|
Невыдуманные истории
ОТВЕТ
В.И. Дегтёв
Не давайте святыни псам и не мечите
бисер перед свиньями, чтобы они
не попрали его ногами и,
обратившись, не растерзали вас.
(Мф. 7,6)
В последний приезд в Москву я так и не нашел
крыши над головой хотя бы на одну ночь - воистину
москвичей испортил квартирный вопрос. Даже так
называемых друзей. Уже под вечер, помыкавшись,
решил ехать в общежитие родного института.
Раньше у нас в общаге кто только не обретался -
без прописки, месяцами, и притом самые
подозрительные личности. Все без исключения
гении, кому ударяло в голову покорить столицу,
рано или поздно оседали в нашем гостеприимном
"караван-сарае", рассаднике вольнодумства и
демократии, пока не спивались и бесследно куда-то
не исчезали.
На месте вахтерши сидел неприступный охранник в
камуфляже - видно, новые веяния и сюда докатились.
Однако несколько радужных бумажек растопили лед
отчуждения, и мне назвали номер комнаты - ключ,
сказали, уже на руках, а белье на койке.
Я поднялся на третий этаж - и будто провалился в
свою бедную отшумевшую молодость: со странным,
болезненно-гадливым умилением рассматривал
стены, все так же щедро, с поэтической
изощренностью изукрашенные непотребщиной;
изодранные двери, исписанные губной помадой
окна; в туалете, как в добрые старые времена, на
потолке кто-то увековечил позеленелым веществом,
соответствующим месту: "Шелегов - графоман".
Родная альма-матер, кажется, немного претерпела
изменений.
В умывалке на подоконнике - выдранный из книги
листок, невольно читаю знакомые строки:
"…и будете вы народом великим, и победите вы
весь свет, и растопчете роды иные, которые
извлекают силы свои из камня и творят чудеса -
повозки без коней, и делают разные чудеса без
кудесников… И тогда всякий из вас будет ходить
словно кудесник, и пропитание для воинов будет
создаваться с помощью заклятий. Но воины станут
рабами многословия, и от многих тех словес вы
лишитесь мужества, и станете рабами дани и
золотых монет, и за монеты захотите продаться
врагам…"
Да, если что и изменилось в общаге - только в
худшую сторону, в наше время хоть учебники в
сортирах не рвали. А теперь - демократия.
В комнате, которую назвал охранник, оказалось
двое постояльцев. Мы в один голос вскричали
"Ах!" - и кинулись брататься. Один был жгучий,
как принято выражаться, брюнет, совсем как
Шахрай, и звали его Шамиль. Другой - не менее
жгучий блондин, вылитый Чубайс, и звали его
Витольд. Естественно, первый был певцом горных
круч, "настоящих мужчин", а также личным
биографом своего героического деда, одного из
двадцати шести бакинских комиссаров; другой
отличался горячей принципиальностью и являлся в
свое время бессменным комсомольским вожаком.
На столе у них была всевозможная закусь и стояла
бутылка "Русской". Я присел на табуретку и
достал свои дорожные припасы. Мы сдвинули
граненые стаканы - и будто не было тех лет, что
прожили порознь в разных, теперь уже суверенных
государствах. Выпили и, перебивая друг друга,
стали вспоминать: а помнишь?! помнишь?! - словно и
не пролетела уже бездна лет… Вот сейчас,
казалось, без стука войдет Арчилл, или вломится
встрепанный Муса, или постучит вежливо белокурый
Михась. Нет, не войдут, не вломятся, не постучат:
один погиб в Сухуми, другой покалечен в Грозном,
третьему отпилили ногу в Бендерах. А хохотушка
Нани - кропает ли она свои "поэзы"? Или же, как
все, торгует в своем Батуми турецкими
колготками?..
Посидев, поговорив этак, опрокинули еще по
стакашку, и лирические наши воспоминания отошли
на второй план, заговорили о насущном,
злободневном, о том, что волновало в данный
момент. Переглянувшись, соседи вдруг вынесли
дружный приговор России и русским: дескать, на
коленях и теперь уж вряд ли подниметесь. Я опешил
и даже, кажется, несколько протрезвел.
Они же наперебой заговорили о своих предках, и
близких и совсем уж далеких. Один пытался убедить
меня, что он хан, то ли тамерлановых, то ли аж
чингисхановых кровей; другой, оказалось, по
меньшей мере ливонский барон. И даже совали
какие-то справки. Я все больше удивлялся, с
изрядной долей разочарования. Ребят этих знал
хорошо и никогда раньше не замечал за ними
беспричинной гордыни, верного признака скрытой
ущербности… Они же приводили все новые
доказательства своей чистопородности, и каждый
взахлеб говорил о своих сувени… суверенных
микрогосударствах, о том, что жизненный уровень у
них неуклонно растет и растет, прямо на глазах, и
культурный уровень тоже все повышается и
повышается, дальше и выше просто уж и некуда, не
то, что в эти проклятые тоталитарные времена,
когда были сплошной застой и засилье
великорусского шовинизма… и до сих пор Россия,
хоть и раздергана войнами, разорена нищетой и
противоречиями, а все равно лезет - зачем?! - во
внутренние дела их суве… сувенирных государств.
- В таком случае, что же вас сюда привело,
господа-товарищи?! - поставил я вопрос насколько
возможно вежливо. Неужто ностальгия? Или
меркантильные какие цели преследуете? Одеты,
смотрю, далеко не по-хански и уж совсем не
по-баронски. И живете, извиняюсь, не в
"Метрополе"…
Реплика моя им явно не понравилась. Южный собрат
отреагировал бурно, аж взвился на табуретке,
залопотал по-своему, бедняга, от гнева даже
русский язык позабыл. Северный покрылся красными
пятнами. Похоже, ему, как и раньше, сделалось
стыдно за мою дремучую неинтеллигентность. Они с
новой силой, все ожесточенней и беспардонней,
принялись превозносить свое и поливать наше.
Известно, кто ищет повод, тот его находит.
Складывалось ощущение, что оба специально перед
приездом в Москву рылись в книгах, выискивая
самое негативное и неприглядное, выкапывая
всевозможный компромат… Чего только и кого они
не цитировали! Однако у них и память!
Один, брызгая слюной, говорил, что русские
настолько себя не уважают, что терпят кем-то
придуманный дурацкий праздник - 300-летие флота,
причем не "русского", а почему-то
"российского"! Визжат от восторга, веселятся
и пляшут, тратят последние деньги, пуляют в небо
салютом, словно не сдали все черноморские и
балтийские порты, а приобрели новые на берегах
Индийского океана… А как же архангельские купцы,
торговавшие с англичанами и норвежцами еще в
тринадцатом веке? А Стенька Разин
"сотоварищи"? Проплыл все Каспийское море,
взял и разграбил не один персидский порт, в том
числе Дербент, неприступную тогда крепость,
походя разгромил государственный иранский флот
и захватил флагман с шахской дочерью на борту!
Дальнейшее общеизвестно: потешился да в
набежавшую волну…
Я не успеваю уточнить: речь, мол, идет о рождении
регулярного военного флота, с единым
управлением, регламентом и уставом, я ничего не
успеваю сказать, меня нетерпеливо перебивают:
что же вы, русская интеллигенция, - вашему народу
навязывают такой унизительный праздник, и вы его
принимаете? А коль принимаете - значит, ничего и в
самом деле не было, ни Олега, ни Игоря, ни
Святослава, которые ходили на Царьград, брали его
не единожды и даже щиты свои прибивали на златых
вратах! Не было! Вы от всего этого сами
отказались. И плавали эти князья туда через
Черное море не на кораблях, а на водных
велосипедах! И Византия в то время не была самой
могущественной в мире империей, с самым сильным
флотом. И Константинополя не было, а всегда был
Стамбул. И всегда были сельджуки, османы, янычары,
а казаков, которые контролировали и Черное, и
Азовское моря, у вас не было, зато тысячу лет было
татарское иго. И если вы забыли, что Петр I платил
крымскому хану дань, то мы вам напомним… И вообще
вас, русских, нет, одни "россияне" остались!
Я хочу возразить, Шамиль не дает, хватает книгу об
истории славян и раскрывает ее на закладке
(видно, уже цитировал кому-то), раскрывает и
читает почти наизусть, не скрывая ликования:
"Ныне жены наши говорят, что мы - блаженные, что
мы утратили разум свой и стали как агнцы пред
врагами. Что не смеем пойти на брань и мечом
разить врагов наших". И добавляет с ехидной
ухмылкой: русский менталитет, дескать, всегда был
таким, даже и две тысячи лет назад, когда писалось
это; всегда над русскими, хоть тогда они и
назывались скифами, роксоланами, борусями,
сколотами, словенами, смеялись все кому не лень,
даже свои бабы изгалялись, причем совершенно
безнаказанно.
Взгляды наши скрещиваются. Меня передергивает:
он смотрит на меня так, как должен, по его мнению,
взирать потомок великих ханов на верблюжий помет
под ногами… И тем не менее я тяну руку, чтобы
взять книгу и прочесть оттуда совсем другое, я
хочу ткнуть их высокородия носом, например, в
такое: "И вот идет в степи наше великое
множество родов, и не должны мы быть мирными, и не
должны просить помощи, ибо она в мышцах наших и на
конце мечей наших, и ими мы сечем врагов наших".
Я тяну руку к книге, чтобы прочитать это, и еще вот
такое: "Мы разбили врагов, ибо мы - русские, а
враги - нет. И там, где пролита кровь наша - там и
земля наша". Я настойчиво тянусь к книге, но
Шамиль будто не видит, молча отталкивает мою
руку, а книгу передает Витольду, и тот,
многозначительно подхихикивая, цитирует с
упоением предисловие, написанное известнейшим
русс… российским академиком, которого считают
эталоном интеллигентности: "В I веке восточных
славян еще не существовало - они не оформились в
единый народ".
Я терпеливо возражаю, дескать, личное мнение
ученейшего, но уже глубокого старца,
сотрудничавшего по молодости с ГПУ, на что Шамиль
бросает: но вы-то, опять же, национальная элита,
русская интеллигенция, молчите, значит, согласны,
что вашей цивилизации не две с половиной тысячи
лет, а едва-едва тысяча. Дай академику волю - он бы
уменьшил возраст вашей культуры лет эдак до
трехсот. Как в случае с флотом. И сладострастно
читает дальше это ужасное, предательское
предисловие: "Если говорить об условной дате
начала русской культуры, то я, по своему
разумению, считал бы самой обоснованной 988 год.
Надо ли оттягивать юбилейные даты в глубь времен?
Нужна ли нам дата двухтысячелетняя или
полуторатысячелетняя?" За такие слова у нас,
добавляет Шамиль, этого интеллигентнейшего на
кол посадили бы, а русские - ничего, молчат, терпят
и даже называют… совестью нации!
Я хочу крикнуть: ну зачем же вы передергиваете?
Зачем вы так? Получили у нас образование, а теперь
хаете все самое святое и чистое. Но мне не дают
даже рот открыть. Витольд с восторгом цитирует
отчеркнутое фломастером: "А эллины плакали о
печали своей и просили, чтоб им платить дань -
овец на заклание и вино… И тогда эллины, видя, что
русичи много пьют, решили на них наброситься и
побороть их. И пришел волхв: "Не напивайтесь
этими дарами!" Но русичи не послушали. И вот
напились. И в тот же день эллины набросились на
них и разбили их…" Изменилось что-нибудь в
русском менталитете? - патетически вопрошает
Витольд. Хоть на сколько-нибудь народ изменился?
Ни на сколько!
Я опять тяну руку, чтобы показать иное
пророчество того же волхва, на соседней странице,
я даже вижу эти строчки: "… и будем великой
державой с князьями нашими, городами великими,
несчетным железом, и будет у нас без числа
потомков, а греков уменьшится, и будут они на
былое дивиться и качать головами.
Делайте так, ибо у нас и грозы многие, и громы
гремящие и два царства объединятся, и встанет
многое другое новое. И так мы победим
окончательно, утвердимся навеки. Встаньте, как
львы, - один за одного! И держитесь за князя
своего. И Перун будет с вами и даст вам
победу…" - вот что там написано дальше! Но мне
не дают в руки эту книгу, ее захлопывают прямо
перед носом, руку мою отводят в сторону, и Витольд
резко меняет тему, окончательно поражая меня
откровенностью:
- Вам внушили, - говорит он, торжествуя, - что
сильное государство - плохо, сильная армия дурной
тон, хотя единственный порок всякого государства
и всякой армии - их слабость. Вам внушили, что даже
называть себя русскими неприлично,
неинтеллигентно, что настоящий интеллигент
должен быть гражданином мира, общечеловеком, а
еще непротивленцем, подобно графу Толстому,
этому недоучке и деревенскому неврастенику,
прощать обиды с простотой идиота, даже если
откровенно гадят на голову, делать вид, что это,
как у вас говорят, божья роса. - Его водянистые
глаза как льдинки, в них беспощадный приговор:
кто ослаб - тот умер. - У нас премьер-министр
Горбунов вынужден стать Горбуновсом, а у вас в
правительстве лишь два или три человека с
русскими фамилиями - вы даже заикнуться об этом
не смеете. Неинтеллигентно! Так чего вы хотите?
Чтоб чужие дяди пеклись о вашем благе?
Что я могу на это ответить? Вот так-то вот. Нашим
же салом… Выучили себе на голову!
- Только мелькнет где-нибудь слово "русский",
- вторит ему Шамиль, - сразу со всех сторон:
"шовинизм"! "Россиян" каких-то
придумали, чтобы не обидеть пятнадцать процентов
нерусских; и никому в голову не пришло, что тем
самым обижены восемьдесят пять процентов
русских. Ничего, великороссы утрутся со своей
гордостью. И утерлись! Возмутился кто-нибудь?
Хоть один? Кто виноват? Сами же виноваты! Терпите?
Ну и терпите!
Чем крыть? Правда. У слабого нет друзей.
- Дело идет к тому же, что стало с коптами в Египте,
- вступает Витольд. (Странное дело, раньше он
таких, как Шамиль, в упор не видел, "урюками"
называл, а теперь у них ладушки и полное
взаимоуважение). Так вот, этих коптов лишили даже
самоназвания; мало того, что последние две тысячи
лет у них нет национальной элиты, их даже
называют сейчас по-другому - "феллахи", что
значит "землепашцы". Параллель, надеюсь, не
трудно провести?
Крыть мне и тут нечем, горькая, жестокая правда.
Да, видно, и в самом деле, большие одолжения
вызывают большое желание отомстить… Шамиль
злорадно ржал. Как стоялый жеребец. За окном
плескались дегтярные сумерки, где-то орали коты,
царапая жесть, расплывающиеся желтые огоньки
еле-еле пробивали густой кисель. На душе было
гаже не придумать…
- Вас поперли с Украины и из Крыма!..
- Потеряли Среднюю Азию, и за собственный
космодром платите деньги…
- Проиграли войну чеченским ополченцам,
контрибуцию им платите…
Я набрал воздуху, судорожно вцепился в табуретку,
на которой сидел.
- Ваша армия способна лишь траву красить…
- Ваша Москва - чья угодно столица, только не
русских…
- А президента вашего на заседаниях
"семерки" держат за шута и сажают за
"кошачий столик"…
- У вас нет народа - население; нет государства -
рублевая зона; нет правительства - банда
проходимцев; у вас ни культуры, ни литературы…
Вас больше нет и никогда не будет!
В глазах померкло, и я уже не помнил себя…
- Мы - есть!
Очнулся от того, что табуретка с треском
развалилась на лысеющей голове Витольда. Он
рухнул на пол, как мешок с костями. Шамиль
рванулся к двери, крича: "Вы - есть! Есть!" - а
то бы я и его причастил.
В комнате висела тягостная, недоуменная тишина. Я
медленно, толчками, трезвел.
Витольд чихал на полу кровью. Шамиль икал возле
двери. Похоже, высокоумная наша дискуссия
подошла к финалу.
Оправившись от шока, барон охал и чесал затылок,
косясь затекшим глазом на обломки табуретки, а
потомок великих ханов сделался прежним
угодливо-ласковым Шамильком, он собрал обломки и
вынес, а потом предложил сбегать за
"мировой". Что и сделал с охотой.
После чего мы мирно пили и говорили о поэзии,
синонимах и эпитетах, гиперболах и метафорах - о
том, о чем говорили во времена оны, и не
возвращались больше ни к русской истории, ни
вообще к великороссам и их гордости. Ведь не дело
великих разгонять мух…
А на кровати лежала книга в красном переплете, и
раскрыта она была на знакомых словах:
"Да, это так. Это не может быть иначе. Ведь все,
что чего-нибудь стоит, возникает в этом мире
исключительно через борьбу. И на каждый вызов
есть свой ответ.
Ненавидящих же и обидящих нас прости, Господи,
Человеколюбче! Ибо не ведают, что творят,
неблагодарные".