|
НЕСКОЛЬКО ВЕЧЕРОВ В РУССКОЙ СЕМЬЕ Н.Ф. Гудкова |
Как известно, плохих и хороших времен не бывает.
Нынешняя жизнь ненамного труднее той, какая была
на Руси под игом монголо-татарских ханов или
польско-литовских захватчиков. И во все эпохи
находились люди и семьи, для которых благочестие
и святость были ценнее сиюминутных материальных
удобств. Русские потянулись к своим истокам,
осмыслению своего бытия и обнаружили, что все
вопросы мироздания решаются в Православии, что
смысл человеческого существования - в Боге. И
радость обретает тот, кто следует заповедям
Христовым. Как складывается жизнь людей,
стремящихся жить православным укладом?
С Ярославского вокзала электричка отвезла меня в
провинциальный городок, который выбрала себе для
жительства одна из таких семей. В Верхнем
Поволжье между Ярославлем и Рыбинском на высоких
холмах уже семь веков стоит
Романов-Борисоглебск, переименованный
советскими властями в Тутаев. Большие речные
суда здесь не останавливаются, пассажиры с
восхищением разглядывают с палубы красные и
белые церквушки. Вероятно, чтобы понять и
прочувствовать славянский склад души,
достаточно просто поселиться среди ландшафтов
средней широты, под стенами древнего собора, куда
так безотчетно тянет всякого русского…
Вечером в доме Морозовых начинаются большие
хлопоты. Надо принести и нагреть воды, перекупать
всех детей, расстелить постели, угомонить и
укачать самых маленьких, и тогда звучит тихая
сказка, в сумраке крутится пластинка
проигрывателя, и Саша, Глеб, Варя и Дуня сладко
погружаются в сон. В кухне горит настольная
лампа, освещая детские рисунки на стене, вовсю
шумит чайник, и течет приглушенная беседа, пока
глава семьи Виктор не поспешит к полуночи в свою
мастерскую класть очередной слой левкаса.
В этот маленький город они приехали выпускниками
художественного училища. Поженились, крестились,
венчались. И это был не романтический жест, не
дань моде. Виктора с ранних лет мучили вопросы
бытия. Уединение и размышление постепенно
привели будущего художника к Богу.
- Другую веру мы не искали, - говорит Наташа, -
потому что выросли среди православных храмов.
Сначала после училища они жили в Ярославле, там
родилась первая дочка - Саша. Жили в семейном
общежитии, Виктор работал на заводе
художником-оформителем, по вечерам подновлял
росписи в храме. Тогда Морозовы сблизились со
своей однокурсницей, певшей в церковном хоре, и
ее мамой, ревностной христианкой (о которой
Виктор сказал: "факел горящий"), они-то и
позвали однажды Морозовых в Тутаев на службу в
Воскресенский собор. И тихий маленький
Романов-Борисоглебск, с древней святыней,
хорошим батюшкой и складывающейся общиной,
покорил их сердца. Началась новая страница жизни.
Нелегкий, без всяких удобств, быт превратил
Виктора из рассеянного и несобранного человека,
каким его помнят сокурсники, в трудолюбивого,
по-хозяйски расчетливого главу семейства. Здесь
он по-настоящему занялся иконописью. Научился
писать и аналойные иконы, и храмовые, расписывал
церкви в своем древнем граде и в Ярославле. Читал
богословскую литературу, чтобы приблизиться к
духовной сути иконного мастерства.
Наташе крестьянский уклад был знаком по
деревенскому лету у бабушки. Генетические корни,
исконное родство с пошехонской стариной помогли
двадцатилетней женщине не только выстоять, но и
отладить хозяйство. В погребе у нее хватит
овощных и фруктовых припасов на все четыре поста.
Домочадцы не нарадуются хрустящему огурчику или
прозрачному желе из смородины…
Семья росла, через год родился Глеб, и трехлетняя
Саша помогала маме ухаживать за братцем.
Оформили землю под строительство дома, шансов на
квартиру нет, остается надеяться на себя.
Родилась Варя, за ней Дуня. Дом строится по
кирпичику, и Виктор говорит, будут в нем и
гостиная, и спальни, и теплая ванная. А пока
вшестером в одной комнате, удобства в конце
коридора, вода в колонке на улице. Но молитва и
духовная радость дают тепло и уют, в которые так
хочется окунуться. Люди тянутся в этот дом, и, как
правило, люди интересные: священники, философы,
художники, и свои, российские, и зарубежные. И
этот всегдашний праздник не приводит к разрухе,
потому что каждый в семье имеет четкие
обязанности и прилежно к ним относится. Раньше
всех просыпается мама, затапливает печку, греет
воду, собирает старшую Сашу в школу. Магазины,
обеды-ужины, стирка, шитье и вязание - все на ней.
Виктора не надо просить сходить за водой или
наколоть дров - поленницы у него высятся еще с
лета, только подкидывай в горнило
печи-"шведки". Саша подметает полы в комнате,
Глеб - на кухне. Наташа говорит, что самая любимая
обязанность - поход за молоком. Знакомая корова
живет на другой улице, и это самостоятельное
путешествие доставляет детям особую радость.
Саша нянчится с младшими, у нее больше всего
забот. Не боятся ли они, что когда-нибудь Саше все
это надоест и она заречется обзаводиться детьми?
Виктор с особенным трепетом относится к старшей
дочке.
- Недавно мы спросили ее, кем она хочет стать, -
рассказывает он. - Предлагали варианты: врачом,
учительницей, космонавтом. Она говорит - мамой!
Подружки ей завидуют: ее мама всегда дома.
Старшие - Саша и Глеб - с великим вдохновением
придумывали имена младшим сестрам и братьям.
Глеб очень ждал брата - Серафимчика, как он
говорит, а родилась Евдошка. Он не грустит: не в
этот раз, так в следующий.
- России нужны граждане; дети - это естественный
плод семейной жизни, нельзя нарушать Закон Божий,
- считает Виктор. Тут они с Наташей были
единодушны с самого начала.
Уютный дом, почти немецкая чистота. Ухоженные
дети охотно показывают свои наряды,
изготовленные мамой. Наташа тоже художница.
"Все мое творчество в шитье и вязании, - говорит
она. - Великим художником все равно не стану, а
средних способностей не жалко". По поводу
женского творчества она рассказала историю,
слышанную от одной матушки. У талантливой
художницы было восемь детей. Близкие укоряли ее,
что из-за детей она погубила свой дар. Тогда
женщина отправила всех детей к родственнице, а
сама принялась молиться, чтобы узнать, чем именно
ей заниматься. Но как только она принималась за
молитву, тут же возвращались дети. Мать снова их
отправляла, а они возвращались. На третий раз она
поняла, что Господь ей ответил таким образом и
живопись ради детей придется оставить. Но дети
выросли, и художница вернулась к любимому
занятию.
При полном недосыпе Наташа умудряется еще и
читать: на подоконнике раскрыт одиннадцатый том
Достоевского. Виктор тоже читает запоем и тоже по
ночам. Пока мы говорили, не раз бегал за книгой,
цитировал что-либо в подтверждение своей мысли. С
большим увлечением читает диакона Андрея
Кураева, а вот Ключевский, говорит он, не всегда
церковно мыслит. На святоотеческую книгу Виктор
не жалеет средств, недавно приобрел девятый том
по Истории Церкви митрополита Макария.
Богословская литература помогает ему и в
иконописи, и в воспитании детей. С отроческих лет,
не расставаясь с гитарой, он и это свое увлечение
обратил на пользу детям: на Рождественской елке в
Православной школе, где учится старшая дочка,
папа с детьми устроили целый концерт под гитару с
колокольчиками.
Выкраивают Морозовы время и на уроки
изобразительного искусства: детская экспозиция
над обеденным столом постоянно меняется. Саша
девочка очень способная, Глеб мечтает стать
батюшкой, он продемонстрировал мне в один из
вечеров макет походного храма, Саша в свою
очередь показывает деревянные игрушки, ей тоже
помогал отец.
Глава большой семьи задумывается о том, как
воспитать в детях интерес к истории,
неравнодушие к судьбе своей страны.
- Любовь к Родине - это всегда загадка, ее нельзя
объяснить словами, - говорит Виктор.- Я русский и
люблю все русское, а почему, не знаю. Можно
исключительно с эстетической точки зрения
почитать национальное искусство, изучать обряды
и обычаи или, скажем, коллекционировать ухваты и
кочерги, лубочные картинки и колеса от прялки.
Другое дело - жить и поступать, как поступали твои
предки. Никакой русской идеи в отрыве от Бога, на
мой взгляд, не существует. Православие воспитало
в русском характере особую религиозную
одаренность. Если человек живет по Закону Божию,
ему ведома полнота жизни, любовь к своей земле, к
своему дому; это и есть патриотизм. Но патриотизм,
оторванный от веры, опасен. Я много думал, откуда
берется национализм. Вот оттуда и берется - от
безверия.
Каждую субботу и воскресенье Морозовы в полном
составе ходят в собор на Богослужение. Это
естественная потребность верующего человека.
Дети часто исповедуются и причащаются, не потому
ли растут послушными и спокойными, дружно
преодолевая житейские невзгоды.
Счастливы ли Морозовы? Рискованный по нынешним
временам вопрос, но они отвечают - пожалуй, да.
Виктор добавляет: "Потому что я знаю, что такое
правда, в чем она состоит, и стремлюсь к ней". И
напоминает известный афоризм: любовь - это когда
двое смотрят не друг на друга, а в одну сторону.
…Покидая их дом, оглядываюсь на тепло освещенные
окна и живо вспоминаю слова тридцать третьего
псалма, который Саша пела под ксилофон:
"Вкусите и видите, яко благ Господь: блажен муж,
иже уповает нань". Русская душа всегда
неизбывно влеклась к духовному свету. Очевидно, я
могла бы сесть в любую другую электричку на
другом вокзале, отправиться на дальний хутор, в
любой райцентр или остаться в столице и
непременно отыскала бы похожую семью. И одно это -
свидетельство тому, что Православие живо в
России, а значит, и Россия жива.