февраль 2001г

 Свет Православия

НЕОТЪЯТЫЙ ОМОФОР
Ю.Ю. Воробьевский

Наступление "мира" на Афон приобрело как никогда грозные очертания. Его "реконструкция" приурочена к следующей, греческой Олимпиаде. Страшные реалии, описанные в статье "Афон во вспышках молний" ("Русский Дом" № 1), вызывают вопрос: что делать, как спасать Святую гору?

Иеросхимонах Иаков: "Престолу Ксилургу 
- 1000 лет"

25 марта 1821 года, после начала греческого восстания, в Константинополе, прямо на воротах патриаршей резиденции, турками был повешен патриарх Григорий. Тогда же султан распорядился разрушить все монастыри Афона. Только энергичное предупреждение России заставило Османов отступиться от святыни. Укрывающий Афон омофор Матери Божией принял форму имперской политики России. Почему так дорог Афон русскому сердцу? Он - не просто живой островок той Византии, откуда мы получили Православие. Он - часть Третьего Рима, ибо эта прикровенная империя не отменяет все прошлые православные царства, а объединяет их. Согласно псковскому старцу Филофею, в Москве сошлись, "снидошася", их судьбы. Понимание этой общности отразилось еще в грамоте Московского Собора 1589 года.

 В ней говорится о поставлении в Москве Патриарха "Собором Российского и Греческого царства". Это поставление произошло волей русского царя, Вселенского патриарха и - в отсутствие византийского императора - волей Греческого царства. Того царства, что продолжается, благодаря его слиянию с Российским - в лоне Третьего Рима. Поэтому неотъемлемой его частью и является Святая гора. Нам ничего об этом не скажет политическая карта. Священная география существует в другом измерении.
Теперь - несколько исторических фактов.
Современный исследователь Н. Панайоти пишет: "Когда союзные государства, Англия и Франция, отказались вести войну за освобождение Греции, Россия одна объявила войну Турции в 1828 г., и ее войска подошли почти к вратам Константинополя, потеряв более 200000 своих воинов. После этого по Адрианопольскому миру, заключенному между Турцией и Россией, была признана независимость Греции и дано право всем православным, невзирая на их национальность и подданство, селиться на Афоне".
За освобождение единоверцев от турецкого ига в XVIII веке Россия вела с Турцией три войны, а в XIX - четыре. Во время этих кампаний русские не могли попасть на Афон. В результате количество наших монахов на Святой горе катастрофически сократилось. Даже в русском монастыре главенство перешло к грекам.
Тогда одному из греческих старцев в видении явился св. Пантелеимон и сказал: "...если в моем монастыре не будет русских - монастырь придет в упадок". Только небесное заступничество помогло немногочисленным русским монахам поселиться в собственной исконной обители. И потребовалось пережить еще немало искушений, чтобы наша братия во главе с игуменом Макарием окончательно вернула здесь свои права. Заступаться за иноков пришлось в самом Константинополе - послу графу Игнатьеву. Наконец он получил возможность написать: "Не только о. Макарий игуменствует теперь благополучно, но и все монастыри наперерыв в нас заискивают, и протат (орган Афонского самоуправления. - Ю.В.) написал мне повинную грамоту самым смиренным образом".
2 ноября 1912 года греческий отряд высадился в афонском порту Дафни и горстка турецких чиновников сдалась без боя. Османскому игу на Святой горе пришел конец. Воинов - с хоругвями, иконами, колокольным звоном - встречала братия Пантелеимонова монастыря. Командир отряда Георгий Папагеоргиу произнес прочувствованную речь: без России, расшатавшей мощь Османов, не пришла бы эта победа. Капали слезы умиления... и одновременно представители греческих монастырей писали правительству: необходимо присоединить Афон к Греции. Сначала не получилось. На Лондонской европейской конференции было решено образовать на Афоне нейтральную территорию - под покровительством России. Управляться она должна была делегатами от Румынии, Болгарии, Сербии, Черногории и Греции. Первая мировая война помешала осуществить эти планы, хотя конференции в Бухаресте и Лозанне подтвердили международный статус Афона.
И вот 1926 год. Греция в одностороннем порядке объявляет полуостров своей территорией, а святогорцев - своими подданными. Вплоть до 1955 года на Афон не было впущено ни одного монаха-иностранца. Оскудевшие обители приходили в окончательный упадок. Братия нашего монастыря буквально вымирала. Она сократилась с 651-го до 95 насельников.
Шестьдесят восемь русских келий из восьмидесяти двух, разбросанных по этому Уделу Матери Божией, опустело.
Тогда же, в 1926 году, греческое большинство в Афонском киноте установило некоторые специфические правила, направленные на все ту же "эллинизацию" Святой горы. Например, если обитель пустует три месяца, то, чьей бы она ни была прежде - русской, болгарской или сербской, - она переходит к грекам... Не такая ли судьба ждет теперь скит Ксилургу? Тот самый, что был заложен для наших соотечественников стараниями Анны, дочери византийского императора, ставшей супругой равноапостольного князя Владимира! Такая утрата вполне возможна, ибо единственный насельник скита - старый иеросхимонах Иаков, постриженник Глинской пустыни еще до ее разгона. Как реликвию хранит он кусочки древних фресок из русской кельи Первомученика Стефана, которая уже перешла в чужие руки. Неужели из нашей братии туда нельзя было благословить хотя бы одного монаха? Попробуй приди туда теперь! В ответ услышишь привычное греческое "охи-охи" ("нет-нет")! За последнее время так было утрачено немало. Не хватает братии - слышим мы в ответ на свое недоумение. Что ж, отчасти в этом ответе правда есть: ее численность, пусть и негласно, но сдерживается.
Веками на этой благословенной земле ни у кого не спрашивали паспорта. Насельнику нужно было лишь удостоверить свое Православие. Теперь же, не имея греческих документов, подвизаться на Святой горе нельзя. А иностранцам они даются нечасто. Отсюда, рассказывают афонские насельники, - негласная квота: например, русских - не более семидесяти... Когда же подавляющее большинство святогорцев откажется получать новые электронные карточки (а это будет несомненно так), то регулировать численность будет еще проще.
Похоже, на амбициях греков, на их страхе по поводу "русской экспансии" удачно играет мировая закулиса. Уж там-то понимают: если кто и может помешать ее планам, то это именно русские и Россия... Главные ворота патриаршей резиденции в Константинополе после расправы над патриархом Григорием заложены. Похоже, они не напоминают бедным грекам ни о чем.
По сути, человеческая воля тщится отнять у Матери Божией Ее Удел. Установить здесь "гражданские" порядки и запродать обители на Запад. На земле, где деньги прежде были бессильны, установить последний "удел мамоны". Именно такова обратная сторона финансовой "помощи" Афону со стороны ЕЭС.
Как остановить это бедствие? Не пора ли русским решительно - при поддержке государства и Русской Православной Церкви - предъявить свои права на отнятые обители? Кстати, на силу, волю и решительность греки внимание обращают. Когда наши десантники заняли аэродром в Приштине, нескольким русским афонцам были тут же выданы паспорта... Россия спасала Афон неоднократно. И сейчас может хотя бы отсрочить падение Святой горы - пусть даже путем юридических процедур.
Да, мы должны помнить и давний пример возвращения нашего Пантелеимонова монастыря, и опыт русского дипломата графа Игнатьева. Уж он-то вопросы собственности на Афоне, в Мирах Ликийских и на Святой земле решал эффективно. С помощью дипломатических, юридических, финансовых методов противостоял он лукавству греков, распространивших свое влияние до самых верхов Османской империи. Тогда наши афонские монахи писали: "Если бы не искреннее участие русского посла, столь для нас неоценимо-благодетельное, то... греки выгнали бы нас с Афона, в чем и состояла главная задача всех притеснений и обид, сделанных ими русским. Мы не раз слышали их совещания между собой, что нужно успокоить русских, пока послом в Константинополе г. Игнатьев, а когда не будет г. Игнатьева, тогда можно поступить с русскими, как угодно, ибо никто за них прежде не заступался, никто не заступится и после".
Никто не заступится и после... Неужели они были правы?
Но удержать Афон от падения может лишь Россия, которая способна удержаться сама. В свою очередь, если удержится (в Православии) наша страна, то Господь - до времени - будет терпеть и весь остальной мир - "цивилизацию", живущую взаймы у Третьего Рима и не понимающую этого, ибо с благодатью отходит и понимание вещей...
Да, удерживающая сила падет тогда, когда православный мир перестанет рождать праведников. Прекратится восполнение числа отпавших ангелов на Небе. Тогда в глазах Бога история потеряет смысл. И начнется Страшный Суд.
Да, с будущим маленького Афона прямо связана судьба мира! Судьба... Суд Божий.

Фото Владимира Михайловича Ходакова