РУССКАЯ ЛИНИЯ |
|
О пророческом призвании Пушкина
Иван ИЛЬИН
Отпадают все временные, условные, чисто
человеческие мерила; все меньше смущает нас то,
что мешало некоторым современникам его видеть
его пророческое призвание, постигать священную
силу его вдохновения, верить, что это вдохновение
исходило от Бога. И все те священные слова,
которые произносил сам Пушкин, говоря о поэзии
вообще и своей поэзии в частности, мы уже не
переживаем как выражения условные,
"аллегорические", как поэтические
олицетворения или преувеличения. Пусть иные из
этих слов звучат языческим происхождением:
"Аполлон", "муза"; или поэтическим
иносказанием: "алтарь", "жрецы",
"жертва"… Мы уже знаем и верим, что на этом
алтаре действительно горел "священный
огонь"; что этот "небом избранный певец"
действительно был рожден для вдохновенья, для
звуков сладких и молитв; что к этому пророку
действительно "воззвал Божий глас"; и что до
его "чуткого слуха" действительно
"касался божественный глагол", - не в смысле
поэтических преувеличений или языческих
аллегорий, а в порядке истинного откровения
нашего, нашею верою веруемого и зримого Господа…
Мы говорим не о церковной "святости" нашего
великого поэта, а о его пророческой силе и о
божественной окрыленности его творчества. И
пусть педанты целомудрия и воздержанности,
которых всегда оказывается достаточно, помнят
слова Спасителя о той "безгрешности",
которая необходима для осуждающего
камнеметания…
Вот почему мы, русские люди, уже научились и
должны научиться до конца и навсегда подходить к
Пушкину не от деталей его эмпирической жизни и не
от анекдотов о нем, но от главного и священного в
его личности, от вечного в его творчестве, от его
купины неопалимой, от его пророческой
очевидности, от тех божественных искр, которые
посылали ему навстречу все вещи и все события, от
того глубинного пения, которым все на свете
отвечало его зову и слуху - словом, от того
духовного акта, которым русский Пушкин созерцал
и творил Россию; и от тех духовных содержаний,
которые он усмотрел в русской жизни, в русской
истории и в русском духе.
Пушкин есть начало очевидности и радости в
русской истории. В нем русский дух впервые
осознал и постиг себя, явив себя и своим, и чужим
духовным очам; здесь он впервые утвердил свое
естество, свой уклад и свое призвание; здесь он
нашел свой путь к самоодолению и
самопросветлению. Здесь русское древнее
язычество (миф) и русская светская культура
(поэзия) встретились с благодатным дыханием
русского Православия (молитва) и научились у него
трезвению и мудрости. Ибо Пушкин не почерпнул
очевидности в вере, но пришел к вере через
очевидность вдохновенного созерцания. И древнее
освятилось; и светское умудрилось. И русский дух
познал радость исцеленности, радость цельности,
и русский пророк совершил свое великое дело.