Русская линия

 

Русский дом, №12. Оглавление


Уважаемый Александр Николаевич!
Я постоянный зритель и читатель "Русского Дома". С огромным уважением отношусь к Вам и людям, работающим с Вами. Но меня удивляет Ваше молчание насчет русских земель, подаренных Лениным-Сталиным Казахской АССР, впоследствии ССР и сейчас находящихся в составе "суверенного" Казахстана. Эти земли вошли в состав Руси в 1589 году, когда казахов там еще в помине не было. Позволю себе напомнить, что Крым был присоединен к России почти двести лет спустя - в конце XVIII века, но крымский вопрос вы в своих публикациях поднимаете очень часто. Допускаю, что замалчивание этой проблемы происходит из-за отсутствия информации, поэтому, набравшись смелости, написал после поездки в Сибирь первую в своей жизни статью и посылаю ее в "Русский Дом".
С уважением, Петр Иванович КОНИК.

Сумрачный край

Ехал я на малую родину по прискорбному событию - на похороны отца. Сначала самолетом до Омска, оттуда пять часов поездом до Петропавловска. Питер, Петропавловск - бывший уездный городок; стал областным центром после передачи части Юго-Западной Сибири Казахстану в 1924 году. Население, по переписи 1998 года, - 241 тысяча человек. Казахов - 9 процентов в городе и 14 процентов по области.
Выхожу из вагона. К поезду бегут люди. Кто на посадку, кто предлагает проезжающим нехитрый завтрак - горячий картофель с солеными огурцами, для любителей экзотики - казахский кумыс, кто продукцию находящихся в коматозном состоянии бывших заводов ВПК: велосипеды, тележки для перевозки ручной клади, бытовые мелочи. Тут же извозчики предлагают свои услуги. Сторговался доехать до Славянки за двести рублей - сумма вполне сносная, если учесть, что расстояние до моей забытой окраины - 180 километров.
Валера, так звали извозчика, тридцати пяти-сорока лет, уставший от жизненных трудностей (попробуй поживи под властью баев), разговором отвлекал меня от мыслей о постигшем несчастье. Валера не работает уже 5 лет, живет с семьей за счет извоза, благо во времена Союза успел приобрести "пятерку", латает ее и зарабатывает на хлеб. На жизнь особо не жалуется, многие живут и похуже. Работы в городе нет, производство стоит (почти все заводы здесь были военными). На госслужбу русским устроиться почти невозможно, все начальники - казахи, берут только своих. Народ перебивается как может, приторговывает на рынке, занимается контрабандой мяса в Россию; многие присваивают, что плохо лежит. Если есть возможность, бегут кто куда: в Россию, Германию, Польшу. Вот и Валера собирается, куда именно, еще не решил. "Да и какая разница? Куда ни поедь, все одно в чужие края попадешь". Но и здесь оставаться нельзя. С каждым годом Назарбаев все туже закручивает гайки, вытесняя русских за пределы "суверенного" Казахстана. Хотя низшим слоям казахов жить, может, и потруднее. "Это же их, казахская, земля, - сочувственно рассуждает Валера,-значит, надо ехать к себе, на русскую". Мои аргументы, - что до прихода в эти края великого Ермака Тимофеевича казахами тут и не пахло, а жили здесь сибирские татары (которых сейчас почти не осталось) и что эти земли до революции входили в состав Омского генерал-губернаторства, и что русских здесь даже сегодня раза в три больше, чем казахов, и если уж стоит вопрос о переезде, то пускай они уезжают, - на Валеру впечатления не произвели. "Это ты так рассуждаешь, живя в России. Поживи здесь - узнаешь что и как".
К сожалению, у русских в Казахстане (а русскими называют здесь еще и украинцев, белорусов, немцев, поляков - в общем, всех представителей европейских национальностей, как оно и есть на самом деле, ибо по духу все они русские), укоренилось мнение, что земля эта казахская и что они здесь не хозяева. Этот тезис внедряется в сознание русских казахстанцев с начала перестройки и дает свои плоды. Если в начале девяностых русские говорили, что в случае чего смогут быстро навести порядок, то сегодня у тех, кто еще не уехал, чемоданное настроение.
Подпрыгивая на колдобинах,"Жигуленок" везет нас по некогда оживленной автотрассе. Справа и слева полупустые русские поселения (казахских аулов в тех местах почти нет) с засеянными полями. Попадаются изредка и стада скотины. До самой Славянки я не увидел ни одного не засеянного поля, пока не начались казахские аулы. Казахи сеют гораздо меньше русских и как следствие материально обеспечены хуже. Хотя среди них тоже есть такие, кто старается не отстать, трудится в поте лица, но их значительное меньшинство.
Приближаюсь к родному дому. Машина выехала из-за леса, и открылась печальная картина. Трудно узнать в этом поселении Славянку. То здесь, то там голые стены-развалины, торчат печи, огороды пусты, дороги заросли травой. Пейзаж - как в послевоенных фильмах.
В селе сейчас живет 41 семья. Больше половины переехали из ближних аулов, казахи. Русские разъехались кто в Петропавловск, кто в Кокчетав, а кто и в России пробует новую жизнь наладить. В пустые добротные дома с палисадниками и ухоженными огородами переезжают аульские казахи. Пожив 2-3 года в доме, развалив его, переезжают в соседний, благо пустых домов предостаточно. И вот уже в новом палисаднике пасутся овцы и новый огород зарос сорняками. Правда, между русскими и казахами отношения дружеские, мирные. Ссор на национальной почве не бывает. Да и ссориться не из-за чего. Надо иметь в виду, что северные казахи сильно отличаются от южных, можно сказать, это совсем другой народ, дружелюбный, гостеприимный, всегда готовый прийти на выручку в трудную минуту, поделиться тем, что есть.
В бытность социализма тут было отделение совхоза, два года назад совхоз приказал долго жить, и земли нашей Славянки отошли в "удел" к бывшему директору Ивану Карловичу Шолю, который руководил хозяйством около четверти века. Немец по национальности, сильный хозяйственник и труженик, он тянул совхоз до последней возможности и сейчас умудряется сеять зерновые почти на всей посевной площади, давая работу трудоспособному населению и рассчитываясь за труд зерном, сеном, комбикормом, т. е. своей же продукцией.
Вообще основой экономики Юго-Западной Сибири (которую упорно именуют Северным Казахстаном) всегда было сельское хозяйство. Сейчас структура его сильно изменилась. Животноводством почти не занимаются - невыгодно, осталось полеводство. Но много скота разводят в личных хозяйствах. Осенью сдают на мясо, в остальное время идет обмен со спекулянтами-барышниками. Магазинов в небольших селениях уже нет, и обмен с "коммерсантами" - единственный способ приобрести необходимые для дома "продукты цивилизации".
В духовном отношении народ совсем безграмотный, советское безбожие сменилось полной бездуховностью. Очень активно ведут себя католики, опирающиеся на местных поляков и немцев. Приезжие из Польши и Германии ксендзы строят молельные дома и костелы, привозят и раздают гуманитарную помощь. Горестно видеть малочисленность и пассивность православных приходов. Не видно и мусульманских мулл, хотя Казахстан в общественном мнении усиленно причисляют к исламскому миру.
Наше село - православное по всем законам, выходцы из Малороссии основали Славянку в XIX веке. Сейчас здесь живут их потомки, которым пристало исповедовать православие, да вот беда - за время воинствующего безбожия позабыли, как это делается, а узнать, при всем желании, проблематично - до ближайшего православного храма в Кокчетаве около 100 километров. С кем ни разговаривал, все считают, что Бог и вера должны быть в душе и совсем не обязательно креститься, читать молитвы и ходить в храм. Но детей крестят. Не в православных храмах, до которых не добраться, а в католических костелах, которые как грибы после дождя выросли в соседних польских и немецких селах. Считают, что все веры правильные (и мусульманская), верят в Бога, а в какого, этим вопросом не задаются. Различия между православием, католичеством и протестанством не знают и знать не желают. От невежества рождаются поступки, граничащие с еретичеством и сектантством. Вот сидят, как положено, возле покойного моего отца пожилые женщины, знают, что нужно молить Господа нашего об упокоении души усопшего, но не знают как. "Давайте, как в Степном, будем читать то-то", - говорит бабулька. Другая возражает: "Нет, давайте как в Мире". При этом забывают, что оба села католические, одно польское, другое немецкое. В селе ни одного молитвенника, а наизусть никто ничего не помнит, кроме "Отче наш". Наконец нашли компромисс: "Давайте как в Заградовке, там всю ночь песни поют". Заградовка - старое русское село, основанное в XVII веке казаками войска Сибирского. И начали петь. Вы думаете, церковные, религиозные молитвы? Лирические песни с упоминанием имени Господа Бога, привезенные с собой нашими предками и сохранившиеся в памяти народа. Так и пропели две ночи.
Если бы вы видели, с каким благоговением эти бабушки, да и не только они, но и их дети, внуки слушали священника, привезенного из кокчетавского храма для отпевания усопшего, который после обряда погребения читал им проповедь! Еще бы - это был первый православный священник, ступивший в село после закрытия церкви в 1920 году. Вот и встает вопрос: где вы, православные миссионеры? Почему не идете в народ, на окраины земли Русской? Почему действуете только в границах нынешней России? Или вы тоже считаете, что Юго-Западная Сибирь - земля казахов и русские, живущие там, должны уехать с этой земли?
После похорон я пробыл дома еще недели две, помогал матери по хозяйству и по вечерам беседовал с соседями-казахами. Из бесед выяснил, что они настроены так же, как и я. Не понимают, зачем нужна новая столица, не лучше ли было направить эти деньги в разрушенную экономику или социальную сферу. Ведь электроэнергию дают только по 2-3 часа в сутки. Рейсовые автобусы не ходят, не на чем добраться в районный и областной центр. В районе осталось только две 10-летние школы. В мелких селах школы вообще не финансируются и существуют за счет родителей. Больницы сохранились только в районных и областных центрах, зимой за 80-100 км при занесенных снегом дорогах туда не доберешься. В деревнях осталось по одному трактору, да и для того не всегда есть солярка. С пониманием казахи отнеслись и к моему негодованию по поводу переименования сел и городов на казахский лад: все, с кем приходилось беседовать, признают, что, если бы не русские казаки, спасшие их предков от воинствующих джунгар, не было бы сейчас их народа. Понимают они и опасность, какую таит в себе восточный сосед, чувствуют угрозу постепенной китаизации и ассимиляции своего народа. Сильна ностальгия по сильному, могучему Советскому Союзу, где они, как и другие народы, имели огромные материальные выгоды. Аксакал, участник ВОВ, сказал мне: "Не верьте этому хитрому южному казаху, который по телевидению на русском языке распинается в дружбе и любви к русским, - на казахском он говорит противоположное, называет русских оккупантами, которых нужно выжить из Казахстана, а оставшихся сделать батраками". Низы казахского народа хоть сейчас готовы войти в состав России, ведь прожили сколько веков рядом без всяких межнациональных конфликтов. Период оголтелого сепаратизма и шовинизма у казахов проходит, возобладало чувство реальности. Они понимают, что объединения не хотят верховные властители обеих стран: Назарбаев сейчас единоличный "хан", пускай слабого, бедного народа и полупустых территорий, но ему легче обогащаться за счет этого народа, обладая бесконтрольной властью. Ельцину, может, и хотелось бы остаться в истории не только могильщиком великого государства, но и созидателем великой России, но это не входит в планы его "друзей" и покровителей за рубежом и всевластных советников, которым не нужна сильная Россия.
Обратно в Москву я ехал мимо казахских аулов, перемешанных с русскими селами. Поля почти везде не засеяны, попадаются стада коров, отары овец, табуны лошадей, но в незначительном количестве. В аулах неприкрытая нищета. В Кокчетаве перед указателем в "Омбы" (именно так написано при выезде на автодорогу, ведущую в Омск) мы с братьями заехали на рынок запастись водой в дорогу. Покупали воду у пожилой казашки; на мой вопрос, не жалеет ли она об уничтоженном Союзе, услышал привычную брань в адрес всех начальников как в Казахстане, так и в России, и закончила женщина в сердцах: "Раньше мы презирали и смеялись над цыганами, которые спекулировали, сейчас из нас самих сделали спекулянтов".
Ехали в Омск ночью, чтобы успеть к утреннему самолету. Тьму прорезали лишь фары автомобиля. Села, аулы, деревни не освещались, не горели окна в домах. Суверенный Казахстан был погружен в первобытную тьму. Вдруг впереди заблестели полосой веселые огоньки. "Это Россия начинается, подъезжаем к границе",- пояснил брат. Вот так, в прямом и переносном смысле, мы выехали из тьмы на свет. В данное время, какие бы трудности ни стояли перед Россией, Казахстан - это тьма по сравнению с нашей страной, где еще теплится надежда на национальное и государственное возрождение.


ТОРОПЛИВЫЕ ВЫБОРЫ

В Казахстане нежданно-негаданно под всеобщее ликование всего казахского народа в январе должны проходить выборы президента. Нынешний президент Нурсултан Назарбаев дал свое добро. А бывшего премьер-министра обвинили в махинациях. Что об этом думает директор института стран СНГ Константин Федорович Затулин.
Прежде всего хочу оправдать казахский народ. Казахский народ, в большинстве своем, кстати говоря, европеизированный и русскоязычный, за все эти годы не имеет, конечно, прямого отношения к тому, что делает с Казахстаном элита, возглавляемая президентом Назарбаевым. В недавнем визите в Казахстан президент был похож на постоянно падающую Пизанскую башню. Хочу заметить, что этот визит в Казахстан сыграл самую черную роль с точки зрения внутренних процессов в Казахстане, где в очередной раз был разыгран фарс. Фарс состоял в том, что президент, который никогда не избирался, так как должен был избираться, президент Назарбаев протащил через парламент решение о досрочных выборах 10 января следующего года. Сделано это по одной причине: власть его тает, рейтинг, как сейчас говорят, падает. И он, наблюдая за тем, что происходит в России, понимает, что приход в России к власти людей сколько-нибудь понимающих национально-государственные интересы, может привести к тому, что многие проблемы могут теперь оказаться во главе угла в наших отношениях. Поэтому он торопится. У него срок полномочий истекал в 2000-м году, полномочий, которые он сам себе назначил. Он торопится провести досрочные выборы и провести, по существу, очередной раз выборы без выборов.
Я напомню, в 1991 году выдвигался единственный альтернативный кандидат, который после милицейской провокации не смог зарегистрироваться и состоялись безальтернативные выборы. В 1995 году вообще не было выборов, а был так называемый референдум по продлению полномочий, когда приняли решение якобы чуть ли не большинством народа, а как это происходит, - мы знаем по собственным выборам. И в результате полномочия были продлены до 2000-го года. То, что президент Ельцин подписал с Назарбаевым документ о сотрудничестве до 2007 года означает, что он, по существу, подписал договор с тем, кого хотел бы видеть в этом качестве. Но будет ли Ельцин сам до 2007 года? Думаю, никто в России в это не верит! Бывший премьер Казахстана ушел в прошлом году в отставку по традиционной для наших государств причине; интересы премьера столкнулись с интересами семьи самого президента Назарбаева. Речь идет о Кажегельдине, который вырос в альтернативного кандидата. Не хочу сказать - единственного, но имеющего, пожалуй, наибольшие шансы, как человек достаточно влиятельный, в том числе - в нынешней партии власти. И представьте себе, что этого наиболее влиятельного кандидата сейчас отстраняют от участия в выборах на том основании, что он принял прежде участие в создании еще пока не зарегистрированной организации "За честные выборы". За то, что Кажегельдин приложил руку к созданию организации, его оштрафовали на 10 окладов, а на том основании, что оштрафовали - уже есть причина для того, чтобы его не регистрировать.
Выборы в Казахстане опять могут стать безальтернативными.