февраль 2001г

 Нам пишут

Дорогая редакция!

Пишут вам из Гребенщиковской старообрядческой общины г. Риги. Наша община в этом году на праздник Успения отметила свое 240-летие и является одной из крупнейших в мире с ее 400 членами. Община принадлежит к Поморской древлеправославной церкви (беспоповцев). 
Хочется поблагодарить за ваш журнал, за его, к сожалению, редкую патриотическую направленность среди моря печатных изданий. Разными путями "Русский Дом" поступает в нашу общинную библиотеку и с большим интересом прочитывается прихожанами. 
Еще хочется вам напомнить, что многовековая история России на протяжении последних 300 лет складывается из двух мощных столпов: православия (новообрядчества) и древлеправославия (старообрядчества). К сожалению, раскол в русском православии произошел по вине тогдашних управителей Руси при непосредственном участии мрачных сил Запада (латинства). Он прошел буквально через каждую русскую душу кровавым кострищем. И нет никакой вины тех людей, которые остались верны заветам своих святых отцов и дедов. 
К большому сожалению, в номере "Русского Дома" за август 2000 года на странице 52 в статье "Старец-фабрикант" содержатся некоторые строки, оскорбляющие достоинство старообрядцев. Так, в частности, называют приверженцев Старой Веры "раскольниками". 
Просим вас не употреблять в своем журнале слово "раскольники", так как оно является для старообрядцев оскорбительным - примерно таким же, как если бы православных называли "никонианцами". 
Небольшие пожелания: хотелось бы в журнале видеть статьи, освещающие жизнь современного старообрядчества, ведь мы тоже русские люди, любящие Русь. 
Прошу извинить меня за то, что, может, вольно или невольно причинил вам обиду. 
Если будете в Риге, заходите к нам в гости, посмотрите на наше бытье-житье. 

Наш адрес: г. Рига, ул. Краста, д. 73, 
проезд от центра трамваем N 7 или N 9 
до остановки "Ул. Гребенщикова". 

С уважением - товарищ секретаря общины Игорь Гусев

+ + +

Здравствуйте!

Хочу вам передать слова благодарности от осужденных за столь увлекательный и правдивый журнал. К своему великому сожалению, не могу подписаться на него, но все номера, которые присылают в нашу церковь, читаю с большим удовольствием.
Хотел бы через ваш журнал обратиться ко всем православным христианам и людям, которым не чужды такие слова, как сострадание, милосердие, с просьбой о помощи нашей церкви.
Ради Христа, помогите - кто чем может. Нашей Церкви, которая находится за колючей проволокой, необходим ремонт. Особую нужду мы испытываем в краске и кистях. Также прошу вас помочь православной литературой, свечами, маслом лампадным и ладаном.

С уважением и благодарностью - Вячеслав Владимирович Онтин

612831, Кировская обл., Верхнекамский р-н, 
п. Рудничный, ОР-216/3, 8-й отряд, 
Онтину Вячеславу Владимировичу (церковь).

+ + + 

Адская акция администрации

Не иначе как кощунством считают жители деревни Юмочка Мари - Турекского района Республики Марий Эл действия администрации Хлебниковского сельского Совета, в 1999 году разрушившей в их деревне церковь.
Церковь была построена на пожертвования селян более века назад. Это было любовно возведенное местными мастерами из ценных пород дерева небольшое строение, расположенное на высоком месте, видное со всех концов деревни. Обнесена церковь была ажурной металлической оградой, внутри которой располагались захоронения нескольких священнослужителей. Церковь являлась созидательным центром общественной жизни. При ней впервые в этой глубинке была открыта начальная двух годичная общеобразовательная школа, столетие которой торжественно отмечено в 1999 году (в год разрушения церкви!). Вокруг стали развиваться небольшие деревеньки: Степановское, Новосельское, Крупино, Коршуны и др., жители которых и составили церковный приход.
Церковь пережила лихолетье Гражданской войны, когда в деревни наезжали то "белые", то "красные", и времена сплошной коллективизации, архитекторы которой часто стремились обосновать свои неудачи "религиозными предрассудками" крестьян.
Но участь многих тысяч храмов и монастырей не миновала и ее. В 1936 году она была закрыта. Но не разрушена. Относились юмочкинцы к церкви всегда уважительно, в ней никогда не устраивались склады или мастерские. Она всегда выполняла свою духовную миссию. Длительное время в ней размещались несколько классов школы, ставшей впоследствии семилетней. Да иногда демонстрировали кино, когда в деревню приезжала кинопередвижка. Но всегда люди видели в этом здании храм, хотя службы в нем и не было. Даже в самые жесткие антирелигиозные времена они в родительские дни, например, прежде чем пойти на кладбище, непременно приходили к церкви. Все приезжающие на побывку в родную деревню считали для себя делом чести подойти к храму, а некоторые, хотя и украдкой, - перекреститься и поклониться святому месту.
Обратил внимание на симпатичное одиноко стоящее здание заведующий культурным сектором администрации Хлебниковского Совета. Мысль его работала не в направлении, как полезнее его использовать, открыть в нем, положим, краеведческий уголок (есть в деревне человек, в одиночку занимающийся краеведением) или исторический музей: более пятидесяти юмочкинцев, крещенных в церкви, погибли в Великой Отечественной войне. Нет, он провел решение, принятое администрацией, о сносе здания в связи с тем, что оно не стоит на балансе сельского Совета. Снести - да и никаких забот! Однако реализовать решение ему не удалось - скончался (поэтому имени его не называем: о мертвых или говорят хорошо, или не говорят ничего).
Завершил это неблагородное дело глава администрации Петр Александров. Он привез наемных разрушителей: ни один житель деревни не согласился участвовать в разрушении творения своих предков. Те увидели прекрасно сохранившееся строение - ни единой червоточинки в бревнах. Лишь верхние покрытия требовали ремонта, а подвальные помещения и фундамент (каменная кладка), сохранились в первозданном виде.
Сейчас на месте церкви - куча строительного мусора и другого хлама, не расчищены даже старинные захоронения. Ну а все, посещающие место своего крещения, недобрым словом поминают дела хлебниковской администрации.
Воздвигнуть заново церковь сельскому Совету, конечно, не по силам, но на сохранившемся фундаменте построить часовню, нам кажется, большого труда не составит. А руководители администрации снимут грех со своей души...

Геннадий Николаевич Заболотских,
кандидат исторических наук, заслуженный работник культуры РСФСР