Русский дом, №11. Оглавление


К 200-летию А.С. Пушкина

БОЛДИНСКИЕ ЛИСТЬЯ
А.А. Бобров

... И улетим на север, на восток,
Где, испытанье выдержав на ветхость,
Желтеет каждый болдинский листок,
Как библиографическая редкость.
Владимир СОКОЛОВ

Вот и осыпались последние листья с деревьев. Разве только отдельные могучие дубы сохранили темно-золотую листву, чтобы тяжело уронить ее на чистейший первый снег...
В декабре 1830 года Пушкин пишет своему другу Плетневу: "Скажу тебе (за тайну), что я в Болдине писал, как давно уже не писал. Вот что я привез сюда: 2 последние главы Онегина, 8-ю, 9-ю, совсем готовые в печать. Повесть, писанную октавами (стихов 400), которую выдадим Апопуте ("Домик в Коломне". - Ред.). Несколько драматических сцен или маленьких трагедий, именно: Скупой Рыцарь, Моцарт и Сальери, Пир во время чумы и Д. Жуан. Сверх того написал около 30 мелких стихотворений. Хорошо?" На риторический вопрос поэта можно ответить кратко: гениально! Феномен болдинской осени давно изучают, осмысливают пушкинисты, открывают для себя новые поколения читателей.
Осень - особая и любимая пора в жизни Пушкина. Об этом не раз писал он в стихах и прозе. Так, задолго до болдинской осени, 19 ноября 1823 года, Михайловский ссыльный заканчивает любимейшее свое произведение "Борис Годунов". Пушкин тут же пишет письмо Вяземскому: "Трагедия моя кончена, я перечел ее вслух, один, и бил в ладоши и кричал, - ай - да Пушкин, ай - да сукин сын!" А 12 ноября 1833 года в том же Болдине завершает, может быть, самое совершенное свое творение "Медный всадник". Но поздняя осень 1830 года - пора особого взлета гения. Почему?
Как-то я заговорил с одним медиком о том, почему же осень особо плодотворная пора в творчестве и Пушкина, и всех его русских собратьев по перу, какой бы силы ни было дарование. Он убежденно заявил: "ну не весна же! Весной - авитаминоз, истощение физических сил, переходящее в духовный упадок. А осень - пора наибольшей силы окрепшего за лето организма! Своя логика в этом есть, но я бы в эту позднеосеннюю пору вспомнил о национальной особенности нашего мировосприятия, про которую Чехов сказал с легкой иронией и сочувствием: "Русский человек не живет, а вспоминает. Но он только чеканно выразил мысль, высказанную Пушкиным в дружеском письме": "... Или воспоминание самая сильная способность души нашей, и им очаровано все, что подвластно ему".
Василий Розанов перебирает свои Опавшие листья" и роняет: "Русское море - гладко, как стекло. Все - "отражения" и "эха". Это "воспоминания"". Осень - пора неспешных раздумий, подведения итогов и оглядок на минувшее. Осень 1830 года была для Пушкина рубежной порой, долгим мучительным ожиданием своей судьбы: он сделал предложение Наталье Николаевне, но, как бы не сложилась судьба, поэт внутренне готовился проститься с холостяцкой жизнью. Вся Москва и до вспыхнувшей любви к юной Натали воспринимала его как "созревшего" жениха. Да он опрометчиво чуть ли не сделал предложение Олениной. И вот - мучительное ожидание, затянувшееся из-за карантина. Поэт оправдывается перед Гончаровой, как мальчишка или как... верный супруг: "Итак, вы видите (если только соблаговолите мне поверить), что мое пребывание здесь вынужденное, что я не живу у княгини Голицыной, хотя и посетил ее однажды..."
Пушкин прощается с былым, вспоминает свои прежние дороги, замыслы (доподлинно известно, что первое болдинское стихотворение "Бесы" было начато еще год назад), подводит предварительные итоги:
Порой опять гармонией упьюсь,
Над вымыслом слезами обольюсь,
И может быть - на мой закат печальный
Блеснет любовь улыбкою прощальной.
Она уже блеснула закатным лучом на западе, в той стороне, где Москва. Но Пушкин не пишет ей восторженных стихов. Он вспоминает, перечитывает любимые книги, возвращается к отстоявшимся раздумьям, впечатлениям, сюжетам. Из этого состояния рождается и "Каменный гость", и "Дон Жуан", и "Повести Белкина", и "Путешествие Онегина":
Несносно думать, что напрасно
Была нам молодость дана,
Что изменяли ей всечасно,
Что обманула нас она…
О пронзительной лирике - что и говорить! Строки его "Заклинания" прожигают века и расстояния:
Приди, как дальняя звезда,
Как легкий звук иль дуновенье,
Иль как ужасное виденье,
Мне все равно: сюда, сюда!..
В Болдине застает Пушкина известие о смерти давней возлюбленной - Амалии Ризнич и 27 ноября он пишет свой лирический шедевр - вызов смерти, забвению, безлюбости:
… Но там, увы, где неба своды
Сияют в блеске голубом,
Где тень олив легла на воды,
Заснула ты последним сном.
Твоя краса, твои страданья
Исчезли в урне гробовой -
А с ними поцелуй свиданья…
Но жду его; он за тобой…
Вокруг Пушкина, за урной гробовой, осталось много тайн, в том числе - переписка с графиней Елизаветой Воронцовой. В глубочайшей старости она приказала уничтожить пушкинские стихи и послание. Но одно из болдинских стихотворений, посвященное ей, стало хрестоматийным -"Прощание":
Прими же, дальняя подруга,
Прощанье сердца моего,
Как овдовевшая супруга,
Как друг, обнявший молча друга
Пред заточением его.
Даже с юношеской любовью через много лет поэт прощался в Болдине, засыпаемом последними листьями…
Несколько лет назад мне довелось здесь побывать на Пушкинском празднике. В усадебном парке перед гостями-поэтами выступал хор местных бабушек. Они пели песни, которые слушал, жадно впитывал и записывал как профессиональный фольклорист Пушкин. Виктор Федорович Боков задорно выкрикнул: "А частушки будут?" Одна из бабушек степенно и важно ответила: "Все будет. И частушки будут". Наконец, запели местные, пушкинские:
В парке нет такого места,
Где бы Пушкин не бывал.
Вот на этой на скамеечке
Может, он стихи писал!
И при этом частушечница указала рукой на свежевыструганную лавочку. Мы дружно рассмеялись такой умилительной наивности. А вот теперь я все чаще вспоминаю эту бесхитростную припевку и понимаю все ее правоту. Пушкин живет вот уже 200 лет в русском пейзаже, в отечественной словесности, в душах людей. Отстраиваются заново сгоревшие усадьбы, связанные с жизнью поэта, сажаются новые деревья вместо одряхлевших, строгаются под ними скамейки взамен тех, на которые садился он, откинув полу сюртука. Но все так же летят на нас, как библиографическая редкость, осенние яркие листья, чтобы вновь зазеленели деревья грядущей весной.
Пройдитесь по этим опавшим листьям, перечитайте под их шуршание хоть несколько пушкинских строк, вспомните дорогих сердцу людей и подумайте о том, что жизнь прекрасна, а значит, и минувший, тяжелый для страны и большинства читателей "русского Дома" год - прожит все-таки не зря…



ПОЛОЖЕНИЕ
О ВСЕРОССИЙСКОМ ПОЭТИЧЕСКОМ КОНКУРСЕ
ИМЕНИ А.С. ПУШКИНА
В целях дальнейшего развития поэтического творчества Фонд поддержки творческой личности, Союз писателей России, Высшие литературные курсы, журнал "Молодая гвардия", Академия поэзии учреждают Всероссийский поэтический конкурс имени А.С. Пушкина.
Подведение итогов и награждение лауреатов будет производиться в день рождения А.С. Пушкина в Москве, в рамках празднования 200-летия со дня рождения поэта.
В конкурсе могут участвовать все желающие граждане России (обязательно указать возраст), предоставив рукописи своих произведений в трех экземплярах, отпечатанные на машинке или размноженные компьютерным способом объемом не менее 3 авторских листов (2 100 поэтических строк).
В поэтических работах, представленных на конкурс, должно быть высокохудожественно воплощено великое значение России, ее богатейшей истории, ее подвигов, живых и неповторимых красот, духовная сила народа, высокая сила любви и яркое отношение к жизни.
Рукописи не рецензируются и не возвращаются.
Все три премии имеют одинаковое достоинство - 5 000 (пять тысяч) рублей.
Произведения лауреатов издаются отдельной книгой.
Рукописи принимаются на рассмотрение до 1 марта 1999 года по адресу: 125015, Москва, Новодмитровская ул., 5а, "Молодая гвардия", конкурс имени А.С. Пушкина. Контактный телефон: (095) 285-88-40.