РУССКАЯ ЛИНИЯ    
Православное информационное агентство
web-сервер www.rusk.ru

 

Русский дом, №10. Оглавление


SOS!
ВСЕМИРНЫЙ БАНК ВЫШЕЛ НА БОЛЬШУЮ ДОРОГУ РОССИИ
Пример одного кредита
С. Ф. Колосовская

27 ноября 1996 г., в Медицинской газете было опубликовано постановление Правительства РФ от 31 октября 1996 г. № 1295 "Об утверждении Соглашения между Российской Федерацией и Международным банком реконструкции и развития (МБРР или иначе Всемирный банк) о займе для финансирования проекта "Медицинское оборудование".
Для непосвященного читателя небольшой текст постановления из пяти пунктов, такой же небольшой комментарий замминистра здравоохранения А. Вилькена говорил очень мало, а по сути - и вовсе ничего. Можно было понять лишь, что МБРР финансирует закупку медицинского оборудования на сумму 270 миллионов долларов и что установка его произойдет за два года в 34 регионах России. Возвращаться займ будет в течение семнадцати лет. Вот и все. Плохо это или хорошо?
И только узкому кругу посвященных было известно, что это за кредит, что это за Соглашение, какой крови оно уже стоило, и какой еще будет стоить России. Так, чтобы добиться "согласия" на этот проект МБРР со стороны Минздрава РФ, а вернее его вынужденного "одобрям-с!", понадобилось сменить двух министров здравоохранения - Э. Нечаева и А. Царегородцева, уволить ряд их заместителей, то есть убрать команду.
В свое время, почти два года назад, автором этих строк были опубликованы, прямо скажем, эпохальные документы - письма Э. Нечаева председателю правительства А. Чубайсу и министру экономики Е. Ясину, в которых он предупредил, что принятие такого Соглашения "приведет к развалу российского здравоохранения и лишению населения бесплатной и доступной медицинской помощи". В ответ на такое предупреждение его, как известно, и уволили.
Но какое отношение займ под медоборудование, спросит читатель, имеет к развалу системы здравоохранения? Как оказалось, самое прямое. Дело в том, что по регламенту, или правилам Банка, займ выдается только при выполнении правительством страны, которой предоставляются средства, принципиальных предварительных условий. В данном случае в качестве условия была выдвинута реформа системы здравоохранения России.
Так может быть, по международным меркам наша система была нехороша? Отнюдь. Согласно оценкам Всемирной организации здравоохранения (ВОЗ), система здравоохранения, созданная в Советском Союзе, признавалась одной из наиболее рациональных, эффективных и дешевых в мире. Ее слабостью было недостаточное финансирование, что соответствовало экономическому положению государства. Жили, как говорится, на свои, насколько позволял бюджет. Американская же модель коммерческого здравоохранения признавалась все той же ВОЗ наиболее затратной и неэффективной. Существует только один ее аналог - в ЮАР.
Кто принял решение о принципиальной смене системы здравоохранения России, мы уже знаем. Но, может быть, г-н Чубайс почему-либо не доверял Э. Нечаеву, считая его ретроградом, и, напротив, был уверен, что Всемирный банк сделает эту систему еще более совершенной?

Банк и его репутация
Сегодня из вполне доступных источников, даже на русском языке, можно почерпнуть достаточно много информации о МБРР. Главный вывод, который сделает и неискушенный читатель, заключается в том, что с таким финансовым монстром, как Всемирный Банк, дело иметь - никак нельзя! Судите сами. В учебном пособии, которым пользуются студенты московских экономических вузов (Валютный рынок и валютное регулирование. Москва, 1996 г.), прямо говорится о том, что осуществление проектов Всемирного Банка наносит вред окружающей среде тех стран, где они проводятся. А представители развивающихся стран заявляют, что требования Банка о структурных изменениях в их экономике оборачиваются в итоге еще большими для страны проблемами.
На страницах международного журнала "VIP", издающегося, в том числе, и на русском языке (№ 5/6 за 1996 г.) американский эколог Пол Солер-Сала конкретизирует ситуацию. Возьмем лишь один из приведенных им примеров разрушительной деятельности Всемирного Банка. С помощью МБРР (речь идет о проекте развития лесного хозяйства), - пишет П. С.-Сала, - Таиланд лишился своего национального богатства - леса, который был начисто уничтожен. В стране за пятьдесят лет хозяйничанья МБРР не только не возникло лесной промышленности или лесного хозяйства, страна начисто лишилась потенциала для дальнейшего развития.
Были, правда, и некоторые положительные моменты: кому-то удалось нажить на этом проекте завидное состояние, да какие-то чиновники отправили своих детей учиться в Европу.
В последнее время, - пишет П. С.- Сала, - скандалов, связанных с разрушительными последствиями деятельности этого финансового монстра, не удается ни скрыть, ни замолчать, ни выдать за победу.
И что интересно в нашем случае: информация о деятельности Всемирного Банка, известная московским студентам, является тайной за семью печатями для А. Чубайса и Российского правительства.
"Доверчивый" г-н Чубайс!
На что же дали "добро" наше правительство и "наивный" Чубайс, в чем суть Соглашения-кредита?

Что касается самого медоборудования, то специалисты, проанализировавшие предложенный Банком "перечень", обнаружили, что лишь 40 процентов его действительно необходимо России. К тому же большей частью его можно произвести в нашей стране, что гораздо дешевле. Более того, оно уже произведено. Но к тендерам по закупке этого оборудования наши предприятия просто не допускаются. Банк выдвигает, например, небольшое предварительное техническое условие, заранее неприемлемое для отечественных производителей.
Уничтожение отечественных производителей медицинского оборудования - это первый и наиболее очевидный, бросающийся в глаза результат "реформы". Второй связан с тем, что залежалое западное оборудование в качестве реальных денег было заложено в бюджет на 1997 г. по линии здравоохранения ДЛЯ ВСЕЙ СТРАНЫ. На деле же 34 региона-"счастливчика" что-то получают оборудованием (но не зарплатой персоналу), а оставшиеся 55 регионов не получают ничего.
В перечне медоборудования особенно умиляют такие вещи, как прибор для определения остроты зрения у неграмотных людей. Впрочем, Всемирному Банку виднее, что нужно России.
Теперь о самом главном - о социальной цене. Если бы Россию просто ограбили на "большой дороге", ведущей в сообщество "цивилизованных" государств, это было бы не так страшно. 270 млн. долларов - это стоимость двух скоростных трасс Москва-Петербург. Пережили бы как-то... Но Всемирный банк требует от России еще и другой платы. Проанализировав логически выстроенную систему доступного и бесплатного здравоохранения России, Банк решил ее сломать несколькими, но четко продуманными ударами. Так, медоборудование в эти 34 региона будет поставляться очень выборочно - поликлиникам и районным больницам, которые должны стать коммерческими учреждениями. Таким образом, для большинства населения здравоохранение становится недоступным. К тому же, все эти учреждения попадают под контроль Банка, так как он утверждает квалификационный список персонала. Подотчетными Всемирному Банку становятся даже местные власти, так как они должны будут подписывать ежеквартальные, а затем и ежемесячные отчеты о погашении задолженности и текущих расходах на содержание этих медучреждений. Но и это еще не все.
Статус медучреждений более высокого уровня - областные больницы, специализированные медицинские центры, НИИ, в том числе и Академия медицинских наук, то есть места, где сосредоточены специалисты высшей квалификации и ценнейшее оборудование, - будет пересмотрен. Приводим цитату: "Многие их этих заведений будут вероятными кандидатами на закрытие или перепрофилирование на немедицинские цели, например, на использование в качестве домов для престарелых".
О таких же позорных изысках прежних времен, как медицинская авиация для отдаленных районов страны, неприлично даже говорить. Тратить деньги на авиационный бензин и медицинскую бригаду для нищей роженицы из труднодоступного района Севера... Всемирный Банк надеется, что о подобных архаизмах российское руководство вспоминать уже не будет. И не напрасно надеется - в ряде районов Дальнего Востока самолеты и вертолеты медицинской авиации приватизированы, и неоплаченные вызовы уже не обслуживают.
После того, как государство выложит деньги на "кредит под медоборудование", вернее на ликвидацию системы бесплатного медицинского обслуживания, оно же, согласно предписаниям Банка, пойдет на выдачу медицинских ваучеров. Слово до боли знакомое, вызывающее воспоминания о недавнем крупномасштабном надувательстве. Наверное поэтому его очень скоро заменили словом "полис". Суть введения ваучера-полиса в следующем. В начале года каждый гражданин России получает медицинский полис на определенную сумму, которой, как считают специалисты (и Всемирного банка и отечественные) больному человеку на лечение конечно не хватит. Не хватит и на обследование. Но здоровые русские, - заключает один из консультантов Банка, - от этой системы выиграют. А больные должны платить...

Шила в мешке...
Настоящий проект был составлен в США экспертами Всемирного банка, до и после перевода с английского значился под грифом, который расшифровывался как высшая степень секретности. Как будто речь шла не о здравоохранении, а о создании атомной бомбы. Содержание проекта было тайной за семью печатями и для Госдумы. То, каким образом эти документы попали к автору этих строк, иначе как детективной историей не назовешь...
Депутаты Госдумы, поставленные перед фактом, потребовали от правительства, чтобы крупные внешние заимствования проходили не келейно, а через парламент. В отношении займа под медоборудование Госдума, не в силах повлиять на идеологию, то есть разрушительные условия кредита, дала поручение счетной палате РФ проверить хотя бы расходование этих средств. В апреле с. г. счетная палата представила парламенту этот отчет, из которого, в частности, следовало, что только 19% займа пошло на закупку отечественного медоборудования. Заметим, что и на этой малой доле нажились швейцарские посредники, купив наше оборудование за пятак и продав нам же через тендер Всемирного банка уже за алтын.
Высшее звено руководства проектом, как отмечается в отчете, за счет кредита назначило себе оклады от 3 до 15 тыс. долларов в месяц. Около 380 тыс. долларов "за консультационные услуги" были прокручены не без участия Минфина через некие американские фирмы с массой нарушений. Счетная палата только фиксировала финансовые нарушения, о наказаниях же - за хищение государственных средств - ни на одном уровне речь так и не зашла.
Разумеется, счетная палата РФ могла проверить только финансовую сторону. То, каким образом претворяются в жизнь идеологические обязательства правительства по демонтажу системы здравоохранения, проследить было гораздо сложнее. Особенно в условиях, когда финансирование отрасли из федерального бюджета практически прекратилось. Тем не менее ряд фактов указывает на то, что реформа системы здравоохранения в России идет именно по рецептам Всемирного банка. Первое, что обращает на себя внимание, это пакет "социальных законов", внесенных правительством в Думу еще осенью 1997 года. В их ряду Проект программы приватизации. В перечень допущенных к приватизации объектов вошли все учреждения здравоохранения, исключая дома ребенка и дома-интернаты для детей инвалидов. Этот проект был представлен в Госдуму первым из числа антикризисных законопроектов 25 июня с.г. Первым же был и отвергнут.
На первый взгляд кажется, что правительство посягает на Конституцию, которая гарантирует россиянам бесплатную медицинскую помощь. Но, как выяснилось после консультаций со специалистами, бесплатная медицина может существовать только в государственных медицинских учреждениях. Приватизировав же последние, правительство может лишить своих граждан доступной медицинской помощи и не нарушая Конституции. Нет государственных медучреждений, нет и бесплатной медицинской помощи. Вот такая казуистика.
В Госдуму поступило письмо от жителей со станции Чумляк Курганской области (249 подписей), находящейся в трех километрах от складов с ОВ (отравляющими веществами). В этом же районе начинается строительство завода по уничтожению химического оружия. Участковую больницу, построенную царским правительством в голодном 1912 году, и обслуживающую 10 сел с населением более 3 тыс. человек, власти намереваются закрыть. "Больница работала во время революции, Гражданской и Отечественной войн, в голод и разруху, - пишут жители, - и ни у кого не возникало мысли, что больницу можно закрыть! Напротив, медицинская помощь становилась все квалифицированнее. Больница превратилась в настоящий медицинский городок с хирургическим, родильным, терапевтическим и др. отделениями. Теперь, после закрытия роддома и терапевтического отделения, власти заявили, что больница закрывается, останется только амбулаторный прием. При такой-то экологии нас оставляют без медицинской помощи!
Услышьте нас в нашем Чумляке, не закрывайте больницу, нам без нее будет совсем плохо и сейчас уже хуже некуда!"
И письмам этим несть числа! Следующее сообщение из того же ряда - началась приватизация санаториев, что резко снижает возможность льготного медицинского обслуживания ветеранов, чернобыльцев, инвалидов и др. социально незащищенных групп...
Естественный вопрос в заключение: удастся ли что-либо СОЗДАТЬ в России, используя этот кредит Всемирного банка? Разумеется. Так же, как и в Таиланде, в России что-то создадут для себя два-три десятка чиновников от медицины и правительства. Обогатятся некоторые чиновники упомянутых 34 областей.
Для страны, естественно, создано ничего не будет. Но в сжатые сроки, определенные Банком, разрушено может быть многое. Не слишком ли часто повторяющийся опыт?