РУССКАЯ ЛИНИЯ |
|
Восхождение к истоку
В.В. Орехов
Исток великой реки надежно укрыт за былинными
лесами и долами, за синими озерами, вдали от суеты
шумных городов и потоков машин. Кажется, что
время остановилось здесь. Будто и тысячу лет
назад все было так же: лишь щебетание птиц и
бездонное небо над головой. Тут слышишь тишину
вечности да биение то ли родникового ключа, то ли
собственного сердца.
Русские люди тянулись к истоку Волги исстари. Они
старались постигнуть тайну рождения великой
реки, сознавая, что это место особое, священное.
Там, где Волга, пройдя от истока несколько
километров, впадает в первое большое озеро Стерж,
новгородский посадник Иванко Павлович еще в 1133
году насыпал высокий курган и поставил
массивный, из красного песчанника, крест с
надписью: "Лето 6641 месяца июля 14 день почахъ
рыти реку сю азъ Иванко Павловичъ и крестъ сь
поставихъ". А в середине 17 века у самого истока
Волги по указу царя Алексея Михайловича был
построен мужской монастырь, чтобы молитвами
иноков укреплялись и процветали эти места.
Храм Преображения Господня, возведенный на самом
высоком месте Валдая, стал памятником
архитектуры, достойным великого народа. У истока
вновь был открыт монастырь, на этот раз женский, в
честь равноапостольной княгини Ольги. В
двадцатых годах нашего века его закрыли.
Воцарились разруха и запустение. Лишь в 1960-м году
над источником был сооружен павильон-теремок.
Но сегодня великая река, как и великая Россия, в
беде: загрязнение ужасное. Уровень воды из-за
хищнического истребления лесов по берегам реки в
последнее время упал до трех с половиной метров.
Бесконечными водохранилищами, этими
резервуарами застойной мертвой воды, затоплены
плодороднейшие поймы реки вместе с сотнями
городов, поселков и деревень, прекрасными
монастырями и церквами, вместе с отеческими
гробами. Трагедия народа и драма реки
переплелись воедино.
Возрождение России видится в восстановлении
старой деревни, ее живого хозяйственного
организма и народных традиций. Старая
православная деревня всегда была нравственной
основой народа, она питала этой нравственностью
и город, сдерживая присущее ему агрессивное
начало. Моральные устои деревни шли от земли, на
которой она жила, от труда на земле. Эта земля
считалась Божьей. Поэтому деревенские люди и
старались жить по христианским заповедям.
Работать спустя рукава на этой Божьей земле
считалось большим грехом, а построить миром дом
погорельцу считалось богоугодным делом.
Крестьяне крепко держались завета своих предков:
держать голову низко, а душу высоко.
Свой эмоциональный настрой от встречи с истоком
великой реки России люди несут в города, в свои
дома. Энергетический импульс от красоты
Верхневолжья и озера Селигера, тепла русской
избы и аромата деревенского хлеба передастся
другим поколениям.
Истина еще и в том, что здесь, у колыбели Волги,
начинается настоящее сближение двух разорванных
начал - города и деревни. Здесь они начинают
поворачиваться навстречу друг другу как равные.
Устав от "благ цивилизации", городские
жители потянулись к земле, поняв, наконец, что
красота и воля, чистая вода и воздух дорого стоят.
Как из желудя вырастает могучий дуб, из
беспомощного ручейка рождается великая река, так
из первых конкретных дел энтузиастов по спасению
рек, обустройства храмов, городов и деревень,
развития туризма оживает обновленная Россия и
восстанавливается Православный Храм Русской
Души.