февраль 2001г

 Геополитика

ЮГОСЛАВИЯ: ЛЕГКИХ ПУТЕЙ НЕ БУДЕТ
Е.Ю. Гуськова,
 
доктор исторических наук

События в Югославии развивались быстро, не совсем предсказуемо и логично, но, к счастью, без войны и кровопролития. Кажется, что мир пришел на эту землю. Однако внутренний драматизм, который улавливается во многих нынешних событиях, позволяет говорить, что Югославию еще ожидают нелегкие времена.
Нового президента Югославии отличают от всех других оппозиционеров последовательность в отстаивании своих убеждений, политическая честность и незапятнанность репутации. Он всегда был готов идти на объединение оппозиционных партий, но не шел на компромисс, если это противоречило его убеждениям. Он не стремился быть оппозиционным вождем, в то время как лидеры других партий всегда дрались за это место, не шли на уступки, что отражалось на единстве оппозиции. Демократическая партия Сербии, возглавляемая Коштуницей, никогда не сотрудничала с Западом, не пользовалась американскими или немецкими деньгами, как это легко делали другие партии. За десять лет кризиса многие из них успели поменять убеждения, окраску, социальный состав, материальное положение. Этого не произошло только с ДПС. Не оглядываясь на то, что скажет "дядя Сэм", Воислав Коштуница позволял себе быть патриотом Сербии даже тогда, когда им не мог быть Слободан Милошевич: он помогал сербам в Боснии и Хорватии, осуждал установление границы между Югославией и Боснией, клеймил агрессию натовцев в позапрошлом году, не признал Международный суд в Гааге, считая его политическим органом. Воислав Коштуница имеет программу, в которой сочетаются элементы демократии, западного либерализма, умеренного национализма и патриотизма. Следует подчеркнуть, что новый президент Югославии - глубоко верующий православный человек. Он уже сумел наладить сотрудничество сербских и черногорских церковных иерархов.
В чем сложность предстоящего периода? В. Коштунице предстоит разрушить сложившуюся структуру прочной "юловской" сети, покрывавшей всю хозяйственную и политическую систему страны. Политическое левое движение "Юл" скорее было общенациональным олигархическим экономическим механизмом, чем партией. И его разрушение повлечет за собой массу проблем в экономике. Затем предстоит заново налаживать деятельность многопартийной системы. Большой проблемой для нового руководства будет удержаться от раздачи должностей коллегам по оппозиции и выдержать идею профессионализма при смене тех или иных руководителей. Думается, что новый президент занял правильную позицию, не стремясь к реваншу и не призывая к мести коммунистам, хотя сам является последовательным антикоммунистом. Настрадавшееся население не выдержало бы чисток и гонений.
Самое серьезное препятствие на пути нового президента - лидер Республики Черногория Мило Джуканович. Он не признает существование СРЮ, считает выборы и президента СРЮ нелегитимными, настаивает на идее самостоятельности Черногории, на создании "переходного Верховного Совета обороны", где, скорее всего, будет требовать вывода союзной армии с территории республики, назначения гражданского лица министром обороны. А требование пересмотра федеративных отношений в СРЮ звучит уже как ультиматум. Скорее всего, Джуканович не откажется от намеченного пути к независимости. Он уже полностью запретил хождение динара на территории Черногории и объявил немецкую марку единственным средством расчетов, тем самым еще больше осложнив отношения с Сербией, готовой пойти на существенные уступки. Если не договорится Коштуница с Джукановичем, если федерация распадется, то не нужен будет президент и Коштуница, сыграв роль серьезного оппонента С. Милошевича, вынужден будет смириться с появлением на месте нынешней СРЮ трех независимых государств - Сербии, Черногории, Косова. А такое развитие событий сейчас наиболее вероятно. Не будем забывать, что рядом с президентом стоят те, кто работает под диктовку Запада, отрабатывает другие сценарии, готов подхватить жезл власти, если президент его не удержит.
Перед Коштуницей стоит вопрос: до какой черты он может идти на компромисс? Во-первых, он считает проблемы Косова и Черногории внутренними делами Югославии, которые они должны урегулировать без вмешательства Запада. Коштуница заявил, что "сецессии" Косова и Метохии не будет. Он уже разговаривал с представителями сербского населения Косова, обсуждал вопрос возвращения 200 тысяч беженцев. Однако на Западе все чаще раздаются голоса о возможном пересмотре структуры федерации и создании третьей республики в составе СРЮ - Косово, а также о предоставлении Косову "условной независимости", которая предполагает дальнейшее присутствие "гаранта стабильности" - НАТО - на этой территории. Во-вторых, он выступает против дополнений, изменений и расширенного толкования Дейтонского соглашения ("внешняя стена" санкций), которые позволили себе США. Очень серьезным испытанием принципиальности и последовательности В. Коштуницы станет налаживание отношений с Западом и международными организациями. Ведь Запад поддержал В. Коштуницу потому, что только он, а не Зоран Джинджич или Вук Драшкович мог быть конкурентом С. Милошевичу, только за него могли отдать голоса и те, кто хотел перемен, но не хотел унижаться перед Западом, и те, кто был за развитие событий по сценарию Запада. Нельзя исключить, что эта поддержка была обусловлена еще тем, что новый президент лишен возможности воздействовать на события силовым путем (например, для предотвращения распада Черногории). Сегодняшние обещания о снятии всех санкций - лишь пряник, который надо заслужить. Условия уже начали ставиться - прозвучали, например, требования выдачи так называемых военных преступников. Но изучение тактики мирового сообщества на Балканах показывает, что ком условий будет расти и видоизменяться, а меры давления, притеснения и наказания будут всегда наготове. Сначала выдайте преступников, потом разоружите армию, затем разместите в своей стране "наблюдателей" НАТО, затем заключите договор с НАТО о сотрудничестве и т.д. А санкции, скорее всего, будут сниматься дозированно и не до конца. Кроме того, осуществляя свои предвыборные обещания, президент будет пытаться пересмотреть нынешний статус Косова и вопрос размещения в крае войск НАТО, принципы сотрудничества с сербами в Боснии и Герцеговине, добиваться возмещения ущерба, нанесенного натовцами во время агрессии. Из-за этого В. Коштуница может стать неудобным и потому неугодным Западу, который попробует его сместить. В-третьих, он опасается, что Сербию постигнет судьба Республики Сербской в Боснии и Герцеговине, когда страна начнет управляться извне. В-четвертых, Коштуница прекрасно понимает, что за снятие санкций придется платить высокую цену, но хочет максимально ее снизить, стремится отстоять национальные и государственные интересы и - что немаловажно для сербов - национальное достоинство. Он за сотрудничество с Западом, но против пресмыкательства перед ним.
Поэтому, как ни поворачивай, а легкой жизни Коштунице не видать. Ситуация в стране налаживается медленно, безвластие ощущается на всех уровнях государственной системы. Ведь, по Конституции страны, президентские полномочия скорее представительские, а реальной властью обладают республики. Поэтому все ждут парламентских выборов в Сербии, назначенных на 23 декабря. Здесь на победу претендует лидер Демократической партии Зоран Джинджич, прозванный "немецким мальчиком" и "серым кардиналом революции", которую, кстати, в стране уже назвали "малой Октябрьской".
И здесь В. Коштунице крайне важна поддержка России, в первую очередь - дипломатическая. Следует попытаться свести к минимуму те условия, которые Запад будет ставить президенту в обмен на экономическую помощь. Судя по существующей практике МИДа, это слишком трудная задача для российской дипломатии. Но России невыгодно дальнейшее раздробление югославского союзного государства, что явилось бы логическим завершением применяемой Западом политики разрушения многонациональных федераций. Москве важно сохранение Югославии, сотрудничество с нынешним президентом, который выказывает лояльное и дружественное отношение к России. Россия может помочь восстановить Югославию в международных организациях, поддержать президента в его стремлении решить проблему Косова в рамках Сербии. Для российской дипломатии является делом чести попытаться реанимировать резолюцию № 1244 - документ, который она считала своим выдающимся дипломатическим успехом.
Россия должна добиваться отмены всех санкций в отношении Югославии, приема ее во все международные организации, содействовать укреплению государственности в этой стране, следя, однако, за тем, чтобы не повторилась ситуация 1948 года, когда, поднявшись с нашей помощью на ноги, Югославия во главе с Тито совершила резкий поворот на Запад - тот самый Запад, который руками католиков-усташей устроил геноцид сербов во время войны. 
Российский газ должен обогревать дома не только хорватов и боснийских мусульман, но и дома сербов и черногорцев. Москва должна поддержать законные требования Югославии в том, чтобы большую часть расходов по восстановлению экономики страны несли те, кто ее разрушал. Состоявшийся диалог российского и югославского президентов - это не только знакомство и начало конструктивного диалога, но и продолжение традиционных связей двух стран, одна из которых нуждается в помощи и поддержке. Мы должны осознать, что ситуация в Югославии опасна не выяснением отношений между властью и оппозицией, а вмешательством в западных стран. Вопрос только в том, насколько Россия осознает свои интересы на Балканах и наметила ли пути их отстаивания.