февраль 2001г

 

УДАР ПРОТИВ РУССКОЙ ШКОЛЫ

Выдающийся русский ученый, мыслитель и публицист Дмитрий Иванович Менделеев не уставал повторять: "Школа составляет громадную силу, определяющую быт и судьбу народов и государств, смотря по основным предметам и по принципам, вложенным в систему школьного образования". Судьба русского народа впрямую зависит от судьбы русской школы. Именно ее-то и ставит под удар готовящаяся реформа образования, за которую рьяно взялись право-либеральные силы. 
Эту проблему обсуждали с нашим корреспондентом писательница Ирина Ивановна Стрелкова, доктор филологических наук, академик Всеволод Юрьевич Троицкий и директор школы № 141 г. Москвы Лилия Николаевна Погодина. 

Корр.: - Ирина Ивановна, вы сегодня были на парламентских слушаниях, где Ирина Хакамада, большой, конечно, "русский патриот", представляла тезисы, наметки, принципы новой реформы образования. Каковы ваши впечатления? 

И.И. Стрелкова: - Очень печально, что за образование взялись правые силы. Выступали Хакамада, Явлинский, Немцов - они не давали слова директорам, учителям, а сами выступали с обычной своей болтливостью. Очень деловые люди. Они начали серьезный подкоп под русскую школу. Это идет у них, как говорится, единым пакетом: разрушить школу, образование, преподавание русского языка... Русская идея - никто ее так прекрасно не изложил, как писатели. Книжки для чтения 1, 2, 3, 4 классов, где Пушкин, Лермонтов, Некрасов, - русская идея там изложена, школа с этого начиналась. Вот эту школу они ломают. С одной стороны, они хотят создать элитные школы для своих детей, с другой - создать школы для прочих, но при этом хочется разрушить и систему образования для бедняков. Я убеждена, что наши государственные школы при существовании большого количества частных, давали более глубокие знания.
- Я бы сказал, что они и социально больше давали, потому что одно дело, когда мы знаем, что такое частные школы, где хотят потакать ребятам, а вот дух соревновательности, коллективизма, то, что так свойственно русскому человеку, уходит. Общинность - это ведь тоже давала государственная школа. 
И.С.: Это давал урок литературы. Я хочу сразу перевести разговор на свою любимую тему. Вот учебник литературы XX века - это уникальный случай в истории русской школы. Книгу написали и составили писатели. Она у нас пока никаких экспертных комиссий не проходила, но пользуется огромным успехом, сделана она под редакцией В.В. Кожинова. Эта книга не только о литературе - о жизни, воспитании, духовности.
- Директорам не дали слова, а если бы дали, что бы вы сказали, Лилия Николаевна, самое главное - как директор школы? 
Л.Н Погодина: Большое беспокойство вызывает сейчас у всего учительства следующий момент. В десятом пункте плана мероприятий нашего правительства написано о том, что нужно деньги федерального бюджета разделить так, чтобы на федеральный уровень поменьше, а на региональный - побольше, но это все разговоры. Нам министр образования Филиппов дает на обсуждение школы учебный план, так называемый базисный учебный план В чем суть его? Если у нас сегодня на русский язык и литературу, на развитие речи с первого класса идет 8-9 часов, то теперь планируется 3 часа. Государство оставляет лишь следующие предметы: русский язык - 3 часа (в старших классах - 2 часа), математика - 4 часа (а она у нас сейчас 6 часов), физика идет в национальном региональном плане (?!). Поэтому федеральный компонент, то есть государство, ответственности не несет. РУССКОЙ литературы у нас сейчас нет нигде. Литература идет как национальный региональный компонент. 
- Многие читатели не понимают, что это такое: с федерального статуса снизить литературу на региональный уровень. 
Л.П.: Если бы в плане стояла русская литература, то понятно, что в регионах русскую литературу должны изучать как единый стандарт, здесь же разговор идет о региональном: Татарстан, Мордовия, Чувашия. У них есть писатели, они имеют право преподавать свою литературу, не касаясь русской.
- То есть, например, Татарстан имеет право преподавать Тукая, но Пушкина, которого Тукай переводил, из которого он и вырастал, - может не преподавать? 
Л.П.: Совершенно верно. А история? Все наши духовно-нравственные предметы воспитания, патриотизм и гражданское сознание - в нашем федеральном компоненте. У нас история тоже опущена на национальный региональный уровень. Вы подумайте! Если в республиках будут изучать только свою историю, только краеведение, что они и делают, какая Россия останется? 
И.С.: Так мы будем изучать только Салавата Юлаева и Пугачева, а Суворов и Екатерина? И самое страшное, что государство Российское лишается единого общеобразовательного стандарта. Государство лишается культурного пространства. А русские люди, которые живут там, в том же Татарстане, Чувашии, - их почему лишили своей культуры, своей истории? Неужели это не понимают члены правительства? 
- Думаю, хорошо понимают, поэтому так и делают. Хочется, чтобы практик, который не потерял связь со школой занимается и наукой и составлением учебных пособий, высказал впечатления о сегодняшнем уровне преподавания родной литературы, родного языка. Надо помнить, что нас не просто 85 процентов русских, но что это - государственнообразующие предметы. Без культуры общей, без языка - вообще все рухнет. 
В.Ю. Троицкий: Вы правы, Русский Дом включал в себя все народы, но Русский Дом для меня прежде всего - русская литература, русский язык. И если хотите - православие, которое также позволяло существовать всем религиям как самая терпимая религия. Против всего этого, по существу, и направлены реформы, которые разрушают единое государственное пространство, то лоно литературы, в котором вырастали, взаимодействовали, соединялись все народы. Но разрушается и самый предмет литературы, потому что главные произведения классики оттесняются, начиная уже с младших классов. Александра Пушкина почти что нет, а Александр Галич - в корпусе программы. Например, стихотворение Симонова "Ты помнишь, Алеша, дороги Смоленщины", которое действительно говорит все о войне, - для внеклассного чтения, а Жванецкий - в корпусе программы. Это издевательство над здравым смыслом под предлогом плюрализма идет в школу. Этому противостоят такие книги, о которых говорила Стрелкова, - книги, которые сохраняют духовную традицию. В том числе, надеюсь, моя книга "Словесность в школе".
- На слушаниях шел разговор, например, о роли православия и мусульманства, о главных конфессиях, которые в идеологическом смысле выходят снова на первый план.
И.И.: Это очень важный вопрос. Дело в том, что сегодня школа освобождена от обязанности воспитывать. Министр образования начал говорить о том, что мы, мол, вернем в школу воспитание, но ничего не вернули: ни нравственное воспитание, ни духовное. Единственное, что навязывают, - это половое воспитание. Вообще, если говорить о воспитании детей, о возможности Православной Церкви общаться со школой - то с великим трудом заключено такое соглашение между министерством образования и Патриархией: что можно будет проводить совместные занятия. И все же всячески препятствуют этому. Или навязывают хеллуины.

Л. П.: Наша школа строит свою воспитательную систему на русской культурной традиции. У нас есть свои особенности. Мы вырабатываем систему духовно-нравственного воспитания. У нас удивительные люди, хорошие учителя, у нас есть замечательные воспитатели. У нас 50 интересных кружков, клубов, но, увы, наша воспитательная система не нужна Министерству образования.

+ + +

Но разве Министерство образования, фракция СПС в Госдуме или даже все государственные чиновники - главные судьи в вопросе, какая школа нужна России? Мы ждем откликов читателей!