РУССКАЯ ЛИНИЯ    
Православное информационное агентство
web-сервер www.rusk.ru

 

Русский дом, №10. Оглавление


О "РУССКОМ ФАШИЗМЕ"
Зураб Михайлович ЧАВЧАВАДЗЕ

Когда я смотрю то и дело возникающие на разных телеканалах кадры с юными молодчиками в черных рубахах со стилизованными свастиками на рукавах и слышу закадровый текст, сообщающий мне, что вот оно - подлинное выражение русского национального чувства и национальной идеи, меня всякий раз будоражит классический возглас Станиславского - "Не верю!!!"
Впрочем, я, конечно же, верю в реальное существование этих юнцов, верю, что свой радикализм они облекают в откровенно фашистские формы и пытаются навязать себя обществу в образе спасителей Отечества.
Только я не верю, что они выражают чьи-либо чувства, кроме своих собственных, и что им удастся найти отклик и симпатии среди абсолютного большинства соотечественников.
Так отчего же весь этот сыр-бор, вся эта громкая шумиха вокруг жалких кучек сорванцов, дерзко реализующих свои подростковые амбиции и возрастное стремление к эпатажу?
Их, несомненно, нужно одергивать и давать понять, что общество не потерпит профанации святой памяти многомиллионных жертв, понесенных Отечеством ради избавления мира от коричневой чумы.
Но если бы их пришлось судить шариатским судом и наказывать плетями, то за один удар по их мягкому месту я бы назначал сразу десять по чувствительным органам тех, кто их провоцирует.
В этом случае целая серия шариатских "пенальти" досталась бы, например, изрядно захмелевшему на праздновании политического 1995 года Ю. Карякину, на все многомеридианное телепространство бросившему крик своей души об "одуревшей" России. В этих же "предлагаемых обстоятельствах" лишился бы возможности садиться на жесткие места по крайней мере в течение месяца такой известный ниспровергатель давно низвергнутых коричневых и красных идей, как Марк Дейч.
Впрочем, бессмысленно перечислять поименно потенциальные жертвы этого экзотического правосудия, ибо "имя им - легион"... Лучше обратимся к реальным фактам: попытки "раскрутить" коричневую идею имеют место, и бороться с этим надо. Но бороться надо прежде всего не столько с самим явлением, сколько с его причинами.
Общепризнанно, что германский фашизм зародился и расцвел пышным цветом в результате того национального унижения, которому подвергся немецкий народ по итогам I Мировой войны. Унижение это продолжалось менее двух десятков лет и было связано, в основном, с ущемлением геополитических интересов великой нации. В результате мир получил то, что получил.
Русская нация имеет все основания считаться не менее великой, чем германская. Почему же, спрашивается, ее можно безнаказанно унижать в течение 80 (!) лет не только геополитически, но и политически, и экономически, и социально, и идеологически, и культурно? И почему вместо удивления тому, что в результате мы имеем всего лишь горстку ни на кого не влияющих юных безумцев, наша "передовая" демократическая пресса трубит об "уникальной" ксенофобии русского национального характера и нетерпимости к инородцам?!
О какой нетерпимости к инородцам можно говорить применительно к стране, в которой правительство, олигархи, крупные и средние бизнесмены, владельцы теле- и радиоканалов, газет, журналов, издательств, ведущие журналисты, писатели, архитекторы, кинематографисты, художники, юристы, политические и общественные деятели сплошь и рядом представлены не просто инородцами, но инородцами, позволяющими себе презрительно и отчужденно именовать страну своего гражданства "этой" страной?
Попробуем, однако, порассуждать на тему нетерпимости к инородцам на конкретных примерах из жизни.. Ну, скажем, на двух следующих: а) по ситуации на московских (петербургских, тамбовских, рязанских и т.д.) рынках, куда не пробиться местной бабушке с яблоками или огурчиками со своего участка; б) по инциденту на юго-западе Москвы, когда некий кавказец, торговавший арбузами, чуть не лишил жизни русского Олимпийского чемпиона, пырнув его ножом в живот.
Теперь на минуту представим себе аналогичные ситуации, но с соответствующей перестановкой основных персонажей по национальному признаку, а места действия - по географическому, т.е. перенесем его из России куда-нибудь на Кавказ, в Прибалтику или Среднюю Азию. Думаю, нам не придется перенапрягать свою фантазию для того, чтобы живо вообразить, как энергично и жестоко пресловутая тема "терпимости" окажется реализованной на практике!
У нас же в атмосфере якобы крайней нетерпимости к инородцам последние совершенно безбоязненно и безнаказанно организуют многотысячную манифестацию в двух километрах от Кремля с несением трупа своего соотечественника, погибшего в криминальной разборке на ярмарке в Лужниках!
Желтая пресса кишит сообщениями из уголовной хроники о деятельности организованных преступных группировок и делит их на армянские, африканские, вьетнамские, грузинские, еврейские, китайские, чеченские и прочие мафиозные структуры. Почему же нет русских мафиозных структур в Армении, Африке, Вьетнаме, Грузии, Израиле, Китае, Чечне и т.д.? Ведь среди русских количественный состав преступного элемента наверняка не ниже, чем среди перечисленных народов! Не потому ли именно, что порог терпимости в России на порядок выше, чем в других странах?
Другую причину активности фашиствующих группировок наши горе-антифашисты видят в отсутствии карающей законодательной базы для эффективной борьбы с ними. Во-первых, это не совсем так. Действующий уголовный кодекс предусматривает вполне конкретное наказание за "разжигание расовой и национальной розни". Думается, однако, что даже крайнее ужесточение наказания за экстремистскую деятельность не приведет к желаемым результатам, если не устранить причины, порождающие эту деятельность (на мой взгляд, "творчество" одного Марка Дейча способно нейтрализовать страх перед целым десятком самых строгих законов).
Нет, проблема, конечно же, не в притянутой за уши вздорной идее о врожденной ксенофобии русского человека и не в отсутствии или слабой карающей силе закона. Проблема - в невиданной за все время существования русской нации степени ее унижения. "Множественное большинство русского народа ныне пригнетено своей беспомощностью, ограбленностью, нищетой", - справедливо констатирует А. Солженицын в последней книге "Россия в обвале".
На фоне этого широкомасштабного унижения наглые обвинения демпрессы в адрес русского национального характера могут лишь усугубить проблему возникновения экстремистских течений. Вспомним конец 80-х годов, когда демократические масс-медиа назначали конкретные даты еврейских погромов в России и били в набат, призывая положить конец русскому антисемитизму. А в это время вместо еврейских погромов обильно лилась невинная кровушка армян в Сумгаите, турок-месхетинцев в Узбекистане, горела почва под ногами русского населения в закавказских и северо-кавказских республиках, в Прибалтике и Средней Азии. И никакого набата по этому поводу не звучало, газетные и электронные СМИ ограничивались сухим изложением голых фактов.
Встречали ли вы, уважаемый читатель, публикации хотя бы одного из наших публицистов-антифашистов, которые были бы посвящены бедственному положению русских в странах ближнего зарубежья? Вот и я что-то не припомню...
Так что не валите вину с больной головы на здоровую, господа журналисты! Заступитесь лучше за бесправного русского человека, чтобы не искал он защиты у тех, кто, используя его беды, подсовывает ему чуждые его национальному характеру радикальные и экстремистские лозунги.
Главную же ответственность за возникновение крайних националистических течений несет, конечно же государственная власть. Это ее вина, что Россия из великой державы превращается в страну "третьего мира", что ее граждане нищают с каждым днем, лишаясь элементарной социальной защищенности, что многие сотни (!) миллиардов долларов национального достояния оказались за рубежами Отечества, что стимулируются сепаратистские тенденции, грозящие развалом единства страны, что коррупция и криминал достигли небывалого разгула, что стоит производство и процветает торгашество, что не финансируются наука и высокие технологии, что разбазаривается культурное достояние, что пышным цветом расцветает развратная индустрия.
Этот-то далеко не полный перечень преступлений государственной власти и обусловил то крайнее унижение России как великого государства, которое, как и в постверсальской Германии, служит питательной средой для возникновения доморощенного экстремизма.
Только в русском национальном характере такой питательной среды никогда не существовало и не существует. Уж на что безжалостно строгим критиком русских нравов был П.Я. Чаадаев, да и тот в письме Ф.И. Тютчеву не мог не признать отличительной особенности русского народа: "Почему же мы до сих пор не осознали нашего назначения в мире? Уж не заключается ли причина этого в том самом духе самоотречения, который Вы справедливо отмечаете как отличительную черту нашего национального характера?"