|
Шаг к храму
Бывают незабываемые встречи с людьми. У меня же случилась незабываемая встреча с иконой. Я расскажу вам о ней..
ПОД БАРСКИМ ПОКРОВОМ
Н.Е. Лаврова
Я возвращаюсь из Иерусалима. До поезда
оставалось несколько часов. Знакомая одесситка
предложила:
- Хотите, отвезу вас к чудной иконе? Это недалеко,
к поезду успеем.
Конечно, хочу. По дороге тороплюсь поделиться
впечатлениями о Святой земле, о службе у Гроба
Господня, о купании в Иордане, о чудесах, которые
не было еще времени и осмыслить по-настоящему:
- На корабле нам рассказали про глухого мальчика.
Два месяца назад они вместе с отцом-священником
отправились паломниками на Святую землю. Есть в
храме Гроба Господня камень бичевания, на
котором Господа нашего бичевали. Говорят, когда
прикладываются к нему, слышат стоны, шум гудящей
толпы, крики, все как тогда… Я малодушная, не
решилась приложиться, страшно. А мальчик
приложился, глухой. И вдруг спрашивает отца:
"Папа, а почему они так кричат?" К нему
вернулся слух! Чудеса, правда?
Приехали. Батюшки дома нет, они с сыном пошли
наломать сирени для иконы. Перед ней всегда живые
цветы. Матушка приглашает в маленькую комнату с
небольшим оконцем в сад. Снимаю обувь, всего-то
шаг делаю по мягкому ковру - и чувствую, как
перехватывает дыхание. Так бывает, когда сразу,
неожиданно вступаешь в холодную воду. Несколько
секунд смотрю на светлый лик Божией Матери и не
выдерживаю, опускаю глаза. Но даже этих секунд
хватает, чтобы осознать: в моей жизни произошла
особая встреча, неслучайная. И этот взор с иконы
не разнести по суетным будням, мне теперь жить с
ним. Отвожу глаза и вижу стоящего в дверном
проеме батюшку. В его руках большой букет сирени,
рядом мальчик-подросток.
- Рады гостям. Со Святой земли? Вот ведь милость
Божия! И мы с Сашей сподобились два месяца назад.
Он у нас слышит плохо, а там удивительная
случилась история… - И начинает рассказывать то,
о чем я хорошо знаю. Неисповедимые пути привели
меня в дом к тому самому батюшке. Саша стоит
рядом, внимательно вслушивается в наш разговор.
Тот самый мальчик, тот самый…
Конечно, эта встреча не случайна.
Божия Матерь взирала на нас с иконы. Взор ее был
кротким, полным любви и смирения, но еще и
беспокойным: как вы живете в этом мире, как
удается вам среди многих забот и земного
попечения не забывать о Горнем, не озлобиться, не
согнуться? Разве удается… Пречистая Дева не
знает цену нашим духовным "подвигам", жалеет
нас, за нас печалуется. Материнской тревогой
пронизан посылаемый к нам взор.
- Как живете вы, отец Владимир, под неусыпным этим
взором? Легко ли, такая икона в доме?
Да, икона дивная. Отец Владимир, рассказывая о
ней, несколько раз повторил: "Думал ли я, что
придет в мой дом сама "Барская". Но человек
предполагает, а Бог располагает.
Есть на Подолье под Винницей небольшой городок
Бар, древний, в монастырях и колокольных звонах.
Сейчас там только названия урочищ и сохранили
былой православный дух: Монастырище,
Монастырское, Монастырек. Говорят, сам Антоний
Печерский ископал себе пещеру в одном из барских
монастырей. А другой монастырь прославился
древней иконой: Богоматерь, держащая на левой
руке Предвечного Сына, под серебряной,
позолоченной ризой. Икона старинного греческого
письма. На главах Спасителя и Богоматери
серебряные кроны, а над главой Богоматери еще и
лучеобразное сияние, украшенное двенадцатью
звездами. Икона испокон веков звалась Барской, а
еще образом Святой Покровы. Под покровом этим
благодатным и жили местные жители, а уж
паломников принимали со всей Руси. Барская икона
славилась чудесами и исцелениями, шли к ней из
многих русских земель.
А потом, по банальному сценарию началась
расправа с Церковью: кто был ничем, тот стал всем,
и, чтобы не нашлось охотников соизмерять его
дутую значимость с вечными истинами,
православные святыни и истины было решено
отменить, они только мешают и связывают руки.
Монастырь разгромили. Последние насельницы его
матушки Серафима, Амвросия и Гавриила сбились в
кучу, дабы не пропасть по одиночке, ходили по
людям, искали угол чтобы быть поближе к
разоренному монастырю, к иконе. Пустили их к себе
добрые люди. А те, кто стал всем, не успокоились, -
монастырь разорили, а икона-то вона как
посверкивает серебром черненым, вона ризы какие
на ней дорогущие, это если в рубли перевести,
много рублей получится. И тогда матушки решают
добровольно отдать ризы, чтобы не позарились на
саму икону. Без богатых риз, без венцов
позолоченных неинтересен нехристям святой
образ. Но не успокоились матушки, спрятали
Барскую в подполе. И только иногда, в особые
праздники доставали ее по ночам, занавешивали
плотнее окошки и молились, и омывали слезами.
Сколько таких молитвенниц было на русской земле.
Ничего себе не желали, об одном Господа просили:
дать силы достойно выдержать посланные
испытания. Жили тихо, незаметно, а молитва их
сердечная многих спасала. Это скромное величие
словами не определишь и на весах не взвесишь.
Стали умирать. Первой преставилась матушка
Серафима, второй - Амвросия. Вот и Гавриила совсем
ослабла. Ей горше всех было: последняя послушница
у "Барской", подойдет к подполу, встанет на
колени, молится и просит, чтобы вразумила ее
Матерь Божия, в чьи руки передать Ее светлый
образ. И - вразумила. Служил в церкви в Баре совсем
молодой батюшка. Приходил к старушке Гаврииле
помолиться перед иконой (к этому времени она уже
из "подполья" перебралась в красный угол).
Чувствовала Гавриила скорую свою кончину,
засобиралась в Почаевскую Лавру за
благословением передать икону молодому
священнику. А того взяли да и перевели под Одессу.
Прислала телеграмму - срочно приезжай. Поехал
батюшка навестить старушку, а вернулся… с
иконой. В храме помещать ее побоялся, он хоть и
рядом, да не углядишь, а дома всегда кто-то есть.
Потеснились дети, потеснились батюшка с
матушкой, и огромная, во всю стену, "Барская"
заняла отдельную комнатку в небольшом поповском
доме.
Конечно, прихожане вскоре узнали о новой
"насельнице". Робко стали просить
благословения взглянуть да помолиться. Осмелели,
стали приходить чаще, а теперь уже "Барская"
- скорая помощь для всех прихожан. И днем и
вечером, и ночью бывает, припадают к ней с
молитвой и слезами.
- Икону многие пытались сфотографировать, -
рассказал мне старший сын Минаевых Вячеслав, но
ничего не получается: или пелена по образу, или
вообще чернота. Только одному человеку удалось
сделать снимок. Я взял его с собой в Черниговскую
семинарию, повесил над кроватью. Заметил: один
сосед по комнате стоит перед ней, другой. Потом
говорят: "Слушай, парень, икона твоя непростая,
от нее сила удивительная, повесь ее так, чтобы для
всех, а то над твоей кроватью неудобно молиться.
Теперь у нас "Барская" в красном углу".
Еще давно, до переезда иконы, батюшка читал
акафисты "Барской" в церкви. Была в это время
в храме молодая прихожанка, страшно навредила
себе увлечением экстрасенсами и очень мучилась,
а тут акафист какой-то "Барской" иконе… Не
стала особенно вникать, ушла, а ночью видит сон:
ее духовный отец говорит строго: "Читай
акафист "Барской". Пришла к батюшке, он дал
ей акафист. Три дня подряд читала его женщина и
будто ожила. Душа стала исцеляться, смятение
ушло, появились силы и радость духовная.
У Ирины Анатольевны Рембыш не заладилось в семье.
Вроде и повенчалась с мужем, и дочка взрослая уже,
а такие пошли конфликты, что жизнь превратилась в
ад, и единственный выход из ада нашли они с мужем,
разойтись. Он собрал вещи и ушел. А она прибежала
к батюшке, упала на ковер перед "Барской" и
плакала. Уходила, уже чувствуя, что получила
помощь. Всю ночь читала акафист. А утром… "Что
мы делаем, Ириша, что мы делаем?" - возник на
пороге виноватый и смущенный ее муж.
А Людмила Васильевна Шостаченко просто не мыслит
без иконы своей жизни:
- Как какое горе, ноги сами сюда ведут. Постою,
помолюсь и обязательно почувствую тепло. Дай Бог
здоровья отцу Владимиру и матушке его, что терпят
нас даже ночью, ни разу не оговорили. Плачу, прошу
- помоги, Божья Матерь, совсем пропадаю. Помогла.
Наталья Коникова вымолила у "Барской"
спасение своей маме, от которой уже и врачи
отказались. Супруги Владимир и Светлана Ракицкие
приходят к "Барской" и вместе и по одному
попросить исцеления приболевшему ребенку. А сын
их, семилетний Алеша шепотом спросил меня в
первую нашу встречу:
- Вы знаете, что икона "Барская" -
чудотворная?
- А как это понимать, чудотворная?
- Так и понимать, что от нее всякие чудеса
приключаются.
Да, приключаются перед "Барской" чудеса. И
однажды, молясь перед святым образом, матушка
Антонина заметила большую слезу, скатившуюся из
глаз Божией Матери. Батюшка был в отъезде. К
вечеру она получила телеграмму: "Умерла мать
Гавриила". А в другой раз икона мироточила.
Мира было немного, но след от него до сих пор на
святой деснице - маленькая, чуть заметная полоска
подсохшей влаги.
Начинается акафист. В маленькой комнатке не
повернуться, часть прихожан стоит в коридоре.
Многие протискиваются к образу и плачут. Каждый о
своем. Нам не надо видеть чужих откровений, у нас
есть свои, и есть редкая возможность сердцем, не
словами, выразить свою слезную просьбу.
"Радуйся, зрением образа Твоего вси скорби
земные забывати помогающая", - звучат слова
акафиста. Наши земные скорби многолики и
изобретательны. Иногда кажется что жизнь плотно
соткана лишь из скорбных суровых нитей. А здесь
любовь и тревога, токи незримой, щедрой
благодати. За что? За какие добрые деяния?
Пока жила под покровом "Барской" в
гостеприимном батюшкином доме, лучшими моими
минутами были минуты уединенной молитвы перед
"Барской". Теперь, поговорив с батюшкой, с
матушкой, с прихожанами, я понимаю, что пришло
время послужить древней иконе, делом доказать,
как дорога она нам и как нами любима. Когда-то
таким делом было спрятать "Барскую" в
подпол, потом привезти ее из Бара, где теперь
католический монастырь, потом справить для нее
роскошный киот с массивными подсвечниками и
прекрасными колоннами из светло-розового
мрамора. Он стоит больших денег, но батюшка
Владимир на послушании у "Барской", и разве
будет он считаться с расходами? Перед иконой
всегда живые цветы, летом их приносят из
собственных садов прихожане, зимой покупают
втридорога в Одессе.
Ясно, что икона не может, и не должна оставаться в
доме. Нужна часовня, куда отовсюду могли бы
приезжать паломники, перед ней надо служить
молебны, читать акафисты. Она должна жить
дыханием общей, соборной молитвы. Батюшка в
печали. Ему выделили под часовню участок, но
часовня не киот, на нее денег по сусекам не
наскрести. Долго ли пустовать тому участку, долго
ли расти на нем лебеде и одуванчикам?
Нужна часовня, чтобы служить верой и правдой Той,
которая одаривает нас не имеющими цены
милостями, Той, Которая беспокойным материнским
взором вот уже пятый век вглядывается в
человеческие души, стараясь разглядеть в них
нелукавую верность Ее предвечному Сыну.
Надо создать "Барской" иконе все условия,
чтобы у нас ей было надежно. Именно надежности не
хватает ей в батюшкином доме.
Когда Саша, который теперь слышит батюшку в
храме, вернулся из Иерусалима, он подарил
"Барской" красивый крест, что купил там.
Самое дорогое, что у него было, пожертвовал во
славу Матери Божией. А как же иначе? Самое дорогое
и должны мы приносить Той, Которая слышит наши
молитвы и упования.