Русский дом, №11. Оглавление


УЛИЦЫ В РЕУТОВЕ ТЕПЕРЬ ВЕДУТ К ХРАМУ
В.Н.Тростников

Время, которое мы с вами переживаем, часто сравнивают со Смутным временем начала семнадцатого столетия, и для этого есть все основания. Аналогия тут глубже, чем может показаться на первый взгляд. То, что сегодня, как и тогда, произошло выключение значительных масс населения из производительного труда, выросла преступность и сократилась территория страны, - не случайное совпадение, а симптомы одной и той же болезни: кризиса власти. Тогда он был вызван пресечением династии Рюриковичей, сейчас - крахом партийного правления, не сумевшего отстоять новый состав верховной власти в рамках старого образца, что тоже означало бы династическую преемственность, хотя и не кровно-родственную, а идеологическую. В обоих случаях кризис обернулся великой бедой для России и даже поставил ее на грань ухода с исторической сцены.
В тот раз мы со сцены не ушли. Мало того, обретя в лице династии Романовых легитимную власть, которая уложением 1649 года восстановила твердую российскую государственность, наша страна уже через четыре десятилетия после полного разора сделалась богатейшей и могущественнейшей страной Европы.
Можно было бы рассуждать о том, какие административные и экономические механизмы оживили тогда наше общество и резко подняли уровень хозяйствования, но это вещи второстепенные. Первопричиной взлета был громадный духовный подъем, сменивший апатию, в которую впал народ в конце шестнадцатого века в правление Годунова. Об этом подъеме существуют свидетельства не только косвенные, каковыми являются валовой продукт или численность регулярной армии, но и прямые. Ими служат тысячи столь милых русскому сердцу церквей семнадцатого века, на которые мы то и дело натыкаемся и в городах, и в сельской местности (большинство из них в период воинствующего атеизма были снесены). При Алексее Михайловиче начался подлинный "бум" церковного строительства - занятия вроде бы не самого первостепенного, отвлекающего силы и средства, которые разумнее было бы направить на более неотложные восстановительные работы: ведь царит разруха, у многих сгорело жилье, пришел в упадок инвентарь и т.д. Но, оказывается, это не конкурирующие виды созидательной активности, а два отростка одного и того же корня, и если корень здоров… Наблюдая беспрецедентное по масштабам храмостроительство, можно было с уверенностью предсказать, что Россия восстанет из пепла и в материальном смысле, ибо крепок ее духовный корень, а раз это так, то обязательно начнет расти и второй побег. "Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам" (Матф. 6, 33). Вразумленные смутой, русские люди тех лет обернулись внутренним зрением к небесному, и земное им приложилось.
Не правда ли, интересно осмысливать прошлое своей родины? Однако еще интереснее попытаться осмыслить будущее - свой собственный завтрашний день. Главный вопрос, который нынче всех занимает, - выкарабкаемся ли мы из новой смуты. О том, что недавно сформированное правительство Примакова станет настоящей исполнительной властью, пекущейся о национальных интересах, говорить еще рано, хотя тот факт, что его одобрило большинство политиков, обнадеживает. Но у нас есть проверенный историей подтвержденный критерий - масштаб и размах храмостроительства, и он тоже вселяет оптимизм. Общеизвестно, что по всей Руси сегодня реставрируют мало-мальски уцелевшие церкви. Конечно, это показатель духовного возрождения. Но это "простое воспроизводство", а чтобы было движение вперед, необходимо "расширенное воспроизводство" - возведение храмов там, где раньше они не стояли. Конечно, замечательно, что стараниями градоначальника Лужкова в Москве вознесся величественный храм Христа Спасителя, сделавший силуэт центра города таким прекрасным, но ведь нам просто вернули то, что у нас было преступно отнято в 1931 году. А вот в подмосковном Реутове, тоже стараниями градоначальника, вознесся меньшой брат знаменитого храма, как и он, каменный и златоверхий, которого прежде никогда не было. Не только на этом месте не было, но и вообще в городе. До революции в Реутове служить обедню было негде. Имелась только часовня при мануфактуре. Теперь все изменилось - облик города стал совсем другим, и появилась возможность приобщения горожан к святым таинствам.
Помню, в свое время на экзаменах по диамату чуть не каждому третьему студенту доставался вопрос: "Роль личности в истории". На него нужно было отвечать так: "Личность может сыграть в истории очень большую роль, если она поймет суть объективной исторической необходимости и будет содействовать ее осуществлению". Знаете, в этом пункте марксисты не так уж и врали! Если приглушить свойственный "единственно верному учению" рационализм и заменить глагол "поймет" глаголом "почувствует", тезис действительно будет верным.
Так вот, личность, которая почувствовала, в каком направлении потекли глубинные струи русской истории конца двадцатого века - это мэр города Реутова, отделенного от Москвы кольцевой автодорогой, Александр Николаевич Ходырев. Те, кто стал свидетелями возведения в городе храма Казанской Божией Матери, в один голос говорят, что, если бы не Ходырев, ничего бы не было, это его детище. Поэтому рассказ о храме и есть рассказ о Ходыреве. Чтобы рассказать об этом человеке, нужно ответить по крайней мере на два вопроса: зачем он так стремился построить в Реутове церковь и как ему это удалось.
У цельных и деловых натур дела и поступки зрелого возраста часто определяются запавшими в память впечатлениями раннего детства. Ходырев вырос в многодетной крестьянской семье на Тамбовщине, в селе, где стояла известная на всю округу пятикупольная церковь семидесятиметровой высоты. Он до сих пор вспоминает о ней с восторгом: "Красота и величие духа!" С детства верующий и не скрывающий этого, Александр Николаевич считает, что религиозное чувство (а этим чувством он связывает честность и бескорыстие) зародилось в нем потому, что рядом был такой прекрасный храм. И он захотел, чтобы эти чувства зарождались и развивались и у нынешних его земляков - жителей города, где он избран главой местного самоуправления.
Честность Ходырева доказать очень просто: надо сравнить его предвыборную программу с перечнем того, что он и его команда сделали за два года. Весной он документально отчитался перед избирателями, и они убедились, что по большинству позиций программа выполнена, а в некоторых пунктах даже превзойдена. Да, представьте себе, есть такой чудак, который делает больше, чем обещал во время предвыборной кампании - прямо хоть заноси его в Книгу рекордов Гиннесса. В частности, это касается церкви. В программе говорилось сдержанно: "Будет создан попечительский совет по строительству православного храма". Никто и предположить не мог, что "попечительский совет" означал для Ходырева не бесконечные заседания, а реальную помощь в строительстве. И строительство началось, да еще какими темпами, Освятили место, заложили камень в июле 1996-го, первый ковш земли под фундамент вынули в прошлом феврале, а в тот момент, когда вы читаете эти строки, храм Казанской Божией Матери уже высится близ городского парка во всей красе - с четырьмя золотыми куполами и крестами, с девятью колоколами, которые пробуют уже свои голоса, и тогда в округе разливаются празднично-торжественные перезвоны. Город впервые за свою историю получил великолепный Дом Господень, который скоро распахнет двери перед верующими и идущими к вере, а главное - перед детьми, перед молодежью, пробуждая в новом поколении то же честное бескорыстие, которым одарил когда-то сельский храм на Тамбовщине русского деревенского мальчика Сашу Ходырева.
Честность он подтвердил делами. А бескорыстие? Один из художников группы "Лица планеты", Александр Бухаров, написал портрет Ходырева, выставлявшийся в галерее под названием "Градоначальник". Я спросил художника: что это за человек? Бухаров ответил не задумавшись: это сеятель. Одно взойдет раньше, другое позже, третье совсем не скоро, но это его не заботит. Всех плодов, которые принесет построенный им храм, ему не увидеть, но их увидит Бог, и Ходырев об этом знает. А такое знание и есть вера.
Теперь о том, как градоначальнику удалось осуществить свое историческое дело. Ответ прост. Вспомним, что говорили о роли личности марксисты - это, может быть, единственное, в чем они были правы: Ходырев угадал, почувствовал духовную потребность сегодняшнего поколения, и оно отозвалось, поддержало его инициативу. Нашлись спонсоры, нашелся архитектор, нашлись исполнители, и работа пошла настолько споро, насколько это возможно в святом деле, которому враг всегда отчаянно мешает. Если вдуматься, нельзя не прийти к заключению, что храм возводился под Божьим покровом. Это сделалось явным 8 августа, когда в беспросветно хмурый день на куполах стали устанавливать кресты. После того как над городом вознесся первый из них, в небе образовался просвет, а вечером над Реутовом вспыхнула необыкновенной красоты радуга.
Таков наш простой и бесхитростный рассказ о реутовской церкви и реутовском градоначальнике. Обычно я предпочитаю показать человеку то, что собираюсь о нем печатать. Но, когда готовилась эта статья, Ходырев был в отпуске и познакомить его с материалом я не смог. Может, это и к лучшему. Говорят, он не любит, когда его изображают в розовом свете. Но ведь то, что здесь рассказано, в конечном счете рисует в розовом свете не его, а наше будущее. Ну если не в розовом, то хотя бы не в черном, как со скрытым и явным злорадством рисуют его наши недоброжелатели.