РУССКАЯ ЛИНИЯ |
|
Страницы истории ГОНОРАРЫ И СУДЬБЫ |
В то время, как писатели сороковых годов
(Писемский, Гончаров) начинали свою литературную
деятельность крупными гонорарами, Чехов долгие
годы пробивался копеечным заработком,
сотрудничая в юмористических журналах и мелкой
прессе.
Современники вспоминают, как однажды, в одном из
московских трактиров, за соседним столом уселась
компания купцов, и один из них принялся вслух
читать из "Будильника" юмористический
рассказ Чехонте, не подозревая, что рядом сидит
молодой автор. Рассказ вызвал громкий смех
присутствующих.
- Веселый, должно быть, беззаботный парень, этот
Чехов, - заметил один из компании, - ведь каждый
раз пишет что-нибудь смешное.
Слушая эти слова, Чехов вздохнул: у него в кармане
был всего один рубль, из которого предстояло
заплатить за обед 70 коп.
Прирожденный юмор помогал Чехову писать смешные
рассказы, когда самому автору было далеко не
весело, и забота о заработке заполняла все его
мысли. Начал он свою работу еще
студентом-первокурсником в 1879 году в
"Зрителе", "Осколках" и "Стрекозе".
Получал "пятачок за строчку", "ходил за
трехрублевкой раз по десяти", обивая пороги
мелких журналов, стараясь приноровиться к вкусу
редакторов, рискуя получить рукопись обратно.
В письмах Чехова к друзьям часто попадаются
жалобы на безденежье, но они имеют деликатный
характер, свойственный автору "Хмурых
людей": здесь нет ни упреков в адрес издателей,
ни зависти к счастливым бездарностям.
"Когда мне будут платить 15 коп. за строчку, -
говорит он Амфитеатрову, - я закажу себе фрак и
стану думать, что я великий писатель". Первый
сборник рассказов "Сказки Мельпомены"
Чехову пришлось на собственные средства
издавать, объявив в газете, что цена экземпляра -
рубль, друзьям бесплатно. Последних оказалось
много больше. "Будь у меня миллион, я издал бы
сто тысяч книг", - пишет он Шехтелю.
Нужда в деньгах заставляет Чехова писать все: и
повести, и рассказы, и передовицы. "Весь
сентябрь сидел я без денег, - сообщает он
Плещееву, - кое-какие вещички заложил и бился, как
рыба об лед. Верите ли, заложил часы и золотую
монету. Ужасно глупое положение". "Ужасно
досадно, что в рубле только 20 пятачков, - пишет он,
сознавая, что литература могла бы существовать и
без него, а гонорар мог бы остаться в карманах
великодушных издателей, приходиться обрезывать
себе крылья и облизываться там, где следовало бы
есть. Езжу в 3-м классе, а как только останется в
кармане 20 руб., тотчас вернусь в Москву, чтобы не
пойти по миру. Ах, будь у меня лишних 200-300 руб.,
показал бы я кузькину мать. Я бы весь мир
изъездил. "За драму на охоте" он получал
всего только 3 руб. в неделю.
Так протекал самый плодотворный период
литературной деятельности Чехова, в чем-то
сходный с проблемами писателей нашей
постперестроечной эпохи. Но характерная черта -
никогда Чехов не старался увеличить размеры
своих рассказов, а беспощадно черкал строку за
строкой. "У него надо отнимать рукописи, -
вспоминает Амфитеатров, - иначе он оставит в
рассказе только, что они были молоды, влюбились, а
потом женились и были несчастны".
"Если бы не деньги, - пишет Чехов, - я удрал бы в
Крым, сел бы под кипарис и написал бы роман в 1-2
месяца. Человек я семейный, неимущий. У меня
никогда не бывает на руках свободной
десятирублевки, а на поездку в Питер потребно
минимум 50 руб. Выжимать из семьи я не умею, да и не
нахожу возможным... Если я два блюда сокращу в
одно, то стану чахнуть. Заработай я в будущем
месяце на 20 руб. меньше, я запутаюсь... Денежно я
ужасно напуган и, вероятно, в силу этой трусости,
я избегаю займов и авансов".
Материальное положение начало улучшаться только
в 1886 году, когда Суворин пригласил молодого
писателя в постоянные сотрудники "Нового
времени". Литературный труд давался Чехову
нелегко. "В настоящее время я изображаю из себя
человека обалделого и замученного. Три недели
выжимал из себя святочный рассказ. Пять раз
начинал, столько же раз зачеркивал, плевал, рвал,
метал, бранился и кончил тем, что опоздал и послал
Суворину плохую тянучку. Так мучился, что и
тысячи целковых гонорара мало..." Объяснение
тому простое: "Пишу в самых гнусных условиях. В
соседней комнате кричит детеныш приехавшего
родича, в другой комнате отец читает матери вслух
"Запечатленного ангела". Кто-то завел
шкатулку, и я слышу "Елену прекрасную". Для
пишущего человека гнусней этой обстановки и
придумать трудно. Постель моя занята приехавшим
сродственником, который то и дело подходит ко мне
и заводит речь о медицине. Так я утомлен, очумел и
обалдел, что голова кругом ходит. В квартире у
меня вечная толкотня, гам, музыка... В кабинете
холодно, пациенты..."
Как можно заметить по письмам, Антон Павлович не
питал слишком большой привязанности к врачебной
практике, а деревню не любил. Подтверждением тому
служит и семейных архив братьев Александра и
Петра Кочетковых. Это совладельцы Подольской
ситценабивной фабрики в деревне Крюково, чьих
рабочих Чехов лечил, будучи уездным лекарем.
Хорошие отношения с хозяевами не помешали,
однако, Чехову вывести их в своих рассказах в
несколько шаржированном виде, а быт более
мрачным и приземленным. Авторский вымысел здесь
прихотливо переплетается с действительностью.
Для этой эпохи вообще было характерным в
литературном творчестве интеллигенции
несколько иронически отзываться о людях
купеческого сословия, крепко стоящих на ногах.
Вот отрывок из рассказа "В овраге", где под
фамилией Костюкова однозначно проступает
прототип упомянутого Александра Кочеткова.
"... В селе не переводилась лихорадка и была
топкая грязь даже летом, особенно под заборами.
Здесь всегда пахло фабричными отбросами и
уксусной кислотой, которую употребляли при
выделке ситцев. Это были небольшие фабрики, и на
всех их было занято около четырехсот человек. От
кожевенной фабрики вода в речке становилась
вонючей, отбросы заражали луг, крестьянский скот
страдал от сибирской язвы, и фабрику приказано
было закрыть, но она работала тайно, с ведома
станового пристава и уездного врача, которым
владелец платил до десяти рублей в месяц. Во всем
селе было только два порядочных дома, каменных,
крытых железом..."
Ни одного из описанных экологических бедствий
или повального пьянства в селе Крюково не
наблюдалось. Был момент, когда к окрестностям
Москвы приближалась эпидемия холеры, тогда Петр
Васильевич с одобрения Чехова построил на свои
средства холерный барак, который, к счастью, так и
не пригодился. Несколько позже братья Петр и
Александр построили для сельчан школу и церковь.
Мы имеем понятие, конечно, о проблеме сточных вод
для кубовых красителей при окраске ситца - для
них-то братьями и был отведен специальный труд, и
в речку Лопасню вредных веществ не сбрасывалось.
Современные экологи могли бы только
позавидовать уникальной технологии окраски
ткани, изобретенной умельцами-хозяевами с
применением дешевых природных красителей и
обыкновенного коровяка. К сожалению, секрет был
безвозвратно утрачен. А ведь был налажен широкий
экспорт отечественных ситцев, за что П.В.
Кочетков удостоился от шаха Персии высшего
ордена (звезда "Лев и Солнце"). Сохранилось
фото, сделанное придворным фотографом.
Характерная черта - наряду с российскими
орденами можно видеть и небольшой круглый значок
активиста "Общества трезвости".
Умели хорошо работать, хватало фантазии и
почудить... Деревенских сюжетов Чехову было не
занимать. Племянник Петра Васильевича
Константин любил, например, в воскресный день
расположиться с самоваром на отстроенном мосту,
расстелить самобранку с сушками и угощеньем и
потчевать проезжающих через Лопасню. Попил
чайку, рассказал последние новости - тогда и
поезжай дальше.
Династию Кочетковых прославил уже в нашу эпоху
их потомок академик - химик с мировым именем
Николай Константинович Кочетков. В селе Крюково
бережно сохранен в качестве музейного мемориала
в помещении бывшей конторы фельдшерский пункт,
где Чехов принимал страждущих пациентов,
зарабатывая на хлеб насущный.
Мечта Антона Павловича составить капитал из
литературных трудов осуществилась только в 1900
году, когда Маркс приобрел у него право на
издание всех его сочинений. В разгар славы Чехова
пригласили постоянным сотрудником в
петербургскую газету с жалованьем 500 руб. в месяц,
но все хорошее приходит слишком поздно.
Руководителем газет Чехову уже не суждено было
стать...