"ПОРАЖАТЬ ПРОТИВНИКА ЧЕЛОВЕКОЛЮБИЕМ"
Н. Н. Ключарев, кандидат исторических наук, доцент
Есть в русском народе и его воинстве одно качество, которое либо отсутствует, либо слабо выражено у других, - гуманизм.
В связи с этим закономерно возникает вопрос: что следует понимать под гуманизмом на войне, в чем его суть? Правомерно ли вообще говорить о нем?
Ответ на это был дан еще в начале XVIII века и развит в военных трудах таких известных столпов мировой военной науки, как Генри Ллойд (1720-1783), Антуан Анри Жомини (1779-1869), Карл фон Клаузевиц (1780-1831). По их определению, суть гуманизма на войне состоит в следующем: во-первых, не допускать ненужного кровопролития, как со стороны своих войск, так и со стороны противника; во-вторых, не допускать чрезвычайной суровости по отношению к пленным, мародерства к убитым; в-третьих, не трогать местное население, не озлоблять его против себя грабежами и всякого рода насилием.
Как писал историк П.П. Яковлев, "история наших войн" показывает замечательное незлобивое отношение русского солдата к своему врагу, даже нехристианину, против которого он шел с бесповоротною решимостью погибнуть, если Богу угодно, и с которым он готов разделить последний сухарь, если бой приостановлен или враг попал к нему в плен". В этом проявляются черты "христолюбивого" воина, сдерживающего в себе акты мести, возмездия, стяжания.
В своем труде "О войне" К. Клаузевиц утверждал: "В действиях армии отражается дух народа". Это положение во многом помогает ответить на вопрос о том, почему русский солдат гуманнее, чем западный.
При некоторой отсталости в светском образовании Россия стояла выше западных государств в смысле христианского просвещения, и это способствовало тому, что у нас воспитывался человеколюбивый народ, самая скромная и непобедимая армия.
Гуманное отношение к поверженному врагу, мирному населению противоборствующей стороны всегда являлось основополагающем в действиях русского солдата на войне. Так, А.В. Суворов требовал: "В стояниях и на походах мародеров не терпеть и наказывать оных жестоко, тотчас на месте. Домов, заборов и огородов отнюдь не ломать… Где случается фуражировать, чинить то при войсках, с правилом, с крайним порядком. Есть ли тут благоразумие, где лишать себя самого впредь текущих последствий, довольной субсистенции и кровли? Наблюдать то и в неприязненной земле, делать и во оной жалобе всякого обывателя тотчас должное удовольствие". Обратите внимание на последнюю фразу: "Не меньше оружия поражать противника человеколюбием". Этим сказано многое.
Интересное наблюдение о русском солдате делает генерал от инфантерии, русский военный публицист и психолог Н.Д. Бутовский: "В русском солдате удачно сочетаются, казалось бы, противоречивые свойства: ненависть к врагу на поле брани и милосердие к павшему неприятелю… колоть турок было для него величайшим наслаждением, иногда он с неудовольствием осматривал после боя штык, не замечая на нем крови. Зато никто так сердечно не относился к беззащитному, безоружному, а тем более к больному неприятелю, как он. Случалось иногда, после занятия какой-нибудь турецкой деревни, в которой наш отряд останавливался на ночлег, встречались не успевшие бежать целые турецкие семейства, состоящие из стариков, женщин и детей. К ним он обращал свое доброе сердце и не только не грабил их, но готов был отдать умирающим с голоду последние крохи, оставшиеся у него в сумке".
А как выглядели на его фоне солдаты других ведущих армий мира? История оставила нам любопытные свидетельства.
Об английской армии
"Гнусности, совершенные англичанами, после штурма Бадахоса и Сан-Себастьяна в испанской войне (действия англичан, испанцев, португальцев, против наполеоновской армии в 1812-1813 гг. - Н.К.) не имеют параллелей в летописях других наций со времени Французской революции", - писал Ф. Энгельс.
Жестоко вели себя англичане по отношению к китайскому населению в первой "опиумной войне" 1840-1842 гг. Когда в конце июня 1842 года англичане штурмом взяли г. Чженьцзянь, они устроили в нем грабеж и кровавую бойню его защитников.
"Англичане, их армия, - утверждал Ф. Энгельс, - усмирявшая восстание сипаев в Индии в середине XIX века, каждое продвижение в глубь страны сопровождала грабежами и опустошениями. Современники той войны отмечали, что в мире нет такой "звероподобной армии, как британская. Грабеж, насилие, убийство… являются издавна установленной привилегией, узаконенным правом британского солдата".
Особым антигуманизмом отличались британские офицеры, которые, руководя расстрелом сипаев и буров, делали это зачастую с сигарой в зубах и со стаканом вина в руке. В период англо-бурской войны 1899-1902 гг. английские колонизаторы создали первые в мире концентрационные лагеря, отличавшиеся особо тяжким режимом.
О французской армии
"Реквизиция, грабеж, хищения по отношению к населению захваченных стран, - утверждал К. Клаузевиц, - являлись в армии Наполеона обычным делом". Его правилом было отдавать своим солдатам взятые города на разграбление. Но если в Западной Европе это сошло ему с рук, то в России привело к гибели.
Вот как описывает последние дни пребывания в Москве французской армии Л.Н. Толстой: "Повсюду видны отряды гвардейских мародеров, возвращающиеся в Кремль. В старой гвардии беспорядки и грабеж сильнее, нежели когда-либо, солдаты разбивают погреба и магазины, заготовленные для армии, везде и всюду ищут золото, дорогие украшения и предметы. Солдаты 3-го корпуса, не довольствуясь тем, что отнимают скудное достояние несчастных жителей, попрятавшихся в подвалы, с жестокостью наносят им раны саблями.
Убегая из Москвы, люди этого войска захватили с собой все, что было награблено. Наполеон тоже увозил с собой свои сокровища", которые затем были брошены в реку Березину и по настоящее время ждут своего часа.
О немецкой армии
"Немецкая армия, - писал Н.Д. Бутовский, - воспитана в духе человеконенавистнической идеологии, позволяющей и даже поощряющей военные грабежи, насилие, разнуздование звериных инстинктов… Двигатели, ведущие немецкого солдата на войну: варварское властолюбие и грабеж, материальные расчеты".
Нелестно отзывался в годы Первой мировой войны о немецком "гуманизме" генерал Алексей Алексеевич Брусилов: "…германцы и мадьяры творят зверства и разорения на нашей земле, заставляют беженцев терпеть большие мучения".
+ + +
Шло время, но человеколюбия у большинства армий мира не прибавлялось. Когда в 1918-1920 гг. четырнадцать иностранных государств ввели на территорию России свои войска якобы для "освобождения от большевиков", первыми, кто начал грабить население, стали английские, американские, немецкие, французские, японские солдаты.
Недобрую славу оставили после себя оккупанты… Массовые аресты, концлагеря, зверства составляли их "освободительную миссию". Азербайджанцы, тяготеющие теперь к Турции, забыли о действиях турецких захватчиков. Заняв 15 сентября 1918 года г. Баку, турки устроили в нем резню, уничтожив разом свыше 30 тысяч его жителей.
Особую жестокость по отношению к русскому населению на севере страны проявляли англичане и американцы. Оккупировав города Мурманск, Архангельск, Кемь, Онегу и другие, они чинили массовые репрессии. В результате каждый шестой житель этого края прошел через тюрьмы и концлагеря.
Во время Великой Отечественной войны было угнано на работы в Германию 14 млн человек, половина из которых погибла. Расстрелы, отравления в "душегубках", избиения, пытки, чудовищные медицинские опыты, принуждение к непосильной работе - все это было поставлено у фашистов на широкую ногу.
Отступая под ударами советских войск, немецкие фашисты применяли тактику "выжженной земли". Ими разрушено и сожжено полностью или частично 1710 городов и поселков, более 70 тыс. сел и деревень, свыше 35 тыс. промышленных предприятий, разорено около 100 тыс. колхозов и совхозов. Такого варварства и грабежа история не знает!
Антигуманные действия по отношению к своим противникам творили и наши союзники по войне - американцы. До настоящего времени не воспринимаются разумом их массированные бомбардировки крупнейших городов и культурных центров Восточной Германии, атомные бомбардировки японских городов Хиросима и Нагасаки, в ходе которых пострадало около 500 тысяч мирных жителей.
Мы же по отношению к немецкому населению, освобожденному от ига фашистов, проводили политику дружбы и сотрудничества. Это проявлялось в налаживании нормальной, мирной жизни, снабжении населения продуктами питания, одеждой и другими предметами первой необходимости, уважительном отношении советских воинов к местным традициям и обычаям, к культурным ценностям (спасение Дрезденской картинной галереи, всемирно известной библиотеки в г. Готе). А между тем, "хозяйничая" на территории СССР, немцы осквернили усадьбу Л.Н. Толстого в Ясной Поляне, разрушили Петродворец в Петергофе, украли знаменитую Янтарную комнату и многое другое, что составляло национальную гордость России.
Когда летом 1944 года 90 тысяч немецких солдат и офицеров, взятых в плен, шли по Москве, москвичи стояли по обочинам Садового кольца молча, насупившись, но без злобы смотрели на пленных, которые еще недавно вершили против нас великое зло.
Символом глубокого уважения к нашему солдату, победившему немецкий фашизм, является скульптура Воина-освободителя с немецкой девочкой на руках, воздвигнутая в Трептов-парке в Берлине по проекту нашего соотечественника, участника Великой Отечественной войны, скульптура Евгения Вутетича. Она сохранилась до сегодняшнего дня, несмотря на все попытки убрать ее, и является напоминанием всем и каждому о великом гуманизме русского солдата.
|