|
УЛИЦЫ В РЕУТОВЕ ТЕПЕРЬ ВЕДУТ К
ХРАМУ
В.Н.Тростников
Время, которое мы с вами переживаем, часто
сравнивают со Смутным временем начала
семнадцатого столетия, и для этого есть все
основания. Аналогия тут глубже, чем может
показаться на первый взгляд. То, что сегодня, как
и тогда, произошло выключение значительных масс
населения из производительного труда, выросла
преступность и сократилась территория страны, -
не случайное совпадение, а симптомы одной и той
же болезни: кризиса власти. Тогда он был вызван
пресечением династии Рюриковичей, сейчас -
крахом партийного правления, не сумевшего
отстоять новый состав верховной власти в рамках
старого образца, что тоже означало бы
династическую преемственность, хотя и не
кровно-родственную, а идеологическую. В обоих
случаях кризис обернулся великой бедой для
России и даже поставил ее на грань ухода с
исторической сцены.
В тот раз мы со сцены не ушли. Мало того, обретя в
лице династии Романовых легитимную власть,
которая уложением 1649 года восстановила твердую
российскую государственность, наша страна уже
через четыре десятилетия после полного разора
сделалась богатейшей и могущественнейшей
страной Европы.
Можно было бы рассуждать о том, какие
административные и экономические механизмы
оживили тогда наше общество и резко подняли
уровень хозяйствования, но это вещи
второстепенные. Первопричиной взлета был
громадный духовный подъем, сменивший апатию, в
которую впал народ в конце шестнадцатого века в
правление Годунова. Об этом подъеме существуют
свидетельства не только косвенные, каковыми
являются валовой продукт или численность
регулярной армии, но и прямые. Ими служат тысячи
столь милых русскому сердцу церквей
семнадцатого века, на которые мы то и дело
натыкаемся и в городах, и в сельской местности
(большинство из них в период воинствующего
атеизма были снесены). При Алексее Михайловиче
начался подлинный "бум" церковного
строительства - занятия вроде бы не самого
первостепенного, отвлекающего силы и средства,
которые разумнее было бы направить на более
неотложные восстановительные работы: ведь царит
разруха, у многих сгорело жилье, пришел в упадок
инвентарь и т.д. Но, оказывается, это не
конкурирующие виды созидательной активности, а
два отростка одного и того же корня, и если корень
здоров… Наблюдая беспрецедентное по масштабам
храмостроительство, можно было с уверенностью
предсказать, что Россия восстанет из пепла и в
материальном смысле, ибо крепок ее духовный
корень, а раз это так, то обязательно начнет расти
и второй побег. "Ищите же прежде Царства Божия
и правды Его, и это все приложится вам" (Матф. 6,
33). Вразумленные смутой, русские люди тех лет
обернулись внутренним зрением к небесному, и
земное им приложилось.
Не правда ли, интересно осмысливать прошлое
своей родины? Однако еще интереснее попытаться
осмыслить будущее - свой собственный завтрашний
день. Главный вопрос, который нынче всех
занимает, - выкарабкаемся ли мы из новой смуты. О
том, что недавно сформированное правительство
Примакова станет настоящей исполнительной
властью, пекущейся о национальных интересах,
говорить еще рано, хотя тот факт, что его одобрило
большинство политиков, обнадеживает. Но у нас
есть проверенный историей подтвержденный
критерий - масштаб и размах храмостроительства, и
он тоже вселяет оптимизм. Общеизвестно, что по
всей Руси сегодня реставрируют мало-мальски
уцелевшие церкви. Конечно, это показатель
духовного возрождения. Но это "простое
воспроизводство", а чтобы было движение
вперед, необходимо "расширенное
воспроизводство" - возведение храмов там, где
раньше они не стояли. Конечно, замечательно, что
стараниями градоначальника Лужкова в Москве
вознесся величественный храм Христа Спасителя,
сделавший силуэт центра города таким прекрасным,
но ведь нам просто вернули то, что у нас было
преступно отнято в 1931 году. А вот в подмосковном
Реутове, тоже стараниями градоначальника,
вознесся меньшой брат знаменитого храма, как и
он, каменный и златоверхий, которого прежде
никогда не было. Не только на этом месте не было,
но и вообще в городе. До революции в Реутове
служить обедню было негде. Имелась только
часовня при мануфактуре. Теперь все изменилось -
облик города стал совсем другим, и появилась
возможность приобщения горожан к святым
таинствам.
Помню, в свое время на экзаменах по диамату чуть
не каждому третьему студенту доставался вопрос:
"Роль личности в истории". На него нужно было
отвечать так: "Личность может сыграть в
истории очень большую роль, если она поймет суть
объективной исторической необходимости и будет
содействовать ее осуществлению". Знаете, в
этом пункте марксисты не так уж и врали! Если
приглушить свойственный "единственно верному
учению" рационализм и заменить глагол
"поймет" глаголом "почувствует", тезис
действительно будет верным.
Так вот, личность, которая почувствовала, в каком
направлении потекли глубинные струи русской
истории конца двадцатого века - это мэр города
Реутова, отделенного от Москвы кольцевой
автодорогой, Александр Николаевич Ходырев. Те,
кто стал свидетелями возведения в городе храма
Казанской Божией Матери, в один голос говорят,
что, если бы не Ходырев, ничего бы не было, это его
детище. Поэтому рассказ о храме и есть рассказ о
Ходыреве. Чтобы рассказать об этом человеке,
нужно ответить по крайней мере на два вопроса:
зачем он так стремился построить в Реутове
церковь и как ему это удалось.
У цельных и деловых натур дела и поступки зрелого
возраста часто определяются запавшими в память
впечатлениями раннего детства. Ходырев вырос в
многодетной крестьянской семье на Тамбовщине, в
селе, где стояла известная на всю округу
пятикупольная церковь семидесятиметровой
высоты. Он до сих пор вспоминает о ней с
восторгом: "Красота и величие духа!" С
детства верующий и не скрывающий этого,
Александр Николаевич считает, что религиозное
чувство (а этим чувством он связывает честность и
бескорыстие) зародилось в нем потому, что рядом
был такой прекрасный храм. И он захотел, чтобы эти
чувства зарождались и развивались и у нынешних
его земляков - жителей города, где он избран
главой местного самоуправления.
Честность Ходырева доказать очень просто: надо
сравнить его предвыборную программу с перечнем
того, что он и его команда сделали за два года.
Весной он документально отчитался перед
избирателями, и они убедились, что по большинству
позиций программа выполнена, а в некоторых
пунктах даже превзойдена. Да, представьте себе,
есть такой чудак, который делает больше, чем
обещал во время предвыборной кампании - прямо
хоть заноси его в Книгу рекордов Гиннесса. В
частности, это касается церкви. В программе
говорилось сдержанно: "Будет создан
попечительский совет по строительству
православного храма". Никто и предположить не
мог, что "попечительский совет" означал для
Ходырева не бесконечные заседания, а реальную
помощь в строительстве. И строительство
началось, да еще какими темпами, Освятили место,
заложили камень в июле 1996-го, первый ковш земли
под фундамент вынули в прошлом феврале, а в тот
момент, когда вы читаете эти строки, храм
Казанской Божией Матери уже высится близ
городского парка во всей красе - с четырьмя
золотыми куполами и крестами, с девятью
колоколами, которые пробуют уже свои голоса, и
тогда в округе разливаются
празднично-торжественные перезвоны. Город
впервые за свою историю получил великолепный Дом
Господень, который скоро распахнет двери перед
верующими и идущими к вере, а главное - перед
детьми, перед молодежью, пробуждая в новом
поколении то же честное бескорыстие, которым
одарил когда-то сельский храм на Тамбовщине
русского деревенского мальчика Сашу Ходырева.
Честность он подтвердил делами. А бескорыстие?
Один из художников группы "Лица планеты",
Александр Бухаров, написал портрет Ходырева,
выставлявшийся в галерее под названием
"Градоначальник". Я спросил художника: что
это за человек? Бухаров ответил не задумавшись:
это сеятель. Одно взойдет раньше, другое позже,
третье совсем не скоро, но это его не заботит.
Всех плодов, которые принесет построенный им
храм, ему не увидеть, но их увидит Бог, и Ходырев
об этом знает. А такое знание и есть вера.
Теперь о том, как градоначальнику удалось
осуществить свое историческое дело. Ответ прост.
Вспомним, что говорили о роли личности марксисты
- это, может быть, единственное, в чем они были
правы: Ходырев угадал, почувствовал духовную
потребность сегодняшнего поколения, и оно
отозвалось, поддержало его инициативу. Нашлись
спонсоры, нашелся архитектор, нашлись
исполнители, и работа пошла настолько споро,
насколько это возможно в святом деле, которому
враг всегда отчаянно мешает. Если вдуматься,
нельзя не прийти к заключению, что храм
возводился под Божьим покровом. Это сделалось
явным 8 августа, когда в беспросветно хмурый день
на куполах стали устанавливать кресты. После
того как над городом вознесся первый из них, в
небе образовался просвет, а вечером над Реутовом
вспыхнула необыкновенной красоты радуга.
Таков наш простой и бесхитростный рассказ о
реутовской церкви и реутовском градоначальнике.
Обычно я предпочитаю показать человеку то, что
собираюсь о нем печатать. Но, когда готовилась
эта статья, Ходырев был в отпуске и познакомить
его с материалом я не смог. Может, это и к лучшему.
Говорят, он не любит, когда его изображают в
розовом свете. Но ведь то, что здесь рассказано, в
конечном счете рисует в розовом свете не его, а
наше будущее. Ну если не в розовом, то хотя бы не в
черном, как со скрытым и явным злорадством рисуют
его наши недоброжелатели.