РУССКАЯ ЛИНИЯ    
Православное информационное агентство
web-сервер www.rusk.ru

 

Русский дом, №10. Оглавление


ХРИСТИАНСТВО И КОММУНИЗМ
А.М. Залесский

У множества же уверовавших
было одно сердце и одна душа;
и никто ничего не называл
своим, но все у них было общее.
(Деяния апостолов, 4, 34)

В этом году часть граждан России будет отмечать 86-летие комсомола. Сейчас отношение к этой организации, особенно у православных людей, далеко не однозначно. Но не следует забывать, многие комсомольцы 20-х, 30-х, 40-х и 50-х годов служили не своему карману, а идеалу "светлого будущего". И это сближает их с христианами. Анализу общности и расхождений между двумя учениями - коммунизмом и христианством - перевернувшими весь мир, и посвящена настоящая статья.

Однажды "Правда" (№2 (27420) опубликовала диалог председателя исполкома Камчатской областной организации КПРФ Михаила Машковцева и священника Русской Православной Церкви отца Владимира Архипова под интригующим названием: "Можно ли считать Христа первым коммунистом". Партийный деятель пытается доказать, что коммунизм и христианство проповедуют по сути одно и то же, а священник всячески подчеркивал, что между этими учениями дистанция огромного размера. К единому выводу участники диалога так и не пришли, ограничившись лишь общим призывом к поиску взаимного согласия. Но можно ли найти это согласие, если священник считает "принципы капитализма более здоровыми, более естественными", одобряет Ельцина, как гражданин, утверждает, что "средства достижения конечной цели коммунизма всегда противоречили христианству"", что "жертвы при построении коммунизма ему известны, а жертвы при переходе к капитализму - нет" и т. д. в том же духе. Ясно, что конструктивного диалога с этим священником не получилось, но значит ли это, что таких диалогов вообще быть не может или что они не нужны. При советской власти я и сам сильно сомневался в их полезности. Но теперь "времена меняются, и мы меняемся с ними". Раньше люди, выросшие и воспитанные в социалистическом государстве и никогда не пересекавшие его границы, - а таких у нас большинство - знали о "капиталистическом аде" только из газетной пропаганды, да из марксистских учебников, а о "капиталистическом рае" - из радиопередач различных западных "голосов". Теперь не то! Мы сами пожили при капитализме, так сказать, пощупали его и попробовали на вкус. Увы, вкус оказался горьким. Но самое страшное для верующего человека - это не бедствия и страдания, которых хватило во все века ("не бойтесь убивающих тело", "Мир во зле лежит" - говорит Священное писание), а то, что, как справедливо замечено в диалоге, "нынешняя официальная государственная идеология в России проповедует: думай прежде всего о себе, о своей семье, стяжай, обогащайся". Не является ли такое отравление души практическим отрицанием христианства, нравственным атеизмом, не менее губительным, чем "научный" атеизм коммунистов, и не менее рьяно проповедуемым новоиспеченными демократами из бывших партийных секретарей, философов-марксистов и прочих "верных ленинцев" при показном, наигранном, лицемерном уважении к религии, стоянии со свечкой в храме перед телекамерой, загораживая своей широкой спиной истинно молящихся, принесении цветов Патриарху, участии (в головном уборе) в торжественном молебне по случаю восстановления храма Христа Спасителя и т. п. При виде всей этой трагикомедии неудивительно, что сердца многих верующих обращаются к коммунистам, а сердца многих (настоящих!) коммунистов - к верующим. И не надо этого так страшиться, как уважаемый отец Владимир в диалоге и как Нина Андреева в своей книге "Неподаренные принципы". Печально, когда православный человек, услышав о сближении с коммунистами, упрямо трясет бородой и повторяет, к месту и не к месту, общеизвестные христианские истины, или когда коммунист точно так же упрямо потрясает томиком Маркса или Ленина и повторяет: религия - опиум для народа. Не напоминает ли такое противостояние бодание двух барашков на мосту, которое, как известно, кончилось падением обоих в реку. Не будем же бодаться, а подойдем к вопросу серьезно. Попытаемся выяснить, что есть общего между христианством и коммунизмом, тем более, что апостол Павел писал: "Для немощных был как немощный, чтобы приобрести немощных. Для всех я сделался всем, чтобы приобрести хотя бы некоторых". (1 Кор. 9, 22). Коммунисты хотят построить царство Божие на земле, а верующие - попасть в небо на небе, т. е. царству любви (сравните: "возлюби ближнего как самого себя" и "человек человеку друг, товарищ и брат"),
Попытки сблизить коммунизм (или социализм) и христианство делались еще очень давно и многими мыслителями. Из наиболее близких к нашему времени следует упомянуть настоятеля Кентерберийского собора доктора Хьюлетта Джонсона, крупного общественного деятеля 50-х годов, кстати, лауреата международной Ленинской премии мира и нашего, правда менее крупного, общественного деятеля 70-х годов - Геннадия Шиманова.
Но хотя оба автора высказали много интересных и полезных мыслей, оба слишком сглаживали острые углы, причесывая то коммунизм под христианство, то христианство под коммунизм, что неизбежно вызывало у читателя неприятный привкус и, в конечном счете, разочарование.
Чтобы сближение между коммунистами и христианами было искренним, а не притворным, обе стороны должны оставаться самими собой. Тогда станет ясно, что для каждого главное, а что второстепенное, в чем можно найти общий язык, а в чем нет. Или, как говорил, кажется, Ленин, чтобы объединиться, надо сперва решительно размежеваться. Самое главное различие в том, что коммунисты пытаются построить свое царство внешним путем: изменить общество, политический строй, иным словами, "внешние условия существования человека". Верующие же стремятся с Божьей помощью изменить его душу или внутренний мир. Отсюда и разница в методах и средствах: коммунисты для достижения своей цели совершают передел собственности (экспроприация экспроприаторов или проще: грабь награбленное), а христиане отдают свое ("И кто захочет судиться с тобою и взять у тебя рубашку, отдай ему и верхнюю одежду" Мф. 5, 40). Не менее важное препятствие для сближения представляет атеизм или материализм коммунистической идеологии. Наши современные антикоммунисты от Солженицына до Аксючица не устают повторять вслед за Достоевским и близкими ему до духу авторами сборника "Из глубины" (1918) - Аскольдовым, Струве, Бердяевым, что "духовная основа социализма - отрицание бессмертия, что пафос социализма - желание устроить царство Божье на земле без Бога, осуществить любовь между людьми без Христа..." (Бердяев).
Но что скажут наши ревностные христианские защитники частной собственности на такие слова Иоанна Златоуста - одного из величайших святых IV века: "пусть все продадут все, что имеют и принесут на средину, - только словом говорю; никто не смущайся - ни богатый, ни бедный. Сколько, думаете, было бы собрано золота?.. Если бы все мужчины и все женщины принесли сюда свои деньги, если бы отдали и поля, и имения, и жилища (не говорю о рабах - их тогда не было бы, может быть, отпускали бы их на волю), то вероятно собралось тысяча тысяч литров золота или лучше сказать даже два или три раза столько. Скажите, ...сколько теперь вообще жителей в нашем городе?.. Сколько, думаете, в нем христиан? Думаете ли, что сто тысяч?.. А как велико число бедных? Не думаю, чтобы больше пятидесяти тысяч. И чтобы кормить их каждый день, много ли было бы нужно? При общем содержании и за общим столом, конечно, не потребовалось бы больших издержек... Так живут теперь в монастырях, как (жили) некогда верные. И умер ли кто с голода?.. Но если бы мы сделали опыт, тогда отважились бы на это дело. И какая бы была благодать?.. (Беседы на Деяния апостольские. М., с., 113-114).
Теперь рассмотрим другие, более серьезные обвинения в адрес коммунизма: в безбожии, антихристианстве, насилии ради достижения высоких целей, разжигании классовой ненависти и т. п. Сюда же можно отнести сатанизм Маркса, богоборчество Ленина. Задача становится тем труднее, что приходится спорить с такими "столпами антикоммунизма", как Достоевский, Бердяев, Солженицын. Что ж, выхожу, как Давид на Голиафа, с легкими камешками своих аргументов на этих гигантов, с головы до ног одетых в броню авторитета, славы, ума, эрудиции... Дело в том, что почти все выступления этих писателей против социализма бьют мимо цели, если мы будем рассматривать не теоретические построения его основоположников и не первые годы коммунистической власти, годы гражданской войны и неудачных экспериментов военного коммунизма, а реальное, построенное в нашей стране социалистическое государство, выдержавшее испытание войной и временем и обеспечившее своим гражданам вполне приличные условия существования.
Многие сейчас задают вопрос: могут ли теперешние коммунисты, захватив власть, устроить такую же бойню, как в восемнадцатом, девятнадцатом, двадцатом и далее, при коллективизации и раскулачивании? У них нет для этого ни сил, ни средств, ни желания. Да и наш народ, наученный горьким опытом революций и контрреволюций, войн гражданских и афганских, холодных и горячих, больших и малых, а также всяких перестроек и перестрелок, больше не соблазнишь идеалами светлого будущего как социалистического, так и капиталистического.
Но все-таки, как же быть с научным или воинствующим атеизмом? Если мы условимся считать, что коммунизм - я имею в виду не только марксизм-ленинизм, но любой, в том числе и "утопический" - это учение прежде всего о переустройстве общества, т. е. социально-экономическое, а не (анти)религиозно-философское или догматическое (вспомните: марксизм - не догма), то атеизм вовсе не является его неотъемлемой частью, а легко устранимым балластом или довеском. Кстати, крупнейший теоретик утопического коммунизма Томас Мор был глубоко верующим католиком и даже был казнен за отказ признать короля главой английской церкви. Распространение же в России именно атеистического коммунизма объясняется субъективными причинами: антихристианский пафос или дух этого учения имеет эмоциональную, а не рациональную окраску. Человек произошел от обезьяны, следовательно, будем любить друг друга, как шутил Владимир Соловьев. Маркс, Энгельс, Чернышевский, Ленин были атеистами или богоборцами по своим личным качествам, а вовсе не потому, что воспринятая ими от других мыслителей, а теми от христианства, идея коммунистического общества была якобы неотделима от материализма (смешно считать материалистами апостола Петра или Иоанна Златоуста). Русский же народ по природе эмоционален и склонен к догматизму - это хорошо для религии, но не для теоретического мышления. Поэтому он слепо, не раздумывая, принял все, чему учили его революционеры. Его религиозное отношение к вождям как нельзя лучше обнаруживается в культах Ленина и Сталина ("Ленин и теперь живее всех живых", "Мы так вам верили, товарищ Сталин, как может быть, не верили себе"). Сам Ленин по складу своего ума и по характеру - типичный представитель русского народа вопреки всем разговорам о его "еврействе". Будучи тонким диалектиком в вопросах практики, политики, революционной стратегии и руководства государством, он был жестким догматиком в философских вопросах и здесь ни на йоту не отступал от взглядов своих учителей Маркса и Энгельса. Такой же была и большая часть его ближайших соратников. Религия раздражала их не сама по себе, а как атрибут ненавистного им старого мира. Конечно, нельзя сбрасывать со счета вполне сознательную, хорошо продуманную деятельность по разрушению Русской Православной Церкви ее исконных врагов, прибывших в Россию из-за границы. Все это и обусловило небывалый размах антирелигиозной пропаганды, принявшей самые грубые и оскорбительные формы в первые 20 лет после Октябрьской революции. Затем атеистическая кампания начала постепенно затихать, и проводилась уже без всякого энтузиазма, вяло и лениво, особенно в послевоенное время.
Сейчас русские, а лучше сказать советские коммунисты избавляются от угара безбожия и начинают понимать, что устраивать или переустраивать жизнь на земле - одно, а "штурмовать небо" - другое. Так не будем мешать им и дальше двигаться в этом направлении. Таким образом, первой ступенькой для взаимопонимания и сотрудничества между коммунистами и верующими может служить желание и тех, и других установить справедливые, братские отношения между людьми и неприятие основного жизненного правила капитализма: человек человеку волк.
Но ведь это восемнадцатый год! А что было дальше? По данным ЮНИДО (организация ООН по промышленности) СССР в последнее десятилетие занимал первое место по добыче нефти и газа, железной руды, по производству стали и чугуна. Разве это свидетельствует о бессилии управлять экономикой?
Интересный отрывок, принадлежащий перу известного экономиста и философа, впоследствии православного священника и видного богослова отца Сергия Булгакова: "Погибло, все погибло! Умерло все и мы умерли, бродим как живые трупы и мертвые души... Была могучая держава, нужная друзьям, страшная недругам, а теперь - это гниющая падаль, от которой отваливается кусок за куском на радость всему слетевшемуся воронью. На месте шестой части света оказалась зловонная, зияющая дыра". ("Из глубины", с. 91).
Да неужели это про большевиков?! А ведь такое впечатление, что читаешь газету "Завтра" или "Советскую Россию". Оказывается, в восемнадцатом году "белые" переживали то же самое, что переживают "красные" в девяносто пятом. Вот вам еще одна ступенька для взаимопонимания и примирения "красных" и "белых".
Так не будем же пенять друг другу на прошлое, а попытаемся вместе работать для настоящего и ближайшего будущего!
Не хотелось бы заканчивать на пессимистической ноте, но приходится. К сожалению, и в наше время нередко вытаскивается на свет из старых антирелигиозных брошюр присказка о том, сколько десятин земли имели монастыри до революции, или что Православная Церковь поддерживала царское самодержавие. (См. Моск. Церковный Вестник № 20 (38) январь 1990, с. 6). А в Думе "хороший друг Патриарха" А.И. Лукьянов голосует против возвращения религиозным организациям их имущества, отобранного в 1918 году. Выходит, некоторые влиятельные партийцы еще держат против Церкви камень за пазухой. Тогда не являются ли их неуклюжие реверансы перед Православием всего лишь "кокетничаньем с боженькой", для достижения чисто политической цели - привлечь на свою сторону верующих избирателей. Это не может не настораживать. Надеюсь (хочу надеяться), что так поступают всего лишь некоторые. Если же это не так, то верующие будут вынуждены, несмотря на все пороки "демократической" власти, быть на ее стороне. И протянутая коммунистам рука повиснет в воздухе...