Русская линия

 

Русский дом, №12. Оглавление


Русский бисер

ПОДАРОК НА ВСЮ ЖИЗНЬ
С.Н. Кайдаш

К началу ХIХ века в России начался настоящий бисерный бум.
В деревнях бисер и стеклярус стали чуть ли не обязательным украшением народного костюма. Долгими вечерами крестьянки плели, низали, ткали, вышивали воротнички, делали бусы и ожерелья, украшали головные уборы, пояса, праздничные сарафаны, соперничая в скорости да в спорости. Недаром считалось, что "бороной да иглой деревня стоит".
В помещичьих усадьбах в специальных мастерских обучали рукоделию крепостных девушек. Помещичьи дочери и жены обычно вышивали основной узор, а фон выполняли крепостные мастерицы.
В городах, особенно в Москве, почти в каждом доме вышивали бисером, украшали рукоделием дома, делали друг другу подарки к праздникам и именинам. Семья собиралась в гостиной, читали вслух, музицировали, вели беседы, а женщины занимались рукоделием. Светские дамы, купчихи, горожанки, преуспевшие в этом искусстве, участвовали в отечественных и зарубежных выставках и получали награды. Богатая девица коротала время, а бедная зарабатывала на хлеб. Мастерство в рукоделии служило признаком хорошего воспитания и домашнего образования.
Не гнушались рукоделием и царственные особы. В хоромах на женской половине в специальной светлице изготовляли церковную утварь, подчас очень высокого качества; из мирских вещей любили расшивать вошвы - бархатные и атласные платки, украшали бисером дамские шапочки, башмачки и многое другое.
Но настоящими центрами рукоделия были женские монастыри. Здесь готовили убранство для церквей, одеяния священнослужителей расшивали золотом, шелком, серебром, каменьями, а иконы, выполненные лицевой гладью, с жемчугами и бисером, соперничали с иконами писаными.
Монахиням-рукодельницам доверяли и богатые модницы, и государственные мужи, украшавшие шитьем свои мундиры. Монахини занимались благотворительностью, особенно детской: создавали приюты, обучали грамоте, пению и рукоделию, давали девочкам-сиротам ремесло в руки. В ХI веке в Киеве внучка Ярослава Мудрого Анна-Янка основала при монастыре первую на русской земле школу для послушниц. Веками монастыри собирали и хранили разнообразную технику рукоделия. Благодаря им мы можем любоваться прекрасными произведениями искусства - иконами, патриаршими облачениями, царскими одеяниями в Оружейной палате Московского Кремля и других музеях страны.
В последние годы многие потянулись к Церкви, крестят детей, покупают иконы, молитвословы, лампады; молодежь венчается. Предлагаем вспомнить старину и своими руками украсить предметы церковного предназначения. Есть разные приемы низания бисера и стекляруса, вышивки и ткачества, с помощью которых можно украсить оклады для икон, оплести флаконы для лампадного масла, коробочки для ладана, сделать закладку для библии, подвеску для крестика или ладанки и повесить в изголовье кроватки малыша. Без больших затрат вы можете приготовить подарки для родных и близких к крестинам, первому причастию, именинам, Рождеству, Пасхе. Хороший подарок от крестин матери - украшенный ею и освященный в церкви оклад иконы для благословения молодых; свекровь может украсить для венчания иконы Спасителя и Богородицы. Это достойные подарки и вдвойне приятные, потому что выполнены своими руками.
1."Евангиле, шкатулки для ладана, крестики". Т. Канурская М. Куликова. Т. Шабловская.
2."Спаситель". Фриволите, золотая нить. Жемчуг. Бисер. Т. Канурская. Т. Шабловская.
3."Корсунская Божия Мать". Фриволите, золотая нить, камни, бисер. Т. Шабловская.
4."Ладанки". Т. Канурская.
5."Пасхальные яйца" и крестик.
6.Бабочки. Коллектив учащихся преподавателя Л. Маркман.


ЦАРЕВНА-РУКОДЕЛЬНИЦА

В середине прошлого века историков России взволновало открытие, сделанное в Оксфорде. При разборе бумаг английского посольства в Московии 1619 года была найдена записная книжка священника Ричарда Джемса; в ней оказались шесть неизвестных лирических песен - ценный памятник русской народной поэзии XVI-XVII столетий.
Две из них посвящены дочери Бориса Годунова Ксении, чья судьба не могла не волновать современников. В первой плененная "белая перепелка" - образ страдающей царевны - горюет о разорении гнезда, о сгоревшем дубе, вторая - плач Ксении: "А сплачетца на Москве Царевна, Борисова дочь Годунова: ино Боже, Спас милосердой, за что наше царство загибло, за батюшково ли согрешенье, за матушкино ли немоленье?.."
…Убил или не убил Борис царевича Дмитрия, об этом историки спорят до сих пор, но несомненно, что призрак умершего наследника явился царю в образе Самозванца и привел к гибели его самого. Воеводе Мстиславскому, посланному во главе войска против Лжедмитрия, Годунов обещал дочь Ксению в жены, а в приданое - Казань и Сибирское царство. Однако воевода потерпел поражение. 13 апреля 1605 года Борис внезапно скончался. А через два месяца его сын Федор, наследник престола, и вдова Мария Георгиевна были убиты боярами на глазах Ксении. Самозванец, наслышанный о ее красоте, велел оставить Ксению в живых, "дабы лепоты ея насладитися". Народу было объявлено, что Годуновы отравили себя ядом.
Писатель XVII века И.М. Катырев-Ростовский оставил выразительное описание: "Царевна же Ксения, дщерь царя Бориса, девица сущи, отроковица чюдного домышления, зелною красотою лепа, бела велми, ягодами румяна, червлена губами, очи имея черны великы, светлостию блистаяся… бровами союзна, телом изобилна, млечною белостию облиянна, возрастом ни высока ни ниска, власы имея черны, великы, аки трубы, по плещам лежаху". Ксения была не только красива, но и "во истину во всех делах чредима", знала грамоту - в то время для женщины редкость необычайная, отличалась музыкальностью: "Гласы воспеваемые любезне желаше". Но была на Руси еще одна сторона женского образования, которая почиталась главной в воспитании будущей матери и жены, - рукодельное искусство. Им Ксения владела в совершенстве. В ту пору лицевое шитье по роскоши, богатому орнаментированию камнями, жемчугом, серебряными и позолоченными дробницами (пластинки с узорами или изображениями) приближалось к ювелирному искусству. Работы Ксении (монастырское предание определенно утверждает ее авторство) хранятся в Троице-Сергиевой Лавре скоро уже четыре века.
В 1601 году Ксению сватали за герцога Иоанна, брата датского короля Христиана IV. У гробницы Сергия Радонежского она молилась о своем счастье и поэтому вышила на покровце в его изголовье рублевскую "Троицу". Вторая ее работа - так называемая одежда на жертвенник - изображает сидящего на троне Христа, у ног Спасителя Сергий и Никон Радонежские, а справа и слева от трона - Богородица и Иоанн Предтеча, святой покровитель ее жениха. Могла ли предполагать царевна, какой скорбный удел ждет ее?..
В сентябре 1602 года датский герцог Иоанн, прибывший в Москву с многочисленной свитой, внезапно заболел горячкой, и через несколько дней Годунов пришел к дочери со словами: "Твое счастье и мое утешение погибло". Ксения осталась невестой-вдовой. Лжедмитрий, короновавшись, принудил ее стать наложницей. Воевода Мнишек, отец Марины, был этим весьма недоволен, велел "остерегаться всяких поводов и отослать ее подале". Лжедмитрий ослушаться не посмел: Ксению постригли в монахини под именем Ольги и сослали в дальний монастырь на Белоозере, где провела последние годы жизни знаменитая рукодельница Ефросиния Старицкая. В ее мастерской вышивались иконы.
В 1606 году Лжедмитрия убили, Шуйский, чтобы украсить правление жестом великодушия, приказал перенести останки Годуновых и похоронить по царскому чину в Троице-Сергиевом монастыре. Следом за похоронной процессией ехала монахиня Ольга (Ксения), "причитала и голосила".
После похорон Ксения поселилась неподалеку от Троице-Сергиевой Лавры, вместе с ней оказалась одна из жертв ее отца - ливонская королева Мария Владимировна, внучка Ефросинии Старицкой. Борис и представить не мог, что его любимая дочь будет делить монастырскую крышу с заживо им похороненной правнучкой Ивана III.
Чудом сохранилось письмо Ксении 1609 года из осажденного монастыря: "… с часу на час ожидаем смерти, потому что у нас в осаде шатость и измена великая. Да у нас же за грех за наш моровая поветрея…" После снятия осады в начале 1610 года она переехала вместе с ливонской королевой в Новодевичий монастырь. Вскоре казаки "…Ивашка Заруцкий с товарищами Девичий монастырь взяли… Церковь Божию разорили и черниц… на которых прежде взглянуть не смели, ограбили донага, а других бедных черниц и девиц грабили и на блуд брали", - говорится в грамоте того времени.
В 1622 году на сорок первом году жизни Ксения скончалась. Родилась она при Иване Грозном, а умерла, когда в России начали править Романовы.
Трагическая ее судьба волновала многих художников и писателей. Ксения стала героиней трагедии Пушкина "Борис Годунов". Анна Ахматова в набросках книги о Пушкине замечала, что в Ксении, как в Ленском из "Онегина" и Командоре из "Каменного гостя", Пушкин воплотил дорогую ему мысль о "загробной" верности. В одной из центральных сцен трагедии Ксения целует портрет жениха, отвергая утешения близких: "Я и мертвому буду ему верна"


СПАСИБО ЗА ОТКРОВЕННОСТЬ, МИСТЕР ТОПОЛЬ!

Опубликованное в "АиФ", № 38 письмо Эдуарда Тополя Борису Березовскому получило в нашем обществе заметный резонанс. Отклики на него были напечатаны и в той газете, где оно было обнародовано, и в других периодических изданиях, и по его поводу было много разговоров. Оно и вправду очень интересно и вполне заслуживает того внимания, которое было к нему проявлено. Я бы сказал даже сильнее: это ценный документ, сообщающий нам многие важные вещи. Ценность письма заключается в том, что его автор в своем публицистическом задоре проговаривается, проливая свет на такие предметы, о которых люди его лагеря предпочитают помалкивать. Конечно, он не называет вещи своими именами, но расшифровать смысл сказанного совсем не сложно.
В письме есть фраза, вынесенная газетой в заголовок: "Возлюбите Россию, Борис Абрамович!" Она сразу же настораживает. В обычном понимании любовь к России (как и ко всякой другой стране) означает желание в ней жить, видеть милые сердцу ее пейзажи, дышать ее неповторимым воздухом, слышать вокруг себя ее несравненный язык. Но призывающий к любви Тополь уехал из России и поселился в Америке, а призываемый к ней Березовский живет здесь. Следовательно, слово "любовь" имеет в данном случае какое-то иное значение. Когда вчитываешься в текст, оно начинает мало-помалу проясняться. Любовь тут трактуется по Остапу Бендеру, который сказал богачу Корейке: я хочу, чтобы вы полюбили меня и в знак своей любви подарили мне один миллион рублей. Только Тополь просит не от своего лица, а от лица бедных и неимущих русских людей, и просит не один миллион, а много миллиардов. Свою просьбу подать русским милостыню он , как и Остап, подкрепляет угрозой: если вы не сделаете этого, то... У Бендера этим "то" было разоблачение махинаций подпольного миллионера перед правосудием, у Тополя им являются еврейские погромы. Значит, Тополь требует от Березовского не любви к России и ее населению - это просто фигуральное выражение, - а определенного поступка, благотворительной акции.
Кто-то скажет: ну хорошо, пусть это будет не дар любви, а гуманитарная помощь, оказанная с определенным расчетом; все равно это будет хорошо для нас. Никогда с этим не соглашусь! Специалисты по мировой экономике считают, что плодороднейшую Африку сделала "голодным континентом" именно гуманитарная помощь, которая парализовала там развитие собственного производства и выработала в правящих кругах психологию попрошаек. Человек, и в правду любящий Россию, дал бы Березовскому совсем другой совет: ни в коем случае не раздавать деньги нищим, а вложить их в такие программы, которые укрепят российскую экономику. Тополь такого совета не дает, хотя он так и напрашивается. Почему? По той причине, что у него другие критерии, и по этим критериям именно раздача денег нищим есть оптимальное поведение для богатых российских евреев: во-первых, она не приведет к замедлению выгодного для них процесса превращения России в страну "третьего мира", а, во-вторых, создаст вокруг них ореол благодетелей и уменьшит вероятность того, что евреев станут у нас бить. Не знаю, посчитает ли Березовский этот совет мудрым, но, публикуя его в газете, Тополь явно перемудрил, допустив утечку информации стратегического характера.
Еще один прелюбопытнейший момент письма состоит в том, что на его протяжении Тополь употребляет в качестве синонимов три различные словесные формы: "мы", "евреи" и "наш народ" (т.е. еврейский народ). Сначала это кажется естественным, ибо по законам литературы повторять все время одно и то же слово не полагается. Но когда вдумаешься глубже, начинаешь понимать, что эти термины не являются равнозначными.
Два разных слова называются синонимами, если в любом тексте одно из них можно заменить другим, и при этом истинность (или ложность) текста не пострадает. Возьмем такое высказывание Тополя: "Впервые за тысячу лет с момента поселения евреев в России мы получили реальную власть в этой стране". Заменить тут "мы" на "еврейский народ" нельзя: ведь власть в России принадлежит не еврейскому народу, в котором есть такие же бедные и обездоленные, как и в любой другой нации, а евреям-олигархам. Но тогда опять непонятно, почему Тополь употребляет здесь слово "мы" - он же не олигарх! Он не говорит Березовскому, Гусинскому и другим миллиардерам "давайте скинемся, чтобы помочь русским", он говорит им "скиньтесь", подчеркивая этим, что сам он не входит в их финансовое братство. Тем не менее он объединяет себя с ними словом "мы". Но если "мы" - не еврейский народ и не евреи-олигархи, значит, существует какое-то иное братство, куда наряду с богатыми евреями входит небогатый Тополь, и оно-то и установило наконец свою власть и над Россией. Именно вхождение в это не просто денежное, а какое-то более широкое, скорее всего идейное братство, и дает Тополю право разговаривать с магнатом Березовским как с равным, и даже несколько свысока. Какова же идейная основа этого таинственного братства, какие цели оно перед собой ставит, чему служит?
Тополь проговаривается и об этом. Выступая от имени этого братства, он в одном месте говорит, что его целью является "вывести народы мира из язычества и варварства в мир десяти заповедей", а в другом - что цель состоит в приобщении народов к "цивилизации". Поскольку эти два высказывания несовместимы, ибо то, что именуется сегодня "цивилизацией", отменяет и "не убий", и "не укради", и "не прелюбодействуй", делая положительными героями киллеров, грабителей и проституток, одно из них непременно должно быть ложным. Какое именно - долго думать не приходится: из язычества и варварства народы две тысячи лет назад вывело отвергнутое евреями христианство, и если люди снова одичали, им следует возвратиться не к Ветхому завету с его десятью заповедями, а к Новому завету с его единственной заповедью любви. Следовательно, подлинной целью братства по методу исключения является "приобщение народов к цивилизации". Из письма Тополя можно понять, что этой миссией занимается сравнительно узкий круг посвященных, входящих как бы в некий привилегированный клуб, где все друг с другом на "ты", ибо все служат общему великому делу.
Что это за дело, православным людям хорошо известно. Под "цивилизацией" понимается грядущий "новый мировой порядок", при котором человек должен стать "экономическим животным", легко управляемым с помощью денег и массмедиа. Этот "порядок" будет не чем иным, как подготовкой к воцарению на земле антихриста. Тополь приоткрыл нам тот секрет, что евреи играют в этой подготовке ведущую роль.
Впрочем, это давно уже секрет Полишинеля. Но ценно то, что его публично подтвердил именно еврей: ведь когда об этом говорит русский, его сразу же обвиняют в "зоологическом антисемитизме", а здесь этого не сделаешь.
Конечно, большинство этнических евреев не входит в клуб антихриста, но на них все равно падает недовольство прозревающих масс. Поэтому заботу Тополя о "нашем народе" можно понять. Но оградить еврейский народ от неприятностей члены клуба должны не тем способом, который предложил Тополь. Им нужно не раздавать подачки, а перестать делать свое черное дело.
Аналитическое товарищество "Русского Дома"