РУССКАЯ ЛИНИЯ    
Православное информационное агентство
web-сервер www.rusk.ru

 

Русский дом, №10. Оглавление


Клубок топливно-энергетических "олигархов"
А.Н.Савельев

Всем и каждому сегодня ясно, что гайдаро-чубайсовская приватизация была откровенным и наглым грабежом национального достояния. Но мало кому известно, что неменьший ущерб стране наносил и наносит иной процесс -перетекание госсобственности в частные руки, организованный внешне вполне законно, в соответствии с опытом Остапа Бендера, знавшего сто относительно законных методов отъема денег.
Этот процесс начался еще с кооперативного движения, когда правящая номенклатура начала создавать при крупных предприятиях небольшие фирмы, снимающие пенки с тех экономических проектов, которые вело предприятие-донор. Обогащалась за счет такого рода паразитических структур узкая группа лиц. Затем (после 1991 года) доминирующим способом присвоения госсобственности стало смешение государственного и частного имущества. Игра с превращением и перевоплощением одних юридических лиц в другие привела к тому, что появилась та самая группа "олигархов", деятельность которой мы можем сегодня воочию наблюдать. Тогда же возник политический бизнес - каждый член гайдаровского правительства без всякой приватизации смог присвоить себе тот или иной кусок госсобственности.
Есть еще три очень эффективных метода "отъема денег". Первый - заимствование у государства средств для того, чтобы покупать пакеты акций государственных компаний. Второй - неплатежи, которыми можно оправдать все: и деловую непорядочность, и невыплаты зарплаты, и невыплаты в бюджет. Третий - подкуп представителей государства в частно-государственных акционерных обществах частными владельцами крупных пакетов акций. Все три метода предполагают формирование олигархического альянса между государственной бюрократией и вышедшими из ее среды "олигархами".
Сегодня мы стоим накануне "отъема" у государства последних крупнейших компаний: "Газпрома", "Лукойла", РАО ЕЭС. Эти предприятия-монополисты еще числятся как государственные, но уже практически не работают на бюджет. Зато образуют тесный клубок, нити которого опутали всю страну. Только по итогам 1997 г. мы все вместе задолжали ТЭК 454 млрд. рублей.
Главный добытчик российского газа "Газпром" находится на 11 месте по добыче нефти, совместно с "Лукойл" владеет банком "Империал" (по 12,5% акций), совместно с "Лукойл" рассматривал возможность покупки Роснефти (100% госсобственность). У РАО "Газпром" основной должник (до 40% долгов, порядка 35 млрд. рублей) - предприятия электроэнергетики, преимущественно подконтрольные РАО "ЕЭС России". В то же время долги потребителей перед ЕЭС оцениваются в 100 млрд. руб. (до 50% - бюджетные организации). В СМИ - та же картина: "Газпром" связан с группой "Мост" через НТВ (владеет 30% НТВ, переданными в доверительное управление "Мост-Медиа"), "Лукойл" - с группой ОНЭКСИМ через совместное владение газетой "Известия", вместе "Газпром" с "Лукойлом" связаны через банк "Империал" и журнал "Профиль".
Топливно-энергетические "олигархи", опираясь на сложившуюся систему власти, высасывают последние соки из российской экономики, фактически паразитируя на среднем классе, разоряя мелкий и средний бизнес, опустошая казну.
Возьмем, к примеру, "Газпром". Относительно законный отъем денег у госбюджета "Газпрому" облегчает тот факт, что из 40% газпромовских акций закреплены в федеральной собственности, 35% переданы в доверительное управление самой компании. Часть акций оформляют связи топливно-энергетического клубка с госчиновниками и прочими "олигархами": 5% - у Мингосимущества, 0,9% - у Российского фонда имущества, 2% - у иностранцев, 15,7% - у российских юридических лиц (что это за лица, никто не знает, но есть основания считать, что к ним причастны структуры Б. Березовского и В. Потанина). 10% "Газпром" выкупил как бы сам у себя, показав, что образованное государством юридическое лицо может использовать часть своих (государственных) средств, чтобы выкупить у государства же часть собственности. Остальные акции - у мелких собственников, не имеющих никаких прав в управлении кампанией: 15% - у членов трудового коллектива, 5% переданы народам Севера (чем это эти народы так отличились по сравнению с остальным населением России?)
Кстати, по первоначальному договору о доверительном управлении акциями правительства с "Газпромом", последний имел право выкупа большей части государственного пакета акций по номинальной стоимости (12-16 млн. долларов) при рыночной стоимости в 5-7 млрд. долларов. Подписание этого договора (теперь измененного) можно считать крупнейшей финансовой аферой, которая едва не привела к огромному ущербу нашей стране. В случае продажи государственного пакета акций России был бы нанесен прямой ущерб, сегодняшняя ситуация наносит не меньший ущерб, но в косвенной форме.
РАО ЕЭС сформировано примерно по тому же принципу. Госпакет акций - 54% (треть - в управлении регионов). Олигархические связи обеспечиваются 30% акций у иностранных акционеров и 8,5% у Национального резервного банка (дочерняя структура "Газпрома"). Остальное - у полумиллиона бесправных граждан России, которым от доходов РАО вряд ли чего-нибудь достанется. Если кто-то вознамерится разобраться, как используется вверенная руководству РАО (Чубайсу или любому другому "распорядителю кредитов") часть доходов, то в офисе случится очередной пожар. Оперативные учения в этом предприятии-ведомстве недавно состоялись. Бухгалтерия была поглощена пламенем, как только там появились проверяющие из Счетной палаты.
Почему правительство в 1998 г. вцепилось в "Газпром"? Во-первых, у правительства практически не осталось прибыльных отраслей. Нечем пополнять бюджет, ибо большая часть госсобственности, способной приносить прибыль, разворована. А это чревато преждевременной отставкой или полным крушением всего политического режима. Во-вторых, "нижегородским мальчикам" правительства Кириенко-Немцова хотелось бы повторить успех "чикагских мальчиков" Гайдара-Чубайса - присвоить себе часть госсобственности. Но оказалось, что это не так просто.
Вместо того, чтобы полностью владеть инициативой и назначать в госконцерне того руководителя, который сегодня необходим, правительство Черномырдина поставило дело так, чтобы Р. Вяхирева практически невозможно было снять. Он по-прежнему может иметь большинство в Совете директоров, консолидируя с помощью разного рода ухищрений пакет акций, больший, чем у правительства. Это означает, что госпредприятием управляет человек, чьи интересы расходятся с интересами государства (точнее - сегодняшнего правительства, которое должно отстаивать интересы государства).
В конце концов "Газпром" и иже с ним сломал правительство - сумел не только избавиться от ГКО накануне финансового кризиса и отказа правительства Кириенко платить по своим долгам, но и свалил само правительство, вернув в кресло премьера своего многолетнего патрона - В. Черномырдина.
Кстати, следует отметить, что попытка не платить по долгам была для правительства авантюрой, которая могла кончиться либо отставкой, либо присвоением огромных финансовых ресурсов, выделенных России для того, чтобы иностранные инвесторы могли сбросить ГКО, и уйти с российского финансового рынка. Правительство же решило оставить выделенные деньги в России. Разумеется, мощные механизмы мирового финансового управления пришли в движение, и Ельцин отправил кабинет Кириенко в отставку.

Некоторые политики полагают: что хорошо для "Газпрома" ("Лукойла", РАО ЕЭС и т.п.), то хорошо для России. Это ложное утверждение (как и то, что развал "естественных монополий" пойдет на пользу экономике). Оно может стать верным, если государство вернет себе контроль за стратегическими отраслями производства.
Сложившаяся система олигархического грабежа страны может быть преодолена лишь следующими мерами:
1. Частный и государственный капитал должны быть строго разделены. Должны существовать либо на 100% государственные предприятия, либо полностью частные. Иное - открытое попустительство коррупции.
2. Чиновник не должен иметь права владеть акциями своего предприятия или предприятий-учредителей, получать какие-либо доходы, помимо зарплаты. Иначе мы будем иметь таких чиновников, которые обеспечат себе баснословные состояния с помощью "относительно законного отъема денег". Например, личное состояние главы "Газпрома" оценивается журналом "Форбс" в 1,1 млрд. долларов, состояние главы "Лукойла" - в 1,4 млрд. долларов. Другой пример - затраты на личное содержание недавнего главы РАО ЕЭС Б. Бревнова - месячная зарплата с учетом разного рода выплат - 22 тыс. долл., частная поездка в США за счет предприятия - 520 тыс. долл., обустройство дачи - 387 тыс. долл., ремонт квартиры -150 тыс. долл.
3. Должна быть запрещена благотворительная деятельность госпредприятий. Благотворительность - дело частное. Иначе такие предприятия будут заниматься благотворительностью за наш счет. Например, "Газпром" в 1997 году истратил на эти цели 35 млрд. руб.
4. Государство, выдавая лицензию на тот или иной вид деятельности, должно давать гарантию добропорядочности владельца лицензии. Все, пострадавшие от недобросовестной коммерческой деятельности (включая разного рода вкладчиков), должны страховаться государством. В противном случае население будет хранить сбережения в чулках или годами судиться с мошенниками.
5. Невыплата зарплаты на госпредприятии или неуплата налогов должны расцениваться как должностное преступление. В противном случае "относительно законный отъем денег" у государства будет продолжаться.