"ПРЕТЕРПЕВШИЙ ДО КОНЦА - СПАСЕТСЯ"
Беседа с диаконом Сербской Православной Церкви Небойшей Тополичем
Корр.: Отец Небойша, каково сейчас духовное состояние сербского народа?
Небойша Тополич: Последние пятьдесят лет сербский народ все время пытались духовно дезориентировать. Сейчас мы находимся на духовном распутье. В нашей стране появилось немало сект, и это понятно - на заброшенной, неухоженной земле вырастают грибы-поганки. Но все равно наш народ ищет Бога Живого. У меня есть друг, он был в одной секте американского происхождения. Когда началась война, сектанты сбежали из Сербии, а мой друг стал православным. И не только он, но и еще несколько человек из этой секты. Они искали Бога и нашли Его.
В наши дни заметно духовное пробуждение сербского народа. Приведу несколько примеров: в Шумадинской епархии за последние десять лет было построено семьдесят восемь церквей. Молодые люди стремятся получить не просто образование, а образование духовное. Пятнадцать пять лет назад был первый набор в духовную семинарию, желающих оказалось пятнадцать, а в прошлом году сюда поступило восемьдесят человек!
Увеличилось число монахов в монастырях Косова и Метохии. В монастыре Высокие Дечаны, например, сорок монахов и молодых послушников. А десять лет назад там было всего восемь старых монахов.
Духовная реальность сегодняшней Сербии такова: часть молодежи обращается к вере, к Господу Богу, ее интересует история Сербии, история нашей Церкви. Но есть еще много людей, которые не признают Бога и находятся вне Церкви.
- Скажите, пожалуйста, как несут свое служение священники и монахи в оккупированном Косове?
- Православные монастыри в Косове и Метохии оккупированы дважды: с одной стороны - албанцами-шиптарами, а с другой - международными "миротворческими" силами, которые заняли монастыри под предлогом их защиты. Жизнь монахов в монастырях похожа на существование в лагерях. У них только одна радость - Господь. В Нем Одном они видят свое упование, свою защиту. Став монахами, они избрали узкий тернистый путь в Царствие Небесное, поэтому спокойно переносят внешние невзгоды. Службы в монастырях идут по тому же уставу, что и в древности. Монахи, чьи монастыри разрушены, перешли в другие обители, взяв с собой церковные святыни. Монастырь Девич, где живут престарелые монахини, сильно страдает от албанцев -это уже почти концлагерь. У входа в монастырь стоит танк. Но кого защищают французские солдаты - сербов, албанцев или еще кого-то? Хваленая западная демократия в действии...
Отмечу, что в монастырях нашли спасение многие беженцы.
- Как по-вашему, будет ли Косово свободным?
- Физически мы потеряли Косово и Метохию. Но такое уже бывало в нашей истории. Пятьсот лет эти территории находились под игом турок. В 1912 году мы освободили их.
Однажды Патриарх Павел поведал интересную историю. Когда в 1957 году он стал епископом Рашско-Призренским, то после литургии во время трапезы разговорился с одним старым сербом, который помнил турецкую оккупацию. И тот рассказал, как турки схватили одну сербскую девушку и заключили ее в мечеть. Сербы собрали отряд, вооружились, кто чем мог, и освободили девушку. "Как нам жить дальше? - размышляли они, - то ли принять ислам, чтобы не страдать, то ли бежать из этих мест?" Они решили спросить совета у священника. И тот сказал, что нужно терпеть до конца. Один юноша возразил: "Отче, разве мы не терпели уже пятьсот лет?" В ответ батюшка напомнил евангельские слова: "Претерпевший до конца - спасется". И сербы остались. Старый серб, который рассказал эту историю, дожил до освобождения родного края.
Значит, судьба Косова и Метохии - в руках Божиих. Господь кого любит, того и испытывает. Страдания для нас - необходимы. Для укрепления нашей веры. Мы должны заботиться не о теле, как это делают западные христиане, а о бессмертной душе.
- А было ли такое, чтобы сербы переходили в ислам?
- Такие случаи были, и немало. Чаще всего там, где жили потомки еретиков-богумилов. Именно так появилась, например, искусственная нация - боснийцы. Они стали мусульманами, но иконы, доставшиеся им от родителей, дедов и прадедов, были православными.
- А что за война была в Боснии?
- Это была война между теми сербами, которые приняли мусульманство, и православными сербами. Одно из любимых дел коммунистов - создавать новые нации. Так у вас появился "советский" народ, а у нас - хорваты, македонцы, мусульмане. Это все - сербы, только у каждого свое вероисповедание и свое место жительства. Коммунисты разделили сербов. В результате появилась так называемая Македонская Церковь, а сегодня уже и в Черногории кучка еретиков во главе с попом-расстригой Мирашем Дедеичем при поддержке президента-демократа Джукановича объявляет себя "автокефальной Черногорской Церковью"... Это - раны на Теле Христа.
- Сербы, перешедшие в мусульманство, чувствуют, что остались сербами, или забыли об этом?
- Они это знают, но не хотят признаться... В Оттоманской империи были воины, которых называли янычарами. Так вот, янычары - это отуреченные сербы. Они никогда не хотели и не захотят признать своих корней. Они ненавидят свои корни и своих вчерашних друзей, знакомых, родственников.
Каждый человек исповедует веру, которая ему по душе: один - Православие, другой - ислам, третий - буддизм. Но каждый ли спасется? Спасется только тот, кто знает Истину, то есть Христа.
- Не могли бы вы чуть подробнее рассказать о янычарах?
- Турецкие янычары -это сербские дети, которые были взяты турками в плен и насильственно обращены в ислам. Из них воспитывали профессиональных воинов. Слово "янычары" в переводе с турецкого означает "новые войска". Это элитная гвардия, которая, во-первых, охраняла султана и, во-вторых, выполняла специальные задания. Излишне говорить о том, что янычары воспитывались в ненависти к сербам, да и не только к сербам, но и ко всем православным. Некоторые из них занимали в старой Турции большие посты. Например, Мехмед Соколович были великим визирем. У Мехмеда был брат, который жил в Сербии. С детских лет он отличался благочестием, а в зрелом возрасте стал Сербским Патриархом с именем Макарий. Это случилось в 1557 году.
- У Сербской Церкви много небесных молитвенников, и первый среди них - святитель Савва Сербский. Были ли какие-то знамения, что он по-прежнему с вами и, как и раньше, помогает вам?
- Наш родоначальник Савва Неманич все время со своим народом и неустанно молится о нас. Нам были знамения о предстоящих страданиях сербского народа. В 1995 году в праздник святого Саввы, когда Святейший Патриарх Павел служил Божественную литургию в кафедральном соборе, гром ударил в колокол на колокольне. Это был знак наших будущих страданий. В мае того же года было массовое изгнание сербов из Словении и Хорватии. А на следующий год из Далмации и Сербской Краины было изгнано двести тысяч сербов. К концу 1999 года число беженцев-сербов достигло миллиона.
Наш дом - это Небесное Отечество, а у нашего земного Отечества нет даже имени. Я живу в Югославии, у меня югославский паспорт. То, что мое имя написано латиницей, меня не беспокоит. Меня беспокоит то, что моя родина называется не Сербией. А "югославских левых" это не беспокоит.
Еще одна печаль: дети учатся по очень плохим учебникам, составленным зачастую еще во времена Моше Пияде (главного идеолога титовского режима, которому принадлежала фраза: "сломать хребет великосербскому гегемонизму!" - Н.К.). Они изучают, например, историю национально-освободительного движения Сербии, но не изучают историю своих святых предков... Мы живем и дышим только благодаря молитвам и заступничеству святого Саввы и других сербских святых перед Богом и Его Пречистой Матерью.
- В Сербской Православной Церкви, конечно, есть великие подвижники благочестия - старцы, которые день и ночь молятся о сербском народе. Говорили ли они какие-то пророчества о Сербии?
- Самый главный пророк после святого Саввы - епископ Николай (Велимирович), который и предсказал все страдания нашей Церкви и сербского народа. Архимандрит Иустин (Попович), который почил в 1979 году, и его ученики - епископы Артемий (Родославлевич), Афанасий (Евтич) и Ириней (Булович) - это, говоря языком Евангелии, камни в основании нашей Церкви, и они тоже говорили о наших близких бедах.
- Что вы можете сказать в заключение?
- В заключение я приведу слова митрополита Черногорско-Приморского Амфилохия, которые он произнес в одной из своих проповедей: "Чтобы золото стало золотом, оно должно семикратно пройти через горнило, а мы хотим стать золотом, не пройдя огонь страдания. Мы хотим быть участниками Воскресения Христова, забывая, что прежде Воскресения Спаситель был распят и Кровь Свою пролил за нас и спасение мира, забываем, что путь Его - путь Богочеловека. Забываем, что это и наш единственный путь, что и мы должны пройти через распятие, через крестное страдание Христово, вместе с Ним и со всеми Его святыми умирая, чтобы вместе с Ним воскреснуть. К этому призывает нас сейчас Господь, и для этого Он избрал нас между всеми народами земными, как бы странно и непостижимо это ни звучало".
Я уверен, что и нынешнее поколение останется на высоте этого Божественного доверия. И потому снова повторю слова святого пророка: "Господь - просвещение мое и Спаситель мой, кого убоюся?".
Беседовал Николай Николаевич КОКУХИН
|