февраль 2001г

 Юбилей

СОЛЬ ЗЕМЛИ РУССКОЙ 
А.Д. Степанов, С. М. Григорьев.

К 100-летию русского монархического движения 

"Объединяйтесь, русские люди. Я рассчитываю на вас. 
Я верю, что с вашей помощью мне и русскому народу 
удастся победить врагов России
". 
Из обращения царя-мученика Николая к Союзу Русского Народа 
22 декабря 1905 года 

В феврале 2001 года исполняется 100 лет русскому православно-монархическому общественному движению. 26 января (8 февраля) 1901 года официально был утвержден устав первой национальной организации, которую ее создатели назвали очень символично - Русское Собрание. И сегодня мы хотим вспомнить о тех русских людях, которые первыми бросили вызов набиравшей силу революции, первыми встали на пути смуты, начертав на своем знамени бессмертный лозунг "Православие, Самодержавие, Русская Народность". 

В тумане смутных дней 

Идея создания русского национального кружка в среде писателей, ученых и сановников столицы, которых удручали угасание веры и денационализация русского общества, появилась еще в ноябре 1900 года. И уже самим названием был брошен вызов общественному мнению. Ведь космополитизм в ту пору являлся признаком "хорошего тона" у образованного слоя России. Как заметил один из современников, Русское Собрание зародилось, "когда любовь к отечеству была в забвении", "когда стало невыгодным быть русским человеком". А один из учредителей и главных организаторов Собрания блестящий поэт и публицист, друг философа Владимира Соловьева Василий Величко в стихотворении, посвященном соратникам по борьбе, писал: "В тумане смутных дней/ В нелегкий путь пошли мы,/ Огнем любви палимы -/ Любви к земле своей!" 
16 (29) января 1901 года состоялось последнее предварительное заседание сорока членов-учредителей Русского Собрания. Оно проходило в редакции самой авторитетной тогдашней газеты "Новое время", издатель которой Алексей Суворин был в числе учредителей Собрания. Среди его гостей было немало известных людей, представителей политической и культурной элиты Российской империи: генерал-майор Военно-окружного суда, публицист Михаил Бородкин; сын известного русского военачальника, генерал-майор граф Николай Гейден; профессор Константин Грот; статс-секретарь Государственного Совета барон Роман Дистерло; профессор Академии Генерального Штаба генерал-майор Аким Золотарев; ветеран патриотической публицистики, издатель Виссарион Комаров; академик Никодим Кондаков; будущий министр земледелия России и глава правительства П.Н. Врангеля Александр Кривошеин; помощник директора Публичной библиотеки доктор русской истории Николай Лихачев; профессор Санкт-Петербургской Духовной академии и директор Археологического института Николай Покровский; начальник Николаевской академии Генерального Штаба генерал-лейтенант Николай Сухотин; будущий товарищ министра внутренних дел Алексей Харузин; писатели Николай Энгельгардт, князь Дмитрий Голицын (литературный псевдоним - Муравлин), публицист Алексей Суворин-младший и Сергей Сыромятников. 
Русское Собрание на первых порах начало действовать как интеллектуальный центр еще только зарождавшегося православно-монархического движения. Прежде всего нужно было определить источники и характер угроз бытию России и выработать формы борьбы с ними. Следует отметить, что через Русское Собрание прошли практически все вожди "черной сотни": Александр Дубровин и Николай Марков, Владимир Грингмут и протоиерей Иоанн Восторгов, Борис Никольский и Владимир Пуришкевич. И позднее, когда в разгар смуты 1905 года появились более многочисленные и политически активные монархические организации (Союз Русских Людей, Русская Монархическая партия и особенно Союз Русского Народа), Русское Собрание продолжало играть роль мозгового центра монархического движения. 
Появление национальной организации многими русскими людьми было встречено с энтузиазмом. Численность Собрания начала быстро расти. 12 (25) февраля 1901 года на первом заседании были приняты 120 действительных членов. К концу 1901 года в нем уже насчитывалось около 1000 членов, а к концу 1902 года - около 1600. 6 ноября 1903 года в Харькове профессорами А.С. Вязигиным и В.И. Альбицким был открыт первый местный отдел Русского Собрания. Этот пример вдохновил национально мыслящих общественных деятелей и в других городах. В 1904 году отделы были созданы в Одессе, Оренбурге, Екатеринославе, Варшаве и Вильне, а чуть позже в Киеве, Полтаве, Иркутске и других городах России. Словом, Русское Собрание разрасталось и крепло, становясь влиятельной общественной организацией. Авторитет Собрания значительно вырос после того, как 31 декабря 1904 года состоялся Высочайший прием депутации Собрания во главе с председателем Совета князем Д.П. Голицыным. Благосклонно выслушав зачитанный монархистами адрес, Государь сказал: "Благодарю от души за честные истиннорусские мысли. В том, что вы прочитали, ничего ни добавить, ни убавить нельзя". Именно царь подсказал монархистам самоназвание. С тех пор черносотенцы стали именовать себя "истинно русскими людьми". 

Царская милость 

Государь с надеждой смотрел на формирующееся русское православно-монархическое движение, рассчитывая, что оно станет надежной опорой в борьбе с революцией. 22 декабря 1905 года состоялся прием депутации Союза Русского Народа во главе с его руководителем врачом Александром Дубровиным. Государь с благодарностью принял нагрудные знаки члена Союза для Себя и Наследника и, прощаясь, сказал знаменитые слова, вынесенные эпиграфом к настоящей статье. Но царь не только охотно принимал депутации монархистов - он оказывал им всяческую поддержку. 
24 марта 1909 года в Собрание прибыл царский посланец и сообщил, что Его Величеству благоугодно в радостный для всего христианского мира день Благовещения всемилостивейше пожаловать сто тысяч рублей на Дом Русского Собрания. 
Благодаря пожертвованию Государя строительство ускорилось, и уже 1 июля 1909 года Русское Собрание и гимназия переехали в собственный Дом. Освящение Дома состоялось 21 октября, в день восшествия на престол Государя Императора Николая II. Архиепископ Волынский и Житомирский Антоний (Храповицкий), служивший молебен, обращаясь к членам старейшей монархической организации, сказал: "Русское Собрание, подобно Киево-Печерской лавре, в свое время из пещерной обители сделавшейся центром духовного просвещения на Руси, должно выполнить свою высокую задачу национального просвещения народа". Владыка выразил надежду, что Дом Русского Собрания станет училищем для всей России и русского народа. 
Дом Русского Собрания, который иногда еще называли Русским Домом в Петербурге, состоял из двух флигелей - лицевого и надворного. В лицевом располагались классы гимназии, библиотека и читальня, кабинеты председателя, заседаний Совета, приемная, канцелярия и гостиные. Особенно замечательным был надворный флигель. В нем на первом этаже располагалась специальная "палата имени Александра III", расписанная в стиле русских палат XVII века и уставленная мебелью того времени. 
Над аванзалом находились рекреационный зал гимназии и церковь. Иконостас, иконы и утварь церкви Русского Собрания были исполнены тоже в древнерусском стиле. Церковь имела звонницу. 2 февраля 1910 года была отслужена первая Божественная литургия во временной церкви, а 23 января 1911 года почетным членом Русского Собрания епископом Кишиневским Серафимом (Чичаговым) в сослужении со священниками - членами Собрания церковь была освящена во имя Благовещения Пресвятой Богородицы. 

Святые из "черной сотни"

С именем "черной сотни" связано множество неправд и инсинуаций. Опровергать их нет никакого смысла. Для русского православного человека достаточным свидетельством нравственной чистоты черносотенного движения является тот факт, что непосредственное участие в нем принимали святые. 
Недавно все мы стали очевидцами великого чуда. Состоявшийся в августе 2000 года Архиерейский Собор прославил сонм новомучеников Российских, в ХХ столетии за Христа пострадавших. Многие из них были активнейшими участниками монархического движения. Но странное дело: в многочисленных жизнеописаниях новоявленных угодников Божиих таких, как епископ Макарий (Гневушев) и протоиерей Иоанн Восторгов, вы не найдете упоминания о том, что они были черносотенцами. 
А между тем, если отбросить ложный стыд и честно проанализировать факты, сам собою напрашивается вывод: почти все выдающиеся дореволюционные архиереи и священнослужители русской Церкви были монархистами-черносотенцами. 
Почетным председателем Ярославского отдела Союза Русского Народа был Святитель Тихон (Белавин), будущий Патриарх Московский и всея Руси. Почетным председателем Новгородского отдела Союза был священномученик архиепископ Андроник (Никольский). Организатором и руководителем Всероссийского Православного Братского Союза Русского Народа был священномученик епископ Гермоген (Долганов). Вождями московских монархистов были священномученики настоятель Ново-Спасского монастыря, впоследствии епископ Макарий (Гневушев) и протоиерей Иоанн Восторгов. Председателем Читинского отдела Союза имени Михаила Архангела был священномученик епископ Ефрем (Кузнецов). Почетным членом и членом Совета Русского Собрания, председателем Съезда Русских Людей в Москве в 1909 году был священномученик митрополит Серафим (Чичагов). 
Покровительствовали монархистам, принимали участие в их съездах и совещаниях священномученики митрополит Владимир (Богоявленский), митрополит Вениамин (Казанский), митрополит Агафангел (Преображенский), митрополит Макарий (Невский). Активно участвовали в черносотенном движении архиепископ Никон (Рождественский), митрополит Антоний (Храповицкий), настоятель Почаевской лавры (будущий архиепископ РПЦЗ) Виталий (Максименко) и даже архимандрит (будущий Патриарх Московский и всея Руси) Алексий (Симанский). 
Наконец, нельзя не вспомнить о святом праведном отце Иоанне Кронштадтском. Он был почетным членом многих монархических партий и организаций, немало жертвовал на нужды "черной сотни", поддерживал личные, близкие отношения с руководителями монархического движения (В.А. Грингмутом, о. И.И. Восторговым и др.). Всероссийский батюшка внимательно следил за деятельностью монархистов-черносотенцев. В октябре 1906 года в телеграмме Киевскому Съезду Русских Людей он писал: "Восторженно слежу за речами и деяниями Съезда и благодарю от всего сердца Господа, смилостившегося над Россией и собравшего около колыбели русского христианства верных чад Своих для единодушной защиты Веры, Царя и Отечества". 

В числе черносотенцев оказались, как можно видеть, едва ли не все лучшие люди того времени, и, тем не менее, своей политической цели достичь им не удалось. Они не сумели переменить либеральные настроения большинства российского общества, не смогли предотвратить гибель монархии. Но так ли уж бесплодны были их труды? Думается, что нет. Русскому патриотическому движению, 100-летний юбилей которого мы сегодня отмечаем, удалось собрать и вернуть на путь к Отечеству Небесному тех, кто не утратил любви к своему отечеству земному. И лучшее тому доказательство - сонм новомучеников Российских, среди которых так много участников патриотических организаций начала века. Были бы готовы они, нынешние жители Небесного Иерусалима, к мученическому подвигу за Христа, если бы не прошли путем надежд и искушений на поприще служения России, служения царю? Не сумев достичь целей земных, русские патриоты, 100 лет назад вступившие в непримиримую борьбу с врагами Российской монархии, достигли большего - обрели венцы в Царствии Небесном.
Двух великих святых, как Илию и Еноха последних времен, послал Бог в канун гибели Российской империи. Преподобный Серафим Саровский, как бы восстав из гроба, напомнил о цели православной жизни - стяжании Духа Святого, а праведный Иоанн Кронштадтский указывал заблудшим путь спасения. Не случайно он так ратовал за расширение патриотических организаций русского народа, провидя на этом пути обретение венцов в Царствии Небесном.
Подводя итоги столетия русского патриотического движения, можно с уверенностью сказать, что путь беззаветной любви к своей Родине есть верный путь ко спасению, путь ко Христу.

г. Санкт-Петербург