЛГАКОВА

+   +   +

КТО ПОМОЖЕТ ВАЛААМСКОМУ МОНАСТЫРЮ?
Недавно я узнала из газеты "Русский Вестник", что по причине кризиса в стране и инфляции Валаамский монастырь не смог завести на остров продовольствие. Мало того, у них в этом году еще и неурожай картофеля и овощей. В середине ноября заканчивается навигация, и до мая с островом может быть только дорогостоящая связь вертолетом. Братия монастыря насчитывает 150 человек, но, помимо них, на острове живут 500 человек, и среди них 80 пенсионеров и 60 детей. Я этим летом побывала на Валааме и своими глазами видела, в каких тяжелых условиях живут и братия, и миряне. Ведь сейчас на острове работы для мирян почти нет. Но это не все проблемы Валаама. Электроснабжение и водоснабжение зависят от работы дизельной электростанции, и зимний запас топлива (400 тонн) также не завезен.
Дорогие братья и сестры! Помогите Валааму!
Когда мы привезли на Валаамское подворье в Москве продукты, нашей помощи были очень рады. И вот мы узнаем, что многомиллионный город не очень-то спешит на помощь.
Как правило, жертвователей очень мало и пожертвования скудные. И денег почти никто не жертвует. Когда мы сказали, что на такой-то базе есть дешевая мука, нам ответили, что покупать ее не на что. Да, сейчас очень тяжелое время для всех нас, но монастыри всегда существовали и существуют за счет пожертвований мирян, возвращая взамен свои молитвы. Вспомните слова великого апостола Павла: "Посему, страдает ли один член, страдают с ним все члены, славится один член, с ним радуются все члены. И вы - тело Христово, а порознь - члены".
Я призываю вас проявить христианское милосердие. Помогите Валаамскому монастырю! Господи! Спаси и сохрани Народ и Землю Русскую!
Раба Божия Ольга.
Адрес подворья Спасо-Преображенского Валаамского монастыря:
Москва, ул. 2-я Тверская-Ямская, 52 (м. "Белорусская")
Тел. 250-04-92, 251-59-05.

+   +   +

"К чему бы это? Что нас ждет?" В последнее время все чаще звучат тревожные вопросы и все больше звонков и писем, которые свидетельствуют о чудесных, необъяснимых явлениях. 1 сентября в церкви села Солонцовка Пензенской области замироточило сразу 17 икон. От искусствоведа Л.П. Князевой мы услышали подробный рассказ о том, что на изображении царской семьи во время крестного хода стали проступать пятна, похожие на кровь, а потом все ярче засияли нимбы над головами царицы и дочерей.
Секретарь Секретариата отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата отец Всеволод Чаплин на вопрос, что значат такие явления, ответил осторожно:
- Вряд ли можно говорить о твердой связи чудотворений с событиями в политической жизни. Хотя в последнее время Господь и Матерь Божия являют миру многие чудеса и знамения. Так, мироточение наблюдалось в одном из смоленских храмов, в Кафедральном Успенском соборе. А в дни великих испытаний Господь всегда посылает миру чудесные явления в знак своего покровительства.
Мы приводим один из многочисленных примеров, которые не столько поражают воображение, сколько обнадеживают и поддерживают в благих начинаниях.

ЧУДЕСНАЯ ФРЕСКА

Московскому Художественному академическому театру исполнилось 100 лет. Очень жаль, что эта дата стала поводом и для печальных размышлений: умеем ли мы беречь и сохранять то лучшее, что есть в нашей культуре? Стать центром юбилейных торжеств могла подмосковная Любимовка. Здесь находится музей-усадьба, неразрывно связанная с именем основателя МХАТа, Сергеем Константиновичем Станиславским.
Покровский храм является частью усадьбы, помнящей Сергея Константиновича. Он здесь вырос, мальчиком 14 лет сыграл свою первую роль на подмостках домашнего театра, а в храме Покрова венчался с актрисой Марьей Петровной Лилиной-Перевозчиковой. Хотя церковь считалась усадебной, она была открыта для всех крестьян окружных деревень.
За годы советской власти Любимовка пришла в запустенье. За ветхостью был разобран главный дом усадьбы, сгорела белая дача, а в храме было устроено общежитие, потом магазин, в алтарной части находилось отхожее место, дважды в храме происходил пожар, и к началу восстановительных работ храм представлял собой печальное зрелище. Логично было бы ожидать, что к 100-летию МХАТа музей-усадьба будет восстановлена, к тому же еще при прежних хозяевах были найдены предприниматели, готовые помочь возрождению Любимовки. Увы…
Храм Покрова предстал пред нами в том же виде, что и год назад. Интересно, куда же ушли все средства, выделенные на мхатовский юбилей? Очевидно, что только не на Любимовку.
На этот праздник Покрова Божией матери верующие молились в старом флигеле. Накануне их вновь предупредили, что до конца этого года они должны покинуть территорию усадьбы. Но все же прихожане верят: все, что невозможно людям - возможно Богу, который не оставляет их своей милостью. В начале восстановительных работ на старых стенах проявился лик Спасителя. Чудесная фреска бережно сохраняется верующими. Ведь это знак покровительства Господня! И другое событие было воспринято как добрый знак. Отец Дмитрий рассказал, как, разбирая печи, печник обнаружил крест. Он был весь покрыт сажей, но его возродили. Вот Господь какое знамение послал. А значит - храму быть!
Елена КОЗЕНКОВА


ВЛАДЫЧНЫЙ МОНАСТЫРЬ

21 ноября (4 декабря по новому стилю) Церковь отмечает Введение во храм Пресвятой Богородицы. Когда Марии исполнилось три года, Иоаким и Анна созвали в Назарет родственников и торжественно повели отроковицу в Иерусалим. Мария сама поднялась по ступеням храма…
В этот декабрьский день во Владычный женский монастырь идут многие родственники с детьми, чтобы поклониться главной святыне обители - иконе Введения.

В только что вышедшем путеводителе французского издательства "Ле Пти Фюте" о пустыни, основанной в XIV веке, и крепости, воздвигнутой Борисом Годуновым, сказано довольно странно: Владычный монастырь "имеет некоторую историческую ценность в архитектурно-историческом плане, но мы не советуем вам совершать туда отдельную экскурсию, потому что нынешний вид монастыря производит самое удручающее впечатление". А мы - советуем! Во-первых, по русской поговорке, свято место пусто не бывает, а, во-вторых, даже в кризисной России подобные описания - усилиями православных - быстро устаревают.
По человеческим меркам, говорят монахини, восстановление таких руин - это дело очень тяжелое. Здесь остается надеяться только на помощь свыше, на укрепление Матери Божией…
Неимоверны усилия и самой матушки Алексии. Она - местная, серпуховская, получила высшее музыкальное образование. Матушка слышит не только божественную музыку прошлого, но и угадывает стройную гармонию грядущего благолепия:
"Сестры обители сейчас занимаются сбором материала о почитании преподобного Варлаама. В смутное время атеизма сведения о его канонизации были утеряны".
Матушка Алексия много рассказывала о чудесах, творящихся у могилы преподобного Варлаама - строителя Серпуховского Владычного монастыря, стоя под строительными лесами. В 1806 году мужской монастырь был реорганизован в женский и уже к середине XIX века достиг своего наибольшего расцвета. Здесь было около четырехсот насельниц. Главные святыни монастыря были: чудотворная икона Введения и мощи преподобного Варлаама, первого строителя и настоятеля этого монастыря, которые находились под спудом.
Поток паломников был просто огромный. По консисторским записям здесь от трех до пяти тысяч паломников проходило за неделю. А в день раздавалось до четырехсот пузырьков масла от надгробия Преподобного Варлаама.
Сохранилось около двухсот чудес, записанных до революции о исцелениях, происходящих у надгробья преподобного Варлаама. И в наше время, с момента открытия монастыря, с того момента, как зажгли неугасимую лампаду над надгробием преподобного, уже совершилось около двенадцати чудес. Несколько из них причем имеют медицинское подтверждение.
Еще одно из подтвержденных чудес - возрождение самого монастыря, бескорыстная помощь порой неизвестных людей… Посетите заречную сторону Серпухова, перейдите через речку забвения, помолитесь иконе Введения, здешнему списку иконы "Неупиваемая чаша" и чем можете - пособите десяти насельницам монастыря и матушке Алексие!
Александр Александрович БОБРОВ