февраль 2001г

 Юбилей

"ДУША РОССИИ ОТКРЫВАЕТСЯ НАМ"
В. В. Князев, адъюнкт Академии управлении МВД России 

К 135-летию рождения Павла Ивановича Новгородцева

135 лет назад, в феврале 1866 года, родился выдающийся русский философ Павел Иванович Новгородцев. Изведав в предреволюционный и революционный период все соблазны "свободы", Новгородцев, будучи вынужденным покинуть Родину, глубоко и проникновенно выразил свое понимание сущности Православной Веры, отношения Православия к католицизму и протестантизму.
П.И. Новгородцев видел главную особенность Русского Православия в том, что оно верно своей Божественной первооснове и первоначальным апостольским и святоотеческим учениям. Самая великая ценность русского религиозного сознания, считал мыслитель, "заключается именно в том, что ему суждено было всего чище сохранить дух Христова учения".
Новгородцев считал, что для католицизма основным жизнеобеспечивающим принципом является постоянное утверждение непоколебимого авторитета Церкви как учреждения. Здесь на первый план выносятся дисциплина, организация, власть. Это, по мнению философа, юридическое понимание христианства.
В протестанизме, отмечал Новгородцев, доминирует принцип личной свободы, личной заслуги и ответственности человека перед Богом. Религиозное учение не имеет здесь большого сакрального значения. Внутрицерковная жизнь основана на исполнении нравственно-религиозных требований человеком в течение его земной жизни. Новгородцев характеризовал протестанизм как этическое понимание христианства.
Основополагающим принципом Православия Новгородцев называл принцип взаимной любви всех во Христе. "Согласно с этим принципом, - говорит мыслитель - не то самое важное в религиозной жизни, что она строится на авторитете церковной организации, как говорят католики, и не то, что она утверждается на основе свободы, а то, что она порождается благодатью всеобщей взаимной любви".
Дух взаимной любви, единение всех во Христе являются глубинными, сокровенными основами православного сознания, организации внутрицерковной православной жизни. Их отсутствие, подчеркивает Новгородцев, делает любые религиозные догматы бессильными и бесплодными. Заповедь любви в Православии приобретает глубокий религиозно-мистический смысл. "По православному сознанию, любовь есть большее, чем обычное свойство нравственно-доброй человеческой воли: любовь есть чудо... И именно поэтому, что это не человеческое лишь свойство, а дар свыше, дар Божией милости. Это не просто любовь, а любовь во Христе, просвещенная и перерожденная соприсутствием Божией благодати".
Философ говорит о том, что любовь во Христе несет в себе мощное связующее начало; любовь взаимная и всеобщая как бы связывает невидимой нитью сознание отдельного человека со всем человечеством. Любовь, Вселенная, Соборность - Новгородцев считает эти понятия для православного сознания равнозначными, вытекающими одно из другого и содержащимися одновременно в понятии "Любовь во Христе". 
Характерной чертой русского православного сознания Новгородцев считал его направленность на коллективную ответственность. "Православное сознание, - говорит он, - основано на убеждении в общей нравственной и религиозной ответственности каждого из всех и всех за каждого, тут в основе лежит идея спасения людей не индивидуального и обособленного, а совместного и соборного, совершенного действием и силой общего подвига веры, молитвы и любви". 
Удивительно тонко и образно философ показывает "сердцевину" православного сознания: поиски идеального Царства Божиего, существование которого невозможного в реальном мире, но без которого немыслима одухотворенная земная человеческая жизнь. "...Земная человеческая жизнь никогда не может притязать на совершенство и вправду",- писал философ, но "всегда нужно стремиться и тяготеть к правде высшей".
Россия явилась страной, пережившей в XX веке наиболее глубокий разрыв духовных связей. Это разрыв, по мнению Новгородцева, был обусловлен внутренним социально-нравственным расколом российского общества, и прежде всего - отходом от истинной, святоотеческой православной традиции. Пророчески звучат слова философа: "...в вере нашей есть сокровища и богатства, которых не знали мы и не ценили, и открываются они нам теперь через величайшие испытания и страдания. И когда мы полнее и глубже проникаем в их существо, тогда и душа России открывается нам, и родина наша снова станет нам открытой и доступной". 
Творчество Павла Ивановича Новгородцева как нельзя актуально в наши дни, поскольку важнейшей задачей становления России является духовное возрождение российского общества посредством воспроизведения лучших и имеющих корни в русском народе духовных ценностей.