|
Уважаемый Александр Николаевич!
Я постоянный зритель и читатель "Русского
Дома". С огромным уважением отношусь к Вам и
людям, работающим с Вами. Но меня удивляет Ваше
молчание насчет русских земель, подаренных
Лениным-Сталиным Казахской АССР, впоследствии
ССР и сейчас находящихся в составе
"суверенного" Казахстана. Эти земли вошли в
состав Руси в 1589 году, когда казахов там еще в
помине не было. Позволю себе напомнить, что Крым
был присоединен к России почти двести лет спустя
- в конце XVIII века, но крымский вопрос вы в своих
публикациях поднимаете очень часто. Допускаю,
что замалчивание этой проблемы происходит из-за
отсутствия информации, поэтому, набравшись
смелости, написал после поездки в Сибирь первую в
своей жизни статью и посылаю ее в "Русский
Дом".
С уважением, Петр Иванович КОНИК.
Сумрачный край
Ехал я на малую родину по прискорбному событию -
на похороны отца. Сначала самолетом до Омска,
оттуда пять часов поездом до Петропавловска.
Питер, Петропавловск - бывший уездный городок;
стал областным центром после передачи части
Юго-Западной Сибири Казахстану в 1924 году.
Население, по переписи 1998 года, - 241 тысяча
человек. Казахов - 9 процентов в городе и 14
процентов по области.
Выхожу из вагона. К поезду бегут люди. Кто на
посадку, кто предлагает проезжающим нехитрый
завтрак - горячий картофель с солеными огурцами,
для любителей экзотики - казахский кумыс, кто
продукцию находящихся в коматозном состоянии
бывших заводов ВПК: велосипеды, тележки для
перевозки ручной клади, бытовые мелочи. Тут же
извозчики предлагают свои услуги. Сторговался
доехать до Славянки за двести рублей - сумма
вполне сносная, если учесть, что расстояние до
моей забытой окраины - 180 километров.
Валера, так звали извозчика, тридцати пяти-сорока
лет, уставший от жизненных трудностей (попробуй
поживи под властью баев), разговором отвлекал
меня от мыслей о постигшем несчастье. Валера не
работает уже 5 лет, живет с семьей за счет извоза,
благо во времена Союза успел приобрести
"пятерку", латает ее и зарабатывает на хлеб.
На жизнь особо не жалуется, многие живут и похуже.
Работы в городе нет, производство стоит (почти
все заводы здесь были военными). На госслужбу
русским устроиться почти невозможно, все
начальники - казахи, берут только своих. Народ
перебивается как может, приторговывает на рынке,
занимается контрабандой мяса в Россию; многие
присваивают, что плохо лежит. Если есть
возможность, бегут кто куда: в Россию, Германию,
Польшу. Вот и Валера собирается, куда именно, еще
не решил. "Да и какая разница? Куда ни поедь, все
одно в чужие края попадешь". Но и здесь
оставаться нельзя. С каждым годом Назарбаев все
туже закручивает гайки, вытесняя русских за
пределы "суверенного" Казахстана. Хотя
низшим слоям казахов жить, может, и потруднее.
"Это же их, казахская, земля, - сочувственно
рассуждает Валера,-значит, надо ехать к себе, на
русскую". Мои аргументы, - что до прихода в эти
края великого Ермака Тимофеевича казахами тут и
не пахло, а жили здесь сибирские татары (которых
сейчас почти не осталось) и что эти земли до
революции входили в состав Омского
генерал-губернаторства, и что русских здесь даже
сегодня раза в три больше, чем казахов, и если уж
стоит вопрос о переезде, то пускай они уезжают, -
на Валеру впечатления не произвели. "Это ты так
рассуждаешь, живя в России. Поживи здесь - узнаешь
что и как".
К сожалению, у русских в Казахстане (а русскими
называют здесь еще и украинцев, белорусов,
немцев, поляков - в общем, всех представителей
европейских национальностей, как оно и есть на
самом деле, ибо по духу все они русские),
укоренилось мнение, что земля эта казахская и что
они здесь не хозяева. Этот тезис внедряется в
сознание русских казахстанцев с начала
перестройки и дает свои плоды. Если в начале
девяностых русские говорили, что в случае чего
смогут быстро навести порядок, то сегодня у тех,
кто еще не уехал, чемоданное настроение.
Подпрыгивая на колдобинах,"Жигуленок" везет
нас по некогда оживленной автотрассе. Справа и
слева полупустые русские поселения (казахских
аулов в тех местах почти нет) с засеянными полями.
Попадаются изредка и стада скотины. До самой
Славянки я не увидел ни одного не засеянного
поля, пока не начались казахские аулы. Казахи
сеют гораздо меньше русских и как следствие
материально обеспечены хуже. Хотя среди них тоже
есть такие, кто старается не отстать, трудится в
поте лица, но их значительное меньшинство.
Приближаюсь к родному дому. Машина выехала из-за
леса, и открылась печальная картина. Трудно
узнать в этом поселении Славянку. То здесь, то там
голые стены-развалины, торчат печи, огороды
пусты, дороги заросли травой. Пейзаж - как в
послевоенных фильмах.
В селе сейчас живет 41 семья. Больше половины
переехали из ближних аулов, казахи. Русские
разъехались кто в Петропавловск, кто в Кокчетав,
а кто и в России пробует новую жизнь наладить. В
пустые добротные дома с палисадниками и
ухоженными огородами переезжают аульские
казахи. Пожив 2-3 года в доме, развалив его,
переезжают в соседний, благо пустых домов
предостаточно. И вот уже в новом палисаднике
пасутся овцы и новый огород зарос сорняками.
Правда, между русскими и казахами отношения
дружеские, мирные. Ссор на национальной почве не
бывает. Да и ссориться не из-за чего. Надо иметь в
виду, что северные казахи сильно отличаются от
южных, можно сказать, это совсем другой народ,
дружелюбный, гостеприимный, всегда готовый
прийти на выручку в трудную минуту, поделиться
тем, что есть.
В бытность социализма тут было отделение
совхоза, два года назад совхоз приказал долго
жить, и земли нашей Славянки отошли в "удел"
к бывшему директору Ивану Карловичу Шолю,
который руководил хозяйством около четверти
века. Немец по национальности, сильный
хозяйственник и труженик, он тянул совхоз до
последней возможности и сейчас умудряется сеять
зерновые почти на всей посевной площади, давая
работу трудоспособному населению и
рассчитываясь за труд зерном, сеном, комбикормом,
т. е. своей же продукцией.
Вообще основой экономики Юго-Западной Сибири
(которую упорно именуют Северным Казахстаном)
всегда было сельское хозяйство. Сейчас структура
его сильно изменилась. Животноводством почти не
занимаются - невыгодно, осталось полеводство. Но
много скота разводят в личных хозяйствах. Осенью
сдают на мясо, в остальное время идет обмен со
спекулянтами-барышниками. Магазинов в небольших
селениях уже нет, и обмен с "коммерсантами" -
единственный способ приобрести необходимые для
дома "продукты цивилизации".
В духовном отношении народ совсем безграмотный,
советское безбожие сменилось полной
бездуховностью. Очень активно ведут себя
католики, опирающиеся на местных поляков и
немцев. Приезжие из Польши и Германии ксендзы
строят молельные дома и костелы, привозят и
раздают гуманитарную помощь. Горестно видеть
малочисленность и пассивность православных
приходов. Не видно и мусульманских мулл, хотя
Казахстан в общественном мнении усиленно
причисляют к исламскому миру.
Наше село - православное по всем законам, выходцы
из Малороссии основали Славянку в XIX веке. Сейчас
здесь живут их потомки, которым пристало
исповедовать православие, да вот беда - за время
воинствующего безбожия позабыли, как это
делается, а узнать, при всем желании,
проблематично - до ближайшего православного
храма в Кокчетаве около 100 километров. С кем ни
разговаривал, все считают, что Бог и вера должны
быть в душе и совсем не обязательно креститься,
читать молитвы и ходить в храм. Но детей крестят.
Не в православных храмах, до которых не
добраться, а в католических костелах, которые как
грибы после дождя выросли в соседних польских и
немецких селах. Считают, что все веры правильные
(и мусульманская), верят в Бога, а в какого, этим
вопросом не задаются. Различия между
православием, католичеством и протестанством не
знают и знать не желают. От невежества рождаются
поступки, граничащие с еретичеством и
сектантством. Вот сидят, как положено, возле
покойного моего отца пожилые женщины, знают, что
нужно молить Господа нашего об упокоении души
усопшего, но не знают как. "Давайте, как в
Степном, будем читать то-то", - говорит
бабулька. Другая возражает: "Нет, давайте как в
Мире". При этом забывают, что оба села
католические, одно польское, другое немецкое. В
селе ни одного молитвенника, а наизусть никто
ничего не помнит, кроме "Отче наш". Наконец
нашли компромисс: "Давайте как в Заградовке,
там всю ночь песни поют". Заградовка - старое
русское село, основанное в XVII веке казаками
войска Сибирского. И начали петь. Вы думаете,
церковные, религиозные молитвы? Лирические песни
с упоминанием имени Господа Бога, привезенные с
собой нашими предками и сохранившиеся в памяти
народа. Так и пропели две ночи.
Если бы вы видели, с каким благоговением эти
бабушки, да и не только они, но и их дети, внуки
слушали священника, привезенного из
кокчетавского храма для отпевания усопшего,
который после обряда погребения читал им
проповедь! Еще бы - это был первый православный
священник, ступивший в село после закрытия
церкви в 1920 году. Вот и встает вопрос: где вы,
православные миссионеры? Почему не идете в народ,
на окраины земли Русской? Почему действуете
только в границах нынешней России? Или вы тоже
считаете, что Юго-Западная Сибирь - земля казахов
и русские, живущие там, должны уехать с этой
земли?
После похорон я пробыл дома еще недели две,
помогал матери по хозяйству и по вечерам
беседовал с соседями-казахами. Из бесед выяснил,
что они настроены так же, как и я. Не понимают,
зачем нужна новая столица, не лучше ли было
направить эти деньги в разрушенную экономику или
социальную сферу. Ведь электроэнергию дают
только по 2-3 часа в сутки. Рейсовые автобусы не
ходят, не на чем добраться в районный и областной
центр. В районе осталось только две 10-летние
школы. В мелких селах школы вообще не
финансируются и существуют за счет родителей.
Больницы сохранились только в районных и
областных центрах, зимой за 80-100 км при занесенных
снегом дорогах туда не доберешься. В деревнях
осталось по одному трактору, да и для того не
всегда есть солярка. С пониманием казахи
отнеслись и к моему негодованию по поводу
переименования сел и городов на казахский лад:
все, с кем приходилось беседовать, признают, что,
если бы не русские казаки, спасшие их предков от
воинствующих джунгар, не было бы сейчас их
народа. Понимают они и опасность, какую таит в
себе восточный сосед, чувствуют угрозу
постепенной китаизации и ассимиляции своего
народа. Сильна ностальгия по сильному, могучему
Советскому Союзу, где они, как и другие народы,
имели огромные материальные выгоды. Аксакал,
участник ВОВ, сказал мне: "Не верьте этому
хитрому южному казаху, который по телевидению на
русском языке распинается в дружбе и любви к
русским, - на казахском он говорит
противоположное, называет русских оккупантами,
которых нужно выжить из Казахстана, а оставшихся
сделать батраками". Низы казахского народа
хоть сейчас готовы войти в состав России, ведь
прожили сколько веков рядом без всяких
межнациональных конфликтов. Период оголтелого
сепаратизма и шовинизма у казахов проходит,
возобладало чувство реальности. Они понимают,
что объединения не хотят верховные властители
обеих стран: Назарбаев сейчас единоличный
"хан", пускай слабого, бедного народа и
полупустых территорий, но ему легче обогащаться
за счет этого народа, обладая бесконтрольной
властью. Ельцину, может, и хотелось бы остаться в
истории не только могильщиком великого
государства, но и созидателем великой России, но
это не входит в планы его "друзей" и
покровителей за рубежом и всевластных
советников, которым не нужна сильная Россия.
Обратно в Москву я ехал мимо казахских аулов,
перемешанных с русскими селами. Поля почти везде
не засеяны, попадаются стада коров, отары овец,
табуны лошадей, но в незначительном количестве. В
аулах неприкрытая нищета. В Кокчетаве перед
указателем в "Омбы" (именно так написано при
выезде на автодорогу, ведущую в Омск) мы с
братьями заехали на рынок запастись водой в
дорогу. Покупали воду у пожилой казашки; на мой
вопрос, не жалеет ли она об уничтоженном Союзе,
услышал привычную брань в адрес всех начальников
как в Казахстане, так и в России, и закончила
женщина в сердцах: "Раньше мы презирали и
смеялись над цыганами, которые спекулировали,
сейчас из нас самих сделали спекулянтов".
Ехали в Омск ночью, чтобы успеть к утреннему
самолету. Тьму прорезали лишь фары автомобиля.
Села, аулы, деревни не освещались, не горели окна
в домах. Суверенный Казахстан был погружен в
первобытную тьму. Вдруг впереди заблестели
полосой веселые огоньки. "Это Россия
начинается, подъезжаем к границе",- пояснил
брат. Вот так, в прямом и переносном смысле, мы
выехали из тьмы на свет. В данное время, какие бы
трудности ни стояли перед Россией, Казахстан -
это тьма по сравнению с нашей страной, где еще
теплится надежда на национальное и
государственное возрождение.
В Казахстане нежданно-негаданно под всеобщее
ликование всего казахского народа в январе
должны проходить выборы президента. Нынешний
президент Нурсултан Назарбаев дал свое добро. А
бывшего премьер-министра обвинили в махинациях.
Что об этом думает директор института стран СНГ
Константин Федорович Затулин.
Прежде всего хочу оправдать казахский народ.
Казахский народ, в большинстве своем, кстати
говоря, европеизированный и русскоязычный, за
все эти годы не имеет, конечно, прямого отношения
к тому, что делает с Казахстаном элита,
возглавляемая президентом Назарбаевым. В
недавнем визите в Казахстан президент был похож
на постоянно падающую Пизанскую башню. Хочу
заметить, что этот визит в Казахстан сыграл самую
черную роль с точки зрения внутренних процессов
в Казахстане, где в очередной раз был разыгран
фарс. Фарс состоял в том, что президент, который
никогда не избирался, так как должен был
избираться, президент Назарбаев протащил через
парламент решение о досрочных выборах 10 января
следующего года. Сделано это по одной причине:
власть его тает, рейтинг, как сейчас говорят,
падает. И он, наблюдая за тем, что происходит в
России, понимает, что приход в России к власти
людей сколько-нибудь понимающих
национально-государственные интересы, может
привести к тому, что многие проблемы могут теперь
оказаться во главе угла в наших отношениях.
Поэтому он торопится. У него срок полномочий
истекал в 2000-м году, полномочий, которые он сам
себе назначил. Он торопится провести досрочные
выборы и провести, по существу, очередной раз
выборы без выборов.
Я напомню, в 1991 году выдвигался единственный
альтернативный кандидат, который после
милицейской провокации не смог
зарегистрироваться и состоялись
безальтернативные выборы. В 1995 году вообще не
было выборов, а был так называемый референдум по
продлению полномочий, когда приняли решение
якобы чуть ли не большинством народа, а как это
происходит, - мы знаем по собственным выборам. И в
результате полномочия были продлены до 2000-го
года. То, что президент Ельцин подписал с
Назарбаевым документ о сотрудничестве до 2007 года
означает, что он, по существу, подписал договор с
тем, кого хотел бы видеть в этом качестве. Но
будет ли Ельцин сам до 2007 года? Думаю, никто в
России в это не верит! Бывший премьер Казахстана
ушел в прошлом году в отставку по традиционной
для наших государств причине; интересы премьера
столкнулись с интересами семьи самого
президента Назарбаева. Речь идет о Кажегельдине,
который вырос в альтернативного кандидата. Не
хочу сказать - единственного, но имеющего,
пожалуй, наибольшие шансы, как человек
достаточно влиятельный, в том числе - в нынешней
партии власти. И представьте себе, что этого
наиболее влиятельного кандидата сейчас
отстраняют от участия в выборах на том основании,
что он принял прежде участие в создании еще пока
не зарегистрированной организации "За честные
выборы". За то, что Кажегельдин приложил руку к
созданию организации, его оштрафовали на 10
окладов, а на том основании, что оштрафовали - уже
есть причина для того, чтобы его не
регистрировать.
Выборы в Казахстане опять могут стать
безальтернативными.