|
МАЛАЯ РУСЬ
РЕПОРТАЖ ИЗ ТВЕРСКОЙ ГУБЕРНИИ
Говорят, лучше один раз увидеть… Смотря что
увидеть. В недавней поездке по нескольким
районам Тверской губернии пришлось увидеть
незасеянные поля, порушенные коровники, не
восстанавливаемые - не на что! - храмы - картину
опустошений. Хорошо еще, что некоторые хозяйства
перешли на натуральное воспроизводство, а то…
Село Выдропужск Спировского района. Раньше здесь
был колхоз-миллионер, в этом году по приговору
Тверского арбитражного суда хозяйство признано
банкротом. Суд назначил некоего внешнего
управляющего, господина из Санкт-Петербурга,
лицо абстрагированное от занятий сельским
хозяйством; говорят, что выпускник специального
института, готовящего кадры "для подхвата"
обанкротившихся предприятий - от колхозов до
заводов, от рыбхозов до леспромхозов. Полная
абракадабра.
И этот внешний управляющий, изредка наезжая в
хозяйство, ведет дело к полной распродаже того,
что осталось: техники, скота. А если ему еще дадут
право землю продавать?
МОЛДИНСКАЯ ОСЕНЬ
На нее, на землю, последняя надежда. Нет, все-таки
действительно лучше один раз увидеть.
Потрясающая природа края. Какие леса, озера!
Хозяйство "Молдино" расположено в
Удомльском районе на живописном берегу одного из
озер. Места, связанные с именами художников
(Венецианов, Сорока, Жуковский), музыкантов
(основатель ансамбля русских народных
инструментов Андреев). "У Пушкина было Болдино,
а у Андреева - Молдино", - говорят здесь.
Гордятся прошлыми днями, да и сегодняшних не
стыдятся. Знаменитый колхоз сумел сохранить не
только костяк кадров, но и лучшие традиции.
Кстати, это одно из немногих хозяйств, где
продолжают заниматься льном. Прибыли лен не
приносит, но руководство считает, важно не
потерять навыки, поддерживать в рабочем
состоянии технику, льноуборочные комбайны.
Сохранили здесь и то, что принято называть
социальной сферой - слова казенные, а смысл куда
шире - сама жизнь: прекрасная школа, детский сад,
амбулатория, библиотека, музей, дом культуры,
стадион, футбольная команда. Радуешься и думаешь
- тьфу, тьфу, не сглазить, а вдруг добьют, раздавят,
- ведь не так много их у нас осталось, справных
хозяйств, где живут не с оглядкой на чужого дядю,
а с опорой на себя самих.
В Кашинском районе узнали, что есть хозяйство под
названием "Малая Русь". Сразу
заинтересовались. Название обещало какую-то не
абстрактную идею. Малая Русь… С малого зернышка
начинается русское поле, с малой родины - Родина
большая.
НОЛЬ УДОБРЕНИЙ НА ПОЛЕ ЧУДЕС
Хозяйство, название которому "Малая Русь",
возникло благодаря Юрию Викторовичу Хомякову,
уроженцу и жителю села Леушкино Кашинского
района Тверской области; раньше он работал в
местном колхозе.
Хозяйство "Малая Русь", пожалуй,
помасштабнее будет обычного фермерского: 720
гектаров угодий, из них 500 - пашня, поля пшеницы,
овса, ячменя, картофеля; луга; большое поголовье
крупного рогатого скота. А еще - парк техники,
сушилка, зернохранилища. В общем, ферма не ферма,
колхоз не колхоз, правильнее сказать - фермерский
кооператив, считает Юрий Викторович. Люди со
своими паями вошли в одно хозяйство, потому что
мы, русские, не привыкли работать в одиночку,
общиной сподручнее. Вот у нас община и
получилась, но, конечно, под единоначалием. Это,
по-моему, самый лучший вариант для сельского
хозяйства России.
Фермеры-одиночки, как показала практика, здесь не
выживают. По крайней мере в Кашинском районе
крепким хозяйством считается только "Малая
Русь". Здесь около сотни пайщиков, а работает
двадцать человек, в основном земляки Хомякова,
бывшие одноклассники. Берут и ребят после армии,
причем молодых не принято поучать, им просто
помогают. Сам Хомяков после 10-го класса начинал
механизатором, освоил много специальностей,
теперь стремится, чтобы каждый работник знал не
только свой шесток, но и все дело в целом,
чувствовал себя полнокровным хозяином.
Механизаторы отвечают каждый за свое поле: сами
сеют, боронят, окучивают… Результаты неплохие,
хотя старожилы, как говорится, такого не
припомнят, дожди льют три месяца. С кормами беда,
нет сена. Придется резать скот, а куда сдавать -
мясоперерабатывающие заводы и так забиты. И если
бы только на дворе слякоть, а то ведь и на душе. Да
и во всей стране.
"В телевизор посмотришь, сокрушается Хомяков, -
на каждой программе сплошные игры. Тут "Поле
чудес", там "Угадай мелодию". Мне кажется,
для наших правителей и сельское хозяйство - одна
из игр, только они играть не умеют, вот и
проигрывают постоянно. Да что говорить, уже все
устали, разговорами не поможешь. Государственное
должно коренным образом изменить отношение к
сельскому хозяйству. На уровне местных
администраций дело не исправить, даже областных,
тут нужна новая сельскохозяйственная политика.
Специально для России. Россия всегда была
аграрным государством. Да любую страну, если ее
сельское хозяйство довести до такого состояния,
как в России, можно угробить, тут и Америка станет
бедной, и Германия, и кто хочешь. Кстати, немцы
недавно приезжали, спрашивают, например, про
удобрения, сколько их вносится на поля?
"Ноль", - соединяю колечком пальцы. Немцы
удивились - откуда же такой урожай? Особенно
пшеница. А если бы, представляете, по-настоящему
поставить дело?"
Власти наши любят пожаловаться на крестьянина:
мол, спился, обленился, работать не хочет.
Крестьянин не особенно жалуется - некогда.
Кому-то ведь надо работать, обихаживать, как
умеешь, малую родину. Не дай Бог, она окончательно
захиреет, что же тогда у нас останется и что
станется со всеми нами, с Россией?
Георгий Георгиевич ДУЛЬЦЕВ
+ + +
Какой хлеб пекли на Руси?
Православные христиане смотрели на хлебный стол
как на Божий Престол. "Хлеб - дар Божий", -
говорили они. Пекли хлеб на закваске из хмелевых
шишек - квасной хлеб. Хлеб на такой закваске
защищен от порчи.
Давайте вернемся к нашим исконным традициям и
попробуем сами приготовить хмелевую закваску и
выпечь хлеб.
Приготовление закваски.
Соцветия (шишки) хмеля собирают в сентябре и
высушивают (можно купить в аптеке соплодия
хмеля); 2 столовые ложки сырья заливают 1 стаканом
кипятка, настаивают 7-8 часов, фильтруют. В настой
хмеля добавляют муку, соль морскую или каменную,
сахарный сироп (сироп варится 45 минут) по вкусу,
замешивают тесто густоты сметаны, настаивают в
теплом месте до 3 часов. Через 3 часа часть
закваски отделяют, в оставшуюся добавляют муку
высшего сорта и вымешивают до легкого отлипания
от рук; ставят в теплое место на противне лепешку
для расстойки (подъема); покрывают тканью,
настаивают 3-6 часов. Выпекают первый хлеб 40-50
минут. После остывания мелкоизмельченные
кусочки мякоти хлеба добавляют в закваску,
которую отделили. Поставить в теплое место для
брожения. Между выпечками закваску хранить в
холодильнике.
Выпечка хлеба.
1 кг просеянной и просушенной муки (импортную
муку можно не просушивать, так как она прошла
термообработку) взять 200-300 г закваски, добавить
морской соли и сахарного сиропа по вкусу, 1 стакан
настоя хмелевых шишек. Помешивая, добавить
кипяченой или отфильтрованной воды комнатной
температуры столько, чтобы получилось тесто
консистенции не очень густой сметаны. Из замеса
отложить 200-300 г для будущей закваски, поставить в
холодильник. Остальное тесто покрыть чистым
полотенцем и шерстяной тканью, поставить в
теплое место на 2-3 часа для брожения: должно
появиться много пузырьков, тесто не должно
подниматься.
Добавить сахарного сиропа и соли по вкусу (можно
ржаную, кукурузную муку, топленое масло, сухое
молоко, если хлеб не постный, тмин, отруби и др.),
муки столько, чтобы вымесить тесто до
исчезновения комочков и легкого отставания от
пальцев. Сразу положить в форму или на противень,
присыпанный мукой или смазанный топленым маслом,
накрыть тканью и оставить в теплом месте для
подъема на 3-4 часа. Выпекать хлеб в течение 50-60
минут при температуре примерно 200 градусов.
Готовый хлеб завернуть в ткань из натурального
волокна (хлопок, лен) и положить на 1 час в
полиэтиленовый мешок. Вынув из мешка, завернуть в
чистое полотенце, хранить на воздухе или в
холодильнике, разогревая перед употреблением,
что возвращает ему свежесть. Хлеб хранится долго.
Думаем, что многим он придется по вкусу. Ешьте на
здоровье, и пусть в вашем доме постоянно будет
приятный запах свежевыпеченного, полезного
хлеба.
Желаем успеха!
Екатерина Михайловна ЛИХОВЦЕВА,
врач-консультант ЗАО "Виватон"
+ + +
В нынешнем году, по предварительным данным
Госкомстата, в России намолочено около 42 млн.
тонн зерновых, почти вдвое меньше, чем на осень 1997
года.
Столь скудный урожай надо тем более сохранить и
рационально использовать при выпечке хлеба. В
этом помогут вековые традиции и советы наших
читателей.
Письмо в редакцию
Уважаемый Александр Николаевич!
Летом 1997 года мы с семьей гостили на Кубани у
родителей - русских крестьян, или, по-новому,
фермеров. Наш сельский батюшка, о. Николай, узнав,
что я приехал из Москвы, благословил меня поднять
весьма трудный и глубокий вопрос, с которым я
теперь обращаюсь к Вам. Вопрос этот может быть
успешно разрешен лишь в свете православного
понимания жизни и истории. И касается он хранения
зерновых запасов России.
Суть дела такова.
Как хранилось зерно в старой России, мировой
житнице? В амбарах, построенных из природных или
искусственных, но биохимически неактивных
материалов: дерево, глина, металл, резина. Зерно,
хранящееся в таких емкостях, не теряет своих
природных продовольственных и семенных качеств
и не приобретает новых, вредных свойств.
Как хранится зерно в странах - житницах
современного мира (США, Канаде)? В специальных
вентилируемых металлических емкостях. А как
хранится зерно в России после разорения и
порабощения православного русского
крестьянства? В бетонных элеваторах, на
биохимически активном цементе. От контакта с
цементом и атмосферной влагой оно становится
непригодным в пищу, попросту ядовитым, и
использование его в пищу вызывает ослабление
здоровья и, в масштабах страны, - систематический
подрыв жизненных сил народа. Исследований этого
вопроса нет, во всяком случае, опубликованных,
однако есть многочисленные примеры,
подтверждающие смертоносность хранения хлеба на
цементе.
1. В 1997 году в Краснодаре все зернохранилища (как
правило, с цементной основой) выгребли до дна.
Зерно на муку стали брать из слоев,
непосредственно контактировавших с цементом. В
результате получался ядовитый хлеб, о чем по
официальным информационным каналам края (пресса,
радио, телевидение) было предупреждено
население. Хлеб хранению не подлежал, его
рекомендовалось съедать в течение суток, иначе -
выбрасывать вон.
2. В 1996-1997 гг. в хозяйстве моего отца часть
комбикорма пришлось хранить на цементе. За
несколько месяцев нижний слой оказался
полностью испорченным. По заключению
специалиста-зооинженера, кормление свиней таким
комбикормом чревато болезнями и падежом
животных. Испорченный слой комбикорма пришлось
уничтожить (примерно 50 кг с 1 кв. м площади пола).
3. О. Николай в 1997 году взял несколько мешков
пшеницы урожая прошлого года у двух хозяйств: в
одном зерно хранится "по-советски", а в
другом, фермерском, - на резиновом полу. Пшеница,
которая лежала на цементе, стремительно стала
портиться и через несколько недель превратилась
в смрадную черную грязь, которую я видел своими
глазами и могу предъявить образец для
экспертизы. Едкий невыносимый запах и вид
экс-пшеницы свидетельствуют о том, что в этой
грязи содержится яд. Вопрос только - какой?
Добавлю, что фермерская пшеница, которая
хранилась на резине, - отличного качества, и
использует ее батюшка по прямому назначению -
печет хлеб.
В ветеринарной литературе есть описание
грибковых ядов, образующихся в зерне при
отклонениях влажности, освещенности,
температуры хранилища от оптимальных. Это
канцерогенные и мутагенные алфатоксины, годами
сохраняющие в темноте свои ядовитые свойства и
практически не поддающиеся разрушению при
обычной технологической обработке
продовольственного и фуражного зерна; это
поражающие иммунную систему и кровь Т-2 токсины,
которые обладают высокой термостабильностью и
хорошей растворимостью; это охратоксины,
вызывающие рождение нежизнеспособного
потомства (у свиней)
Что делать в сложившейся ситуации?
Если видеть жизнь православно, то все не так
плохо. Господь попустил прийти на нашу землю
разрухе для нашего же вразумления, Отец наказует
того сына, которого любит. Ныне элеваторы - детища
страшной эпохи, - стоят полупустые: толковые
хозяева стараются придержать хлеб и
использовать его вместо полупризрачных денег
при оплате труда работников, горючего, ремонта
техники. Поэтому для крепких хозяйств постройка
хороших вместительных амбаров - дело жизненное, и
очень важно приступить к нему сознательно,
осмыслив накопленный опыт:
Итак, вопрос, который силою священнического
благословения я обязан поставить перед нашим
бескрайним Русским домом, заключается в
следующем.
1. Необходимо глубокое православное осмысление
этой и подобных проблем нашего крестьянства на
страницах лучших русских изданий.
2. Необходимы серьезные исследования
(исторические, технологические, биохимические,
медицинские) способов хранения зерна, в первую
очередь - на цементе.
3. Если опасения подтвердятся, необходимо принять
на государственном уровне решение о переходе на
безопасные, традиционные для крестьянской
России способы хранения хлеба.
И если это дело человеческое, то оно и прейдет,
как все человеческое, а если Божие, то Господь
устроит его к нашему спасению, во славу имени Его.
А.В. Бабиченко, инженер.