Русский дом, №11. Оглавление


Шаг к храму

Бывают незабываемые встречи с людьми. У меня же случилась незабываемая встреча с иконой. Я расскажу вам о ней..

ПОД БАРСКИМ ПОКРОВОМ
Н.Е. Лаврова

Я возвращаюсь из Иерусалима. До поезда оставалось несколько часов. Знакомая одесситка предложила:
- Хотите, отвезу вас к чудной иконе? Это недалеко, к поезду успеем.
Конечно, хочу. По дороге тороплюсь поделиться впечатлениями о Святой земле, о службе у Гроба Господня, о купании в Иордане, о чудесах, которые не было еще времени и осмыслить по-настоящему:
- На корабле нам рассказали про глухого мальчика. Два месяца назад они вместе с отцом-священником отправились паломниками на Святую землю. Есть в храме Гроба Господня камень бичевания, на котором Господа нашего бичевали. Говорят, когда прикладываются к нему, слышат стоны, шум гудящей толпы, крики, все как тогда… Я малодушная, не решилась приложиться, страшно. А мальчик приложился, глухой. И вдруг спрашивает отца: "Папа, а почему они так кричат?" К нему вернулся слух! Чудеса, правда?
Приехали. Батюшки дома нет, они с сыном пошли наломать сирени для иконы. Перед ней всегда живые цветы. Матушка приглашает в маленькую комнату с небольшим оконцем в сад. Снимаю обувь, всего-то шаг делаю по мягкому ковру - и чувствую, как перехватывает дыхание. Так бывает, когда сразу, неожиданно вступаешь в холодную воду. Несколько секунд смотрю на светлый лик Божией Матери и не выдерживаю, опускаю глаза. Но даже этих секунд хватает, чтобы осознать: в моей жизни произошла особая встреча, неслучайная. И этот взор с иконы не разнести по суетным будням, мне теперь жить с ним. Отвожу глаза и вижу стоящего в дверном проеме батюшку. В его руках большой букет сирени, рядом мальчик-подросток.
- Рады гостям. Со Святой земли? Вот ведь милость Божия! И мы с Сашей сподобились два месяца назад. Он у нас слышит плохо, а там удивительная случилась история… - И начинает рассказывать то, о чем я хорошо знаю. Неисповедимые пути привели меня в дом к тому самому батюшке. Саша стоит рядом, внимательно вслушивается в наш разговор. Тот самый мальчик, тот самый…
Конечно, эта встреча не случайна.
Божия Матерь взирала на нас с иконы. Взор ее был кротким, полным любви и смирения, но еще и беспокойным: как вы живете в этом мире, как удается вам среди многих забот и земного попечения не забывать о Горнем, не озлобиться, не согнуться? Разве удается… Пречистая Дева не знает цену нашим духовным "подвигам", жалеет нас, за нас печалуется. Материнской тревогой пронизан посылаемый к нам взор.
- Как живете вы, отец Владимир, под неусыпным этим взором? Легко ли, такая икона в доме?
Да, икона дивная. Отец Владимир, рассказывая о ней, несколько раз повторил: "Думал ли я, что придет в мой дом сама "Барская". Но человек предполагает, а Бог располагает.
Есть на Подолье под Винницей небольшой городок Бар, древний, в монастырях и колокольных звонах. Сейчас там только названия урочищ и сохранили былой православный дух: Монастырище, Монастырское, Монастырек. Говорят, сам Антоний Печерский ископал себе пещеру в одном из барских монастырей. А другой монастырь прославился древней иконой: Богоматерь, держащая на левой руке Предвечного Сына, под серебряной, позолоченной ризой. Икона старинного греческого письма. На главах Спасителя и Богоматери серебряные кроны, а над главой Богоматери еще и лучеобразное сияние, украшенное двенадцатью звездами. Икона испокон веков звалась Барской, а еще образом Святой Покровы. Под покровом этим благодатным и жили местные жители, а уж паломников принимали со всей Руси. Барская икона славилась чудесами и исцелениями, шли к ней из многих русских земель.
А потом, по банальному сценарию началась расправа с Церковью: кто был ничем, тот стал всем, и, чтобы не нашлось охотников соизмерять его дутую значимость с вечными истинами, православные святыни и истины было решено отменить, они только мешают и связывают руки. Монастырь разгромили. Последние насельницы его матушки Серафима, Амвросия и Гавриила сбились в кучу, дабы не пропасть по одиночке, ходили по людям, искали угол чтобы быть поближе к разоренному монастырю, к иконе. Пустили их к себе добрые люди. А те, кто стал всем, не успокоились, - монастырь разорили, а икона-то вона как посверкивает серебром черненым, вона ризы какие на ней дорогущие, это если в рубли перевести, много рублей получится. И тогда матушки решают добровольно отдать ризы, чтобы не позарились на саму икону. Без богатых риз, без венцов позолоченных неинтересен нехристям святой образ. Но не успокоились матушки, спрятали Барскую в подполе. И только иногда, в особые праздники доставали ее по ночам, занавешивали плотнее окошки и молились, и омывали слезами. Сколько таких молитвенниц было на русской земле. Ничего себе не желали, об одном Господа просили: дать силы достойно выдержать посланные испытания. Жили тихо, незаметно, а молитва их сердечная многих спасала. Это скромное величие словами не определишь и на весах не взвесишь. Стали умирать. Первой преставилась матушка Серафима, второй - Амвросия. Вот и Гавриила совсем ослабла. Ей горше всех было: последняя послушница у "Барской", подойдет к подполу, встанет на колени, молится и просит, чтобы вразумила ее Матерь Божия, в чьи руки передать Ее светлый образ. И - вразумила. Служил в церкви в Баре совсем молодой батюшка. Приходил к старушке Гаврииле помолиться перед иконой (к этому времени она уже из "подполья" перебралась в красный угол). Чувствовала Гавриила скорую свою кончину, засобиралась в Почаевскую Лавру за благословением передать икону молодому священнику. А того взяли да и перевели под Одессу. Прислала телеграмму - срочно приезжай. Поехал батюшка навестить старушку, а вернулся… с иконой. В храме помещать ее побоялся, он хоть и рядом, да не углядишь, а дома всегда кто-то есть. Потеснились дети, потеснились батюшка с матушкой, и огромная, во всю стену, "Барская" заняла отдельную комнатку в небольшом поповском доме.
Конечно, прихожане вскоре узнали о новой "насельнице". Робко стали просить благословения взглянуть да помолиться. Осмелели, стали приходить чаще, а теперь уже "Барская" - скорая помощь для всех прихожан. И днем и вечером, и ночью бывает, припадают к ней с молитвой и слезами.
- Икону многие пытались сфотографировать, - рассказал мне старший сын Минаевых Вячеслав, но ничего не получается: или пелена по образу, или вообще чернота. Только одному человеку удалось сделать снимок. Я взял его с собой в Черниговскую семинарию, повесил над кроватью. Заметил: один сосед по комнате стоит перед ней, другой. Потом говорят: "Слушай, парень, икона твоя непростая, от нее сила удивительная, повесь ее так, чтобы для всех, а то над твоей кроватью неудобно молиться. Теперь у нас "Барская" в красном углу".
Еще давно, до переезда иконы, батюшка читал акафисты "Барской" в церкви. Была в это время в храме молодая прихожанка, страшно навредила себе увлечением экстрасенсами и очень мучилась, а тут акафист какой-то "Барской" иконе… Не стала особенно вникать, ушла, а ночью видит сон: ее духовный отец говорит строго: "Читай акафист "Барской". Пришла к батюшке, он дал ей акафист. Три дня подряд читала его женщина и будто ожила. Душа стала исцеляться, смятение ушло, появились силы и радость духовная.
У Ирины Анатольевны Рембыш не заладилось в семье. Вроде и повенчалась с мужем, и дочка взрослая уже, а такие пошли конфликты, что жизнь превратилась в ад, и единственный выход из ада нашли они с мужем, разойтись. Он собрал вещи и ушел. А она прибежала к батюшке, упала на ковер перед "Барской" и плакала. Уходила, уже чувствуя, что получила помощь. Всю ночь читала акафист. А утром… "Что мы делаем, Ириша, что мы делаем?" - возник на пороге виноватый и смущенный ее муж.
А Людмила Васильевна Шостаченко просто не мыслит без иконы своей жизни:
- Как какое горе, ноги сами сюда ведут. Постою, помолюсь и обязательно почувствую тепло. Дай Бог здоровья отцу Владимиру и матушке его, что терпят нас даже ночью, ни разу не оговорили. Плачу, прошу - помоги, Божья Матерь, совсем пропадаю. Помогла.
Наталья Коникова вымолила у "Барской" спасение своей маме, от которой уже и врачи отказались. Супруги Владимир и Светлана Ракицкие приходят к "Барской" и вместе и по одному попросить исцеления приболевшему ребенку. А сын их, семилетний Алеша шепотом спросил меня в первую нашу встречу:
- Вы знаете, что икона "Барская" - чудотворная?
- А как это понимать, чудотворная?
- Так и понимать, что от нее всякие чудеса приключаются.
Да, приключаются перед "Барской" чудеса. И однажды, молясь перед святым образом, матушка Антонина заметила большую слезу, скатившуюся из глаз Божией Матери. Батюшка был в отъезде. К вечеру она получила телеграмму: "Умерла мать Гавриила". А в другой раз икона мироточила. Мира было немного, но след от него до сих пор на святой деснице - маленькая, чуть заметная полоска подсохшей влаги.
Начинается акафист. В маленькой комнатке не повернуться, часть прихожан стоит в коридоре. Многие протискиваются к образу и плачут. Каждый о своем. Нам не надо видеть чужих откровений, у нас есть свои, и есть редкая возможность сердцем, не словами, выразить свою слезную просьбу. "Радуйся, зрением образа Твоего вси скорби земные забывати помогающая", - звучат слова акафиста. Наши земные скорби многолики и изобретательны. Иногда кажется что жизнь плотно соткана лишь из скорбных суровых нитей. А здесь любовь и тревога, токи незримой, щедрой благодати. За что? За какие добрые деяния?
Пока жила под покровом "Барской" в гостеприимном батюшкином доме, лучшими моими минутами были минуты уединенной молитвы перед "Барской". Теперь, поговорив с батюшкой, с матушкой, с прихожанами, я понимаю, что пришло время послужить древней иконе, делом доказать, как дорога она нам и как нами любима. Когда-то таким делом было спрятать "Барскую" в подпол, потом привезти ее из Бара, где теперь католический монастырь, потом справить для нее роскошный киот с массивными подсвечниками и прекрасными колоннами из светло-розового мрамора. Он стоит больших денег, но батюшка Владимир на послушании у "Барской", и разве будет он считаться с расходами? Перед иконой всегда живые цветы, летом их приносят из собственных садов прихожане, зимой покупают втридорога в Одессе.
Ясно, что икона не может, и не должна оставаться в доме. Нужна часовня, куда отовсюду могли бы приезжать паломники, перед ней надо служить молебны, читать акафисты. Она должна жить дыханием общей, соборной молитвы. Батюшка в печали. Ему выделили под часовню участок, но часовня не киот, на нее денег по сусекам не наскрести. Долго ли пустовать тому участку, долго ли расти на нем лебеде и одуванчикам?
Нужна часовня, чтобы служить верой и правдой Той, которая одаривает нас не имеющими цены милостями, Той, Которая беспокойным материнским взором вот уже пятый век вглядывается в человеческие души, стараясь разглядеть в них нелукавую верность Ее предвечному Сыну.
Надо создать "Барской" иконе все условия, чтобы у нас ей было надежно. Именно надежности не хватает ей в батюшкином доме.
Когда Саша, который теперь слышит батюшку в храме, вернулся из Иерусалима, он подарил "Барской" красивый крест, что купил там. Самое дорогое, что у него было, пожертвовал во славу Матери Божией. А как же иначе? Самое дорогое и должны мы приносить Той, Которая слышит наши молитвы и упования.