Русская линия

 

Русский дом, №12. Оглавление


Что пожелать правительству в новом году?
С.Ю. Глазьев, доктор экономических наук

Корреспондент:
Вспомним, что 17 августа произошло банкротство проводившейся макроэкономической политики, унесшее десятки миллиардов рублей населения, предприятий, банков. Многие заговорили о крахе российской экономики, бесперспективности рыночной реформы в нашей стране. Так ли это на самом деле? Как Вы оцениваете наше будущее?
- Крах спекулятивно-паразитической экономики, основанной на сооружении финансовых пирамид, казнокрадстве, внешних и внутренних займах, монополизации рынка криминальными структурами и воровстве, не был неожиданным ни для специалистов, ни для самих проводников либерально-радикального экономического курса. Специалисты еще за год до 17 августа 1998 г. предупреждали об этом власти, предлагали срочные меры для предотвращения обвала рынка государственных ценных бумаг. Однако руководители исполнительной власти никак на них не отреагировали и продолжали заявлять о финансовой стабилизации и прочности положения рубля вплоть до его обвала. Объясняется это сверхвыгодностью проводившейся экономической политики для финансовых спекулянтов, оказывавших серьезное влияние на принятие решений в правительстве и Центральном банке.
Доведя долю обслуживания государственного долга до трети расходной части бюджета, правящая олигархия фактически свела функции государства к выколачиванию налогов из производственной сферы и с населения для извлечения сверхприбылей через пирамиду гособязательств. Поражает масштаб перераспределения настоящих и будущих средств российских налогоплательщиков в карманы финансовых спекулянтов, достигавший 100 млрд. руб. (до 20 млрд. долл.) в год.
Этот механизм саморазрушения финансовой системы государства не мог поддерживаться долго и закономерно рухнул 17 августа, обесценив заодно (в очередной раз) сбережения населения, доверенные финансовым аферистам.
В то же время, несмотря на большие потери, финансово- экономический кризис открывает возможности для перехода к созидательной политике экономического роста, активизации конкурентных преимуществ российской экономики, восстановления здоровых мотивационных механизмов производительного труда и роста на этой основе общественного благосостояния.
- Что для этого требуется от правительства?
- Для этого необходимо прекратить поддержку и стимулирование финансовых спекуляций, создать условия для притока денежных средств в производственную сферу и трансформации сбережений в инвестиции, обеспечить низкие процентные ставки, восстановить государственный контроль над ценообразованием в естественных монополиях, защитить законно приобретенные права собственности, ввести в действие механизмы рыночной конкуренции.
Должен быть восстановлен принцип социальной справедливости в распределении национального богатства и дохода. Все формы экономического паразитизма: финансовые пирамиды, казнокрадство, присвоение государственного имущества, завышение цен и другие злоупотребления монопольным положением на рынке - необходимо решительно пресечь. Новое правительство обязано покончить с коррупцией, кардинально повысить качество и ответственность государственного управления.
- В общем, это понятно. Но достаточно ли этого для преодоления кризиса?
- В ситуации острого экономического и финансового кризиса правительство обязано принять все необходимые меры, чтобы обеспечить выживание населения, не допустить голода, массовой нищеты, замерзания жилых домов. Для этого надо мобилизовать находящиеся в распоряжении государства ресурсы: восстановить эффективное управление государственным имуществом, собрать в бюджет рентные доходы от эксплуатации природных ресурсов, акцизы на потребление алкоголя, доходы от эмиссии денег и других государственных монополий. Только на этой основе государство сможет обеспечить необходимый уровень бюджетных расходов, поддержание занятости и жизнедеятельности, гарантировать каждому гражданину России уровень минимального потребления.
У нас уже нет ни времени, ни ресурсов на продолжение социальных и экономических экспериментов. Восстановление научно-производственного потенциала страны и переход к экономическому росту надо вести с опорой на собственные силы, не рассчитывая на внешние займы и иностранную помощь. Экономическую политику государства пора подчинить национальным интересам, защите отечественных товаропроизводителей, задачам обеспечения высокой конкурентоспособности отечественных предприятий на мировом рынке.
- Как правительство это может сделать?
- Главная проблема заключается в том, что при объективном наличии возможностей для решения перечисленных задач правительство не располагает необходимыми для этого инструментами и ресурсами. Последние находятся в управлении других государственных организаций, неподотчетных правительству и фактически приватизированных своими руководителями: Центральном банке (денежная эмиссия, валютное регулирование, кредитная политика, платежные отношения), "Газпроме" (главный источник валютных поступлений и теплоснабжения), РАО "ЕЭС России" и др. Без восстановления централизованного управления всеми ресурсами, принадлежащими государству, реализация основных задач антикризисной программы окажется невозможной, а действия правительства в лучшем случае сведутся к полезным, но фрагментарным или второстепенным мерам.
- Не могли бы Вы более конкретно охарактеризовать перечень необходимых антикризисных мер?
- К первой группе мер относятся следующие.
Обеспечение устойчивости рубля, стабилизация его обменного курса:
централизация валютных резервов, введение ограничений на использование валютных счетов, формирование на этой базе валютных резервов страны в размере 20-30 миллиардов долларов, в том числе фонда критического импорта;
введение обязательной продажи валютной выручки экспортеров Центральному банку, в том числе в целях формирования государственного валютного резерва; ужесточение контроля и сокращение сроков репатриации валютной выручки от экспорта;
ужесточение валютного контроля за импортными операциями, решительное применение установленных санкций в отношении нарушений валютного законодательства, а также введение ограничений на приобретение иностранной валюты исключительно на цели оплаты импортных контрактов;
восстановление ограничений на вывоз капитала, принятие мер по ограничению ввоза спекулятивного капитала;
прекращение деятельности явных и скрытых оффшорных зон на территории России;
восстановление экспортного тарифа на вызов природного газа или введение госмонополии на этот вид деятельности с перечислением всей валютной выручки в государственный валютный резерв для финансирования импорта.
Регулирование цен с целью подавления их "взвинчивания" монополистами и устранение ценовых диспропорций:
"замораживание" цен на энергоносители, сырьевые товары и продукцию естественных монополий до выравнивания темпов их роста с ценами на готовую продукцию в течение последних лет;
резкое ужесточение антимонопольного регулирования торговли.
Преодоление бюджетного кризиса жизнеобеспечения:
перечисление всей прибыли Центрального банка в доход федерального бюджета;
введение реальной государственной монополии на оборот этилового спирта, спиртосодержащих растворов и алкогольной продукции;
восстановление кредитов Центрального банка на финансирование кассовых разрывов в доходах и расходах федерального бюджета в пределах установленных лимитов роста денежной базы;
немедленное погашение задолженности федерального бюджета по зарплате работникам бюджетной сферы и оборонных предприятий;
перевод в Федеральное казначейство всех государственных внебюджетных фондов;
усиление государственного контроля за деятельностью "Газпрома", РАО "ЕЭС России", других естественных монополий.
Без активных усилий государства по стимулированию производственных инвестиций, поддержке спроса на конечные изделия отечественного производства, стимулированию научно-технического прогресса, финансированию перспективных научных исследований преодолеть кризис невозможно.
Выход из кризиса в рыночной экономике всегда начинается с повышения инвестиционной и инновационной активности, устранения диспропорций в системе экономических оценок, обновления технологической базы производства, повышения его эффективности. Чтобы создать для этого условия, в нынешней ситуации разбалансированной экономики необходима соответствующая государственная политика. Основные направления такой политики и программа мер по ее реализации были предложены Советом Федерации в специальном постановлении "О программе стабилизации экономики и финансов Правительства Российской Федерации". Реализация этой программы позволит выйти на траекторию устойчивого развития с ростом валового внутреннего продукта не менее 5 % в год, инвестиционной активности - не менее 15 % в год, включая инвестиции в наукоемкую промышленность и новые технологии - до 20 % в год, заработной платы - на 12 % в год, повышения эффективности производства - не менее чем на 10 % в год.


Причисленны к лику святых

23-го (10-го) октября Русская православная церковь торжественно отметила день памяти Преподобного Амвросия Оптинского (1891).
Его Святейшество Патриарх Московской и всея Руси Алексий II посетил с двух-дневным пастырским визитом Ставропигиальный монастырь - Свято-Введенскую Оптину пустынь, - который находится недалеко от города Козельска Калужской области.
Предстоятель Русской церкви освятил новый монастырский храм во имя Владимирской иконы Божьей матери и отслужил в нем первую Божественную литургию. При огромном стечении паломников во вновь отстроенный храм были перенесены мощи недавно причисленных к лику святых Преподобных оптинских старцев, память которых теперь ежегодно и отмечается 24-го (11-го) октября.
Это событие имеет особое значение для осознания духовной роли старцев Оптинской пустыни в становлении русского монашества, в сохранении и развитии русского Православия.


ЭТОТ СОМНИТЕЛЬНЫЙ НОВЫЙ ГОД.

Как известно, в 1918 году в России был введен так называемый новый (григорианский) стиль, и все праздники и события стали отмечаться по нововведенному календарю. Так появился "Новый год" - в самое постное время, в последнюю неделю Рождественского поста. И старый "Новый год" - в ночь с 13 на 14 января. Совершенно очевидно, что эта реформа была антицерковной.
Автору статьи не раз приходилось слышать о том, что мы, православные, живущие по старому стилю, - отсталые люди, ведь весь мир давно живет по современному календарю. Обсуждение всех последствий этого сомнительного нововведения - тема отдельной статьи. Приведем определение Священного Синода Русской Православной Церкви от 17 февраля 1997 года:
"Свидетельствовать, что в нашей церковной и общественной среде юлианский календарь (старый стиль) отождествляется с частью национальной духовной традиции, приверженность которой стала нормой религиозной жизни миллионов людей. В связи с этим ясно заявить, что вопрос об изменении календаря в нашей Церкви не стоит".
Вернемся к частному случаю - празднованию Нового года. Появился этот праздник в России по прихоти Петра I. Именно он отменил патриаршество на Руси, желая усилить свою власть, именно он издал Указ о разглашении тайны исповеди, если этого требуют дела государства, т.е. призвал фактически осквернить Таинство Покаяния в угоду светским делам. Во времена Петра Новый год, как известно, наступал после поста, после Рождества Христова, но уже тогда этот праздник имел сомнительный смысл, нарушая традиционно сложившийся крестьянский земледельческий календарь.
Церковный Новый год - 1(14) сентября - день Церковного Новолетия, праздник сбора урожая, начало "бабьего лета". "Благослови венец лета благости Твоея, Господи, сохраняя в мире град Твой, молитвами Богородицы, и спаси ны", - так поем мы в этот день на службе в храме. А петровский Новый год не праздновал ничего, кроме астрономического факта нового месяца, но послужил прообразом зловещих реформ в русском календаре. Советский день Нового года, перенесенный на православный пост, придал этому "празднику" окончательный кощунственный смысл.
Что мы видим сегодня? 31 декабря начинается последняя неделя перед великим праздником Рождества Христова, это время покаяния, воздержания и молитвы. И вдруг посреди поста, по сложившейся "советской" традиции накрываются самые пышные, самые вкусные столы. Именно к Новому году во всех, даже в самых малообеспеченных семьях припасалось и выставлялось на стол самое-самое… Именно в Новый год вся страна с бокалами в руках объединялась в бездумном и неправедном ликовании…
Традиция эта столь прижилась, что, кажется, невозможно искоренить ее. Но сделать это необходимо, и начинать надо каждому в собственном доме. Пусть дом каждого из нас станет маленькой домовой церковью - домом Божиим! Так ли необходим в нашем доме этот неправославный Новый год? Донесем ли мы радость до Рождества Христова, не растратим ли ее понапрасну 31 декабря? Пройдет ли этот праздник безобидно для наших душ?
Пусть каждый ответит на эти вопросы самостоятельно. Но будем помнить народную мудрость: "Кому Церковь не мать - тому и Бог не Отец!"
Олег ЕФИМОВ